Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт
Как важна работа тормозов в экстремальных условиях, знают все, часто от них зависит жизнь водителя и других участников дорожного движения. Если только у вас не работает педаль тормоза, следует сразу же прекратить использование транспортного средства. Уберечься от несчастных случаев поможет устранение неисправности тормоза. Чтобы знать, какие могут возникнуть неполадки и как починить машину, нужно очень хорошо знать принцип работы тормозного устройства. Рассмотрим подробно, как работает на ВАЗ-2109 тормозная система.
Читайте также Как проверить датчик Холла на ВАЗ-2109 (инжектор, карбюратор)
Схема тормозов ВАЗ-2109
Устройство тормозов на модели ВАЗ-2109 можно назвать классическим, оно почти не подвергалось никаким переделкам по отношению к аналогичным автомобилям предыдущих выпусков.
Главной особенностью тормозного устройства данной модели ВАЗа является наличие диагонального разделения на контуры. Эта система повышает уровень безопасности при торможении. Как работает такая система? Каждый контур гидропривода тормозов имеет свою зону ответственности: первый отвечает за функционирование правого переднего и заднего левого тормозного механизма, второй – за переднего левого и заднего правого. В случае, если отказывает в работе один из тормозных контуров, то системой используется второй контур. И таким образом происходит торможение и остановка автомобиля.
Непосредственно схема работы тормозного устройства: водитель нажимает на педаль торможения, сигнал передается на толкатель, после этого происходит поочередное вдавливание 2-х поршней в главный тормозной цилиндр, выступающий в роли распределителя тормозной жидкости по системе, которая образует наличие давления в системе. Это давление по шлангам поступает на цилиндры тормозов, и машина начинает тормозить.
Следует учесть, что давление в тормозной системе ВАЗ-2109 довольно-таки существенно. Во избежание порывов и протекания жидкости, нужно использовать только качественные металлические трубки и шланги с армированием.
Прокачка тормозного устройства
Чтобы тормоза никогда не отказывали, следует проводить прокачку. Когда это нужно делать:
-
после любого ремонта;
-
после замены каких-либо компонентов;
-
при замене тормозной жидкости;
-
после смены колодок;
-
после замены шлангов;
-
при смене цилиндров.
При любом вмешательстве, указанном выше, и некоторых других, в тормозную систему может попасть воздух. Чтобы избавиться от воздуха, который препятствует эффективной работе авто, нужно выполнить прокачку.
Предварительно требуется очистить от грязи все соединительные шланги и трубопроводы, чтобы убедиться в их герметичности. При очистке нельзя пользоваться острыми предметами. После этого нажать на педаль и застопорить ее. Следует внимательно осмотреть все соединения, чтобы они были сухими, если где-то просачивается жидкость, нужно подтянуть крепления.
Когда все готово, можно начать собственно прокачку тормозов. Лучше это делать вдвоем. Сначала нужно надеть резиновый шланг на головку цилиндра, ослабить затяжку штуцера и начать выпускать воздух. Вскоре вместе с воздухом начнет выходить и тормозная жидкость. Закручиваете штуцер, после этого следует нажатие на педаль. Так прокачиваете до тех пор, пока в тормозной жидкости не будут появляться пузырьки воздуха. По окончании работ крепко затянуть штуцеры и надеть на них колпачки.
Не стоит забывать и о порядке проведения прокачки. Начинать нужно с заднего правого колеса, далее переднее левое, после заднее левое и, наконец, переднее правое. Порядок этот нарушать нельзя.
Неполадки тормозной системы и их устранение
Перед любым выездом на авто следует первым делом проверить тормоза. Мигание лампочки, входящей в тюнинг, оповестит вас о нехватке тормозной жидкости. Следует долить ее и сделать прокачку тормозов.
Могут быть и такие неполадки, как протекание жидкости. Об этом свидетельствуют маслянистые пятна под машиной. Узнать, откуда происходит утечка, можно только непосредственным осмотром. Обнаружив место протекания, нужно устранить причину разгерметизации и прокачать. Но если следов протекания не видно, а количество жидкости уменьшается, то это может свидетельствовать о проблемах с главным тормозным цилиндром. При этом ТЖ попадает в камеру вакуумного усилителя. Во всех этих случаях главное – найти причину утечки и устранить ее (и не забыть прокачать тормоза).
В других ситуациях, когда тормоза работают с перебоями, причиной может быть регулятор давления. Он требует доработки или регулировки. Но и после восстановления в этом случае может возникнуть такая ситуация, когда на тормозную поверхность колеса попадает смазка и, например, задняя пара колодок замаслена, а передняя работает, как положено. Торможение при этом происходит неравномерное. Здесь надо очистить загрязненную поверхность.
Бывает и такая неприятность, когда растормаживание не происходит до конца. Если здесь задействованы все колеса авто, то следует отладить свободный ход педали. Если же это касается одного из колес, то причиной может быть или какой-то тормозной цилиндр, или регулятор давления.
Это основные проблемы в тормозной системе ВАЗ-2109. Сколько еще существует других, но все они являются побочными. Чтобы их избежать, нужно самое элементарное: следить за уровнем тормозной жидкости, вовремя менять ее, содержать в чистоте тормозные колодки. Берегите свою машину и приятных вам поездок!
Схема тормозной системы ВАЗ 2108, 2109
Автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 имеют двухконтурную рабочую тормозную систему. Тормозная система диагональная. 1-й контур – переднее левое колесо, заднее правое колесо, 2-й контур – переднее правое колесо, заднее левое. При выходе из строя одного контура, второй обеспечит затормаживание автомобиля (хотя и менее эффективное). Привод тормозной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 гидравлический, состоящий из главного тормозного цилиндра с вакуумным усилителем.
В системе имеется регулятор давления тормозной жидкости ограничивающий ее поступление в задние тормозные механизмы при недостаточной нагрузке на заднюю ось, тем самым предотвращая блокировку задних колес и занос задней оси при резком торможении.
Элементы рабочей тормозной системы
1.Тормозной механизм заднего левого колеса.
2.Тормозной шланг.
3.Тормозная трубка.
4.Тормозной механизм переднего левого колеса (суппорт).
5.Тормозной шланг.
6.Тормозная трубка.
7.Главный тормозной цилиндр.
8.Тормозной механизм переднего правого колеса (суппорт).
9.Тормозной шланг.
11.Бачок главного тормозного цилиндра.
12.Вакуумный усилитель.
13.Педаль тормоза.
14.Тормозная трубка.
15.Тормозной шланг.
16.Тормозной механизм заднего правого колеса.
17.Регулятор давления жидкости в тормозных механизмах задних колес.
18.Рычаг регулятора давления.
Примечания и дополнения
— Помимо рабочей тормозной системы на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 имеется стояночная тормозная система («ручник»).
Еще статьи по тормозной системе автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Прокачка тормозов на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Тормозной цилиндр заднего колеса автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Схема включения стоп сигналов и стояночного тормоза на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Двигатель глохнет при нажатии на педаль тормоза, причины
— Регулировка «ручника» автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 имеют две тормозных системы: рабочую и стояночную.
Рабочая тормозная система гидравлическая двухконтурная, диагональная. Передние тормозные механизмы дисковые, задние барабанные. Для уменьшения усилия при торможении в системе имеется вакуумный усилитель. Для предотвращения блокировки задних колес при резком торможении и предотвращения заноса — регулятор давления.
Справка по тормозной системе автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Тормозная жидкость — DOT-4
Заправочный объем гидропривода тормозной системы ВАЗ 2108, 2109, 21099 — 0,55 л
Свободный ход педали тормоза — 3-5 мм
Количество щелчков рычага «ручника» — 2-4
Минимальная толщина накладок тормозных колодок переднего тормозного механизма — 1,5 мм
Минимальная толщина тормозного диска передних тормозных механизмов — 10,8 мм
Максимальное биение тормозного диска — 0,15 мм
Максимальный диаметр рабочей поверхностей тормозного барабана — 201,5 мм
Минимальная толщина накладок тормозных колодок задних тормозных механизмов — 1,5 мм
Справка: моменты затяжки резьбовых соединений в тормозной системе автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Гайки крепления вакуумного усилителя тормозов к кузову (М8) — 31-38 Н.м (3,2-3,9 кгс.м)
Гайки крепления вакуумного усилителя тормозов к кронштейну (М10) — 26,5-32,3 Н.м (2,7-3,3 кгс.м)
Гайки крепления главного тормозного цилиндра к вакуумному усилителю (М10) — 26,5-32,3 Н.м (2,7-3,3 кгс.м)
Наконечник шланга переднего тормозного механизма (М10х1,25) — 29,4-33,4 Н.м (3,0-3,4 кгс.м)
Болты крепления переднего тормозного механизма к поворотному кулаку (М10х1,25) — 29,1-36,0 Н.м (3,0-3,7 кгс.м)
Болты крепления рабочего цилиндра переднего механизма к направляющим пальцам (М8) — 31-38 Н.м (3,2-3,9 кгс.м)
Болты крепления рабочего цилиндра переднего тормозного механизма к суппорту (М12х1,25) — 95,9-118,4 Н.м (9,8-12,1 кгс.м)
Штуцеры тормозных трубок (М10) — 14,7-18,2 Н.м (1,5-1,9 кгс.м)
Болты крепления рабочего цилиндра заднего тормозного механизма (М6) — 3,3-7,7 Н.м (0,3-0,8 кгс.м)
Гайка крепления регулятора давления задних тормозных механизмов (М8) — 10,4-24,2 Н.м (1,1-2,5 кгс.м)
Болт крепления регулятора давления к кронштейну (М8) — 10,4-24,2 Н.м (1,1-2,5 кгс.м)
Примечания и дополнения
— Тормозная система автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 требует периодической проверки — раз в 15.000 км пробега.
— Средний ресурс передних тормозных колодок — 30-40 тыс км пробега, задних — 60-70 тыс. Передние тормозные диски «живут» до 60-70 тыс, барабаны до 150 тыс. Приведенные цифры могут отличаться на автомобилях эксплуатируемых в разных условиях, а так же от качества применяемых запасных частей.
Еще статьи по тормозной системе автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Устройство автоматической регулировки зазора в задних тормозах
— Устройство задних тормозных механизмов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Схема ручного стояночного тормоза автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Вибрация и биение при торможении
— Тормозные барабаны ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Тормозные диски ВАЗ 2108, 2109, 21099
Тормозная система ваз 2109 такая же, как и у всех автомобилей, выпущенных в далекие 90-ые. До сегодняшнего дня она так и не претерпела значительных изменений.
Систему можно считать уже классической, по той простой причине, что в ней используется гидравлический привод и двухконтурная конструкция.
Главным недостатком такой системы можно считать большое давление, которое требует использование надежно армированных шлангов и металлических трубок. В случае пренебрежения этими элементами, может произойти утечка жидкости.
Преимуществом является то, что если оборвется один шланг, то это не повлияет на торможение и оно будет проводиться так же в два колеса. Это позволяет избежать аварийных ситуаций, а в крайнем случае появляется возможность использовать стояночный тормоз.
Схема
Схема тормозной системы ваз 2109 достаточно проста и не имеет каких-то сложных деталей. Это упрощает ее ремонт и делает идеальной машиной для начинающих автовладельцев.
Если говорить обобщенно, то она состоит из:
- Основного тормозного цилиндра;
- Рабочего механизма тормоза;
- Усилителя тормозов пневмовакуумного типа;
- Контактных трубопроводов с высоким давлением;
- Расширительной емкости, в которую заливают тормозную жидкость;
- Тормозных дисков колес, расположенных на оси спереди;
- Барабаны тормоза колес, расположенных на оси сзади.
Ниже представлен чертеж тормозной системы ваз.
Главные элементы тормозной системы
Тормозная система автомобиля ваз 2109 включает в себя множество вспомогающих деталей, но главными элементами конструкции являются:
- ГТЦ. Главный тормозной цилиндр. Самая важная часть системы, которая создает давление в трубах. Этот элемент сделан из поршня, двигающегося по идеальной, плоской поверхности. Резиновые кольца используются для того, чтобы уплотнить соединения между составными частями.
На заметку, эти кольца необходимо менять во время ремонта независимо от того, целые они или нет.
- Тормозная жидкость, которая заливается в ГТЦ достаточно агрессивна. В ее состав входит множество присадок. Но именно они гарантируют качественную работу двигателя. Минус такой системы в том, что составные части этой жидкости быстро улетучиваются. Поэтому лучше менять тормозную жидкость хотя бы раз в год;
- Усилитель вакуума. Он расположен между салоном и отсеком, где расположен мотор. Представляет собой большую емкость, формы цилиндра. Усилитель соединен с главным тормозным цилиндром и усилителя протянут шланг к системе впрыска горючего (карбюратор).
- Функция этого элемента — сделать проще управление транспортным средством. А заключается это упрощение в снижении усилия, требующего для нажатия на педаль тормоза.
На заметку. Если вы считаете, что этот элемент тормозной системы не особо важный, то проедьтесь на «Жигули» старого образца, в которых отсутствует усилитель вакуума. Разница просто огромная, как в удобстве управления, так и в эффективности торможения;
- Тормозные суппорты. Функция этих суппортов — прижимания тормозной колодки к верхней части диска. При ремонте автомобиля модели ваз 2109 суппорты заменяют очень в редких случаях по той причине, что ресурс их использования очень большой. Конструкция состоит из корпуса, сделанного из алюминия, в котором есть два отверстия. В одно из отверстий подключается трубка при помощи шланга. В другое — вставляется штуцер. Внутри самого устройства есть поршень, сделанный из стали, который активирует колодки;
- Регулятор давления. Элемент, предназначение которого является повышение эффективности тормозной системы. Весь процесс торможение на 70-80 процентов делается колесами передней оси. Остальной процент торможения выполняет задняя тормозная система ваз 2109. Конечно, этот параметр условный и зависит от множества факторов вроде нагрузки на автомобиль и т.д. Поэтому разработчики сделали так, чтобы тормозная система модели ваз 2109 смогла, независимо не от кого, регулировать усилия на суппортах колес передней и задней оси.
Эта простая технология позволяет снизить давление в трубе, подающей жидкость к задним колесам.
Все о тюнинге автомобилей читайте здесь, актуальные новости в мире седанов тут.
Возможные неисправности тормозной системы
Неисправности тормозной системы ваз 2109 могут носить разный характер и их достаточно много. В этом пункте мы разберем самые основные:
- Неисправность педали тормоза. В этом случае она может не только не работать, но и работать не так, как нужно. Имеется в виду, что при нажатии на педаль повышается нагрузка. То есть водитель слабо нажимает, но торможение происходит слишком резко. При такой поломке автомобиль может тормозить скачками;
- Длительный путь торможения. В этом случае, при нажатии на тормоз, само торможение не происходит или в несколько раз увеличивается тормозной путь автомобиля;
- Колеса тормозят не одновременно. Этот случай достаточно редкий, но если он происходит, то тормозной путь транспортного средства возрастает в несколько раз и автомобиль начинает при торможении вилять.
- Что касается стоимости ремонта этих неисправностей, то тут все неоднозначно. Ведь цена тормозной системы ваз 2109 может зависеть как от региона проживания автовладельца, так и от сервиса, которым вы пользуетесь.
За капитальный ремонт в среднем уходит около 10-15 тысяч, с учетом замены/ремонта всех деталей.
Несмотря на свою простоту и относительно устаревшую конструкцию, тормозная система ваз 2109 имеет больше преимуществ, чем недостатков. Следует отметить дешевизну ремонта тормозной системы, что позволяет обслуживать машину людям даже с небольшим уровнем достатка. На нашем сайте вы также можете посмотреть видео о тормозной системе ваз 2109.
На автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 применена рабочая тормозная система с диагональным разделением контуров (рис. 8.1), что значительно повышает безопасность вождения автомобиля. Один контур гидропривода тормозов обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой тормозной контур — левого переднего и правого заднего. При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью. В гидравлический привод тормозов включены вакуумный усилитель 6 и двухконтурный регулятор давления задних тормозов 9. Стояночная тормозная система на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 имеет привод на тормозные механизмы задних колес.
Вакуумный усилитель тормозов. Резиновая диафрагма 10 (рис. 8.2) вместе с корпусом 21 клапана, делят полость вакуумного усилителя на две камеры: вакуумную камеру А и атмосферную камеру В. Камера А соединяется с впускной трубой двигателя. Корпус 21 клапана пластмассовый. На выходе из крышки он уплотняется гофрированным защитным чехлом 13. В корпусе клапана размещен шток 1 привода главного цилиндра тормозов с опорной втулкой, буфер 20 штока, поршень 12 корпуса клапана, клапан 18 в сборе, возвратные пружины 16 и 17 толкателя и клапана, воздушный фильтр 14, толкатель 15. При нажатии на педаль тормоза перемещаются толкатель 15, поршень 12, а вслед за ними и клапан 18 до упора в седло корпуса клапана. При этом камеры А и В разобщаются. При дальнейшем перемещении поршня его седло отходит от клапана и через образовавшийся зазор камера В соединяется с атмосферой. Воздух, поступивший через фильтр 14 в зазор между поршнем и клапаном и канал D, создает давление на диафрагму 10. За счет разности давления в камерах А и В корпус клапана перемещается вместе со штоком 1, который действует на поршень главного тормозного цилиндра. При отпущенной педали тормоза клапан отходит от своего корпуса, и через образовавшийся зазор и канал С камеры А и В сообщаются между собой.
Регулятор давления тормозов регулирует на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля. Регулятор давления тормозов включен в оба контура тормозной системы, и через регулятор давления тормозов тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.
Регулятор давления тормозов 1 (рис. 8.3) прикреплен к кронштейну 9 двумя болтами 2 и 16. При этом передний болт 2 одновременно крепит вильчатый кронштейн 3 рычага 5 привода регулятора давления тормозов. На пальце этого кронштейна шарнирно штифтом 4 закреплен двуплечий рычаг 5. Его верхнее плечо связано с упругим рычагом 10, другой конец которого через серьгу 11 шарнирно соединен с кронштейном р
Тормозная система ВАЗ 2109
В 1987 году первые владельцы ВАЗ 2109 слыхом не слыхивали об ABS или о тракшн-контроле. Тормозная система ВАЗ 2109 была проста, и в этом был её плюс и минус. Минус — она заметно уступала лучшим образцам мирового автопрома в функциональности. А плюс — высочайшая выносливость и ремонтопригодность. «Девяточные» тормоза выдерживали езду по отечественным дорогам и ремонты частном в гараже своими руками.
Вернуться к оглавлению
Принцип работы тормозов ВАЗ 2109
Модель 2109 оборудована гидравлической основной тормозной системой. Базовый принцип работы гидротормозов прост.
- Усилие с педали механически передаётся на главный тормозной цилиндр.
- Цилиндр нагнетает жидкость в магистрали.
- По магистралям усилия передаются к исполнительным механизмам передних и задних колёс.
- Колодки прижимаются к вращающимся элементам колёс, происходит торможение.
Для передачи усилий по магистралям применяется специальная жидкость. В автомобилях 90-х годов применялись, как правило, пять жидких агентов. Два масляных (моторное и трансмиссионное масло) и три водно-спиртовых (охлаждающая жидкость двигателя, жидкость для тормозов и сцепления, а также жидкость для омывателя ветрового стекла).
Жидкий агент тормозов, или «тормозная жидкость», — это слабо окрашенная в жёлто-зелёные цвета субстанция на основе двухатомного спирта этиленгликоля и полиэфиров. Эта жидкость кипит при температуре выше 150 градусов, специальные присадки обеспечивают её антифрикционные и антикоррозионные свойства. Производитель рекомендует применять жидкости класса DOT 4 и не смешивать жидкости разных марок при доливке. Жидкость токсична. При попадании её на кожу и особенно в глаза обильно промойте поражённый участок тёплой чистой водой. При значительном поражении обратитесь за медицинской помощью.
Избегайте попадания жидкости на лакокрасочное покрытие кузова вашей «девятки», оно может быть разъедено.
Вернуться к оглавлению
Элементы тормозной системы
В соответствии с базовым принципом работы схема тормозной системы ВАЗ 2109 включает следующие основные элементы:
- главный тормозной цилиндр (ГТЦ),
- передние механизмы,
- задние механизмы.
ГТЦ автомобиля ВАЗ 2109 конструктивно объединён с расширительным бачком и состоит из двух цилиндрических камер с поршнями и резиновыми уплотнителями. Поршни снабжены возвратными пружинами для обеспечения обратного хода поршня при снятии давления. Каждая из камер обслуживает свой отдельный контур. Это отличает переднеприводные автомобили от первых моделей АвтоВАЗа.
Первый контур обслуживает левое переднее и правое заднее колесо, а второй контур — правое переднее и левое заднее. Такое устройство тормозной системы ВАЗ 2109 обеспечивает приемлемое замедление автомобиля даже при выходе из строя одного из контуров. Если проваливается педаль тормоза, значит, вышли из строя оба контура, и дальнейшая езда невозможна. Это не означает безопасности движения с одним исправным контуром. В этом случае следует со всей возможной осторожностью незамедлительно двигаться на ремонт.
Устройства | Описание |
На ВАЗ 2109 устанавливают передние тормоза дискового типа. | Со ступицей колеса жёстко связан диск из высокопрочного материала. В верхней части диск проходит через суппорт, тормозные колодки которого зажимают диск под действием усилия, развиваемого приводным гидроцилиндром. |
Задние тормоза — в отличие от прототипа FIAT 124, они барабанного типа. | Этот выбор конструкторов объясняется большей устойчивостью такой конструкции к отечественным условиям эксплуатации. Тормозной барабан ВАЗ 2109 и колодки, расположенные внутри него, обеспечивают эффективное замедление автомобиля. Стояночный тормоз не имеет гидравлического привода. Фиксация автомобиля на стоянке обеспечивается механическим тросовым приводом на механизмы задних колёс. |
В состав тормозной системы «девятки» входит вакуумный усилитель, обеспечивающий уменьшение необходимого усилия на педали тормоза, и регулятор давления, предназначенный для корректировки тормозного усилия в зависимости от нагрузки на заднюю ось.
Вернуться к оглавлению
Уход за тормозной системой ВАЗ 2109
Тормоза ВАЗ 2109 критически важны с точки зрения безопасности движения. Надлежащее их обслуживание абсолютно необходимо вашей «девятке». По сравнению с предыдущими моделями «восьмёрки» и «девятки» приобрели дополнительный элемент удобства — индикатор уровня жидкости.
Он получает сигнал от устройства поплавкового типа, которым снабжён расширительный бачок тормозной жидкости ВАЗ 2109. Падение уровня жидкости требует немедленного реагирования. Надлежит осмотреть все элементы системы, и только устранив протечку, доливать жидкость.
К сожалению, внешним осмотром трудно установить степень износа фрикционных накладок колодок. Через отверстия в колёсных дисках невозможно увидеть изношена ли эта деталь. Это означает необходимость периодического осмотра машины на яме или на эстакаде. Максимальный промежуток между ревизиями, рекомендованный производителем, составляет 15 000 км или один год.
Особое вниманию состоянию стояночного тормоза уделяли в своё время сотрудники ГАИ при прохождении техосмотра. Норматив предполагает, что полностью гружёный автомобиль ВАЗ 2109 должен устойчиво держаться на уклоне 15 градусов, а машина с одним только водителем должна держать уклон 23 градуса. Сегодняшняя процедура не предусматривает непосредственного контроля технического состояния транспортного средства сотрудниками ГИБДД, но следить за состоянием стояночного тормоза по-прежнему необходимо.
Четыре щелчка до фиксации рычага парковочного тормоза обеспечат нормативные параметры состояния системы.
Вернуться к оглавлению
Неисправности тормозов «девятки»
У «девятки» достаточной надёжные тормоза. Тем не менее, неисправности случаются. К числу наиболее типичных относятся:
- ход тормозной педали увеличен;
- тормозной путь превышает норматив;
- все или некоторые колёса подтормаживают на ходу;
- автомобиль уводит в сторону при торможении;
- посторонние скрежет и вибрация при работе.
Тормоза автомобиля, в силу большой ответственности, особенно требовательны. Ремонт тормозной системы ВАЗ 2109 не рекомендуется делать своими руками. Максимальное самостоятельное вмешательство: долить жидкость до штатного уровня и с максимальной осторожностью ехать на сервис. При этом ехать рекомендуется на эвакуаторе, а не на буксирном тросе.
В высшей степени не рекомендуется производить тюнинг тормозной системы ВАЗ 2109. Переустройство тормозов требует обязательного утверждения проекта и освидетельствования автомобиля органами ГИБДД. Процедура эта сложная и результат её не гарантирован.
Прохождение этих мытарств целесообразно только в случае «вынужденного тюнинга», когда увеличение мощности двигателя требует модернизации тормозов. Но стоит ли выжимать последние соки из отечественного автомобиля возрастом в четверть века? Ну, заставите вы «старушку» разогнаться до сотни за 10 секунд. А она возьмёт и развалится на одиннадцатой секунде этой своей последней поездки. Пусть уж спокойно доживёт свой век с нефорсированным двигателем и штатной тормозной системой. Пожелайте ей здоровья и долголетия!
Буксировка при неисправной тормозной системе сопряжена с неконтролируемыми рисками.
Тормозная система
Схема гидропривода тормозов
1 – главный цилиндр гидропривода тормозов;
2 – трубопровод контура «правый передний – левый задний тормоз»;
3 – гибкий шланг переднего тормоза;
4 – бачок главного цилиндра;
5 – вакуумный усилитель;
6 – трубопровод контура «левый передний – правый задний тормоз»;
7 – тормозной механизм заднего колеса;
8 – упругий рычаг привода регулятора давления;
9 – гибкий шланг заднего тормоза;
10 – регулятор давления;
11 – рычаг привода регулятора давления;
12 – педаль тормоза;
13 – тормозной механизм переднего колеса.
Описание конструкции
Рабочая тормозная система — гидравлическая, двухконтурная (с диагональным разделением контуров), с регулятором давления 10, вакуумным усилителем 5 и индикатором недостаточного уровня тормозной жидкости в бачке. При отказе одного из контуров тормозной системы второй контур обеспечивает торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью.
Тормозные механизмы передних колес 13 — дисковые, с однопоршневой плавающей скобой. В настоящее время выпускаются тормозные колодки с механическим (акустическим) или электрическим индикатором износа. На заводе автомобили комплектуются колодками без индикатора износа или с электрическим индикатором (если на автомобиле установлен блок контроля).
Тормозные механизмы задних колес 7 — барабанные, с двухпоршневыми колесными цилиндрами и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. Устройство автоматической регулировки зазора расположено в колесном цилиндре.
Главный тормозной цилиндр 1 крепится к корпусу вакуумного усилителя 5 на двух шпильках. В отверстия в верхней части цилиндра на резиновых уплотнениях вставлен полупрозрачный полиэтиленовый тормозной бачок 4 с датчиком недостаточного уровня жидкости. На бачке нанесены метки максимального и минимального уровней жидкости. В нижней части цилиндра ввернуты два винта, ограничивающие перемещение поршней. Винты уплотнены медными прокладками. В передней части цилиндра (по ходу автомобиля) ввернута заглушка, служащая упором возвратной пружины и уплотненная медной прокладкой. Поршни в главном цилиндре расположены последовательно, ближайший к вакуумному усилителю приводит в действие левый передний и правый задний тормозные механизмы, а тот, что ближе к заглушке, — правый передний и левый задний. Уплотнительные резиновые кольца высокого давления (манжеты) главного тормозного цилиндра и задних колесных цилиндров взаимозаменяемы (номинальный диаметр 20,64 мм). Уплотнительное кольцо низкого давления — с проточкой, установлено на поршне, контактирующем со штоком вакуумного усилителя.
Вакуумный усилитель 5 расположен между педальным узлом и главным тормозным цилиндром 1 и крепится к кронштейну, который, в свою очередь, закреплен на переднем щите кузова на четырех вварных шпильках. Усилитель — неразборной конструкции, при выходе из строя его заменяют. Простейшая проверка исправности усилителя: на автомобиле с заглушенным двигателем несколько раз нажимаем педаль тормоза и, удерживая ее нажатой, запускаем двигатель. При исправном усилителе после пуска двигателя педаль должна уйти вперед. Отказ в работе или недостаточная эффективность вакуумного усилителя могут быть вызваны негерметичностью шланга подвода разрежения от впускного коллектора.
Педаль тормоза — подвесного типа, закреплена на одной оси с педалью сцепления, вращается в двух пластмассовых втулках, снабжена возвратной пружиной. Над педалью расположен выключатель стоп-сигнала; его контакты замыкаются при нажатии педали. Свободный ход педали тормоза при неработающем двигателе должен составлять 3–5 мм, он регулируется перемещением выключателя стоп-сигнала при ослабленных контргайках.
Регулятор давления установлен под полом и крепится двумя болтами к кронштейну в левой задней части кузова. Передний болт также крепит вильчатый кронштейн рычага привода регулятора давления. За счет овальности отверстий для его крепления кронштейн вместе с рычагом можно перемещать относительно регулятора давления, изменяя усилие, с которым рычаг действует на поршень регулятора (см. Проверка и регулировка привода регулятора давления задних тормозов). С увеличением нагрузки на заднюю ось автомобиля упругий рычаг также нагружается, передавая усилие на поршень. При нажатии педали тормоза давление жидкости стремится выдвинуть поршень наружу, чему препятствует усилие со стороны рычага. Когда система приходит в равновесие, клапан, расположенный в регуляторе, изолирует задние тормозные цилиндры от главного тормозного, не допуская дальнейшего роста тормозного усилия на задней оси и препятствуя опережающей блокировке задних колес по отношению к передним. При увеличении нагрузки на заднюю ось, когда сцепление задних колес с дорогой улучшается, регулятор обеспечивает большее давление в колесных цилиндрах и, наоборот, с уменьшением нагрузки давление падает. В корпусе регулятора имеется отверстие, закрытое заглушкой. Подтекание тормозной жидкости из этого отверстия говорит о негерметичности уплотнительных колец регулятора.
Плавающая скоба переднего тормоза состоит из суппорта и колесного цилиндра, которые стянуты между собой двумя винтами. Цилиндр крепится двумя болтами к пальцам, установленным в отверстиях направляющей колодок. В эти отверстия закладывается смазка. Между пальцами и направляющей колодок установлены резиновые защитные чехлы. К пазам направляющей поджаты пружинами тормозные колодки. В цилиндре установлен поршень с уплотнительным резиновым кольцом прямоугольного сечения. За счет упругости этого кольца поддерживается постоянный оптимальный зазор между тормозными колодками и диском.
Тормозные диски — чугунные. Минимальная толщина диска при износе 10,8 мм, максимально допустимое биение (на наибольшем радиусе) — 0,15 мм.
Задние колесные тормозные цилиндры снабжены устройством для автоматического поддержания зазора между колодками и барабаном. Его основной элемент — стальное пружинное разрезное кольцо, установленное на поршне с осевым зазором 1,25–1,65 мм. Упорные кольца (по 2 на цилиндр) вставлены с натягом, обеспечивающим усилие сдвига по зеркалу цилиндра не менее 35 кгс, что превышает усилие стяжных пружин тормозных колодок. При износе тормозных накладок поршни сдвигают упорные кольца на величину износа. В случае повреждения зеркала цилиндра из-за механических примесей в тормозной жидкости или коррозии (наличие воды в тормозной жидкости) кольца могут «закиснуть» в цилиндре, и один поршень (или даже оба) потеряют подвижность. В этом случае цилиндры необходимо одновременно заменить (желательно при этом заменить и тормозную жидкость).
При износе задних тормозных барабанов (овальность, биение, задиры) допускается их расточка. При этом внутренний диаметр после расточки не должен превышать 201,5 мм.
Привод стояночной тормозной системы — механический, тросовый, на задние колеса. Он состоит из рычага, регулировочной тяги, уравнителя, двух тросов, рычага привода колодок и распорной планки. Ход рычага после регулировки должен составлять 4–5 зубцов сектора, в эксплуатации — не более 8.
Тормозная система ВАЗ-2109 представляет собой двухконтурный, гидравлический привод. Давление в нем достаточно большое, поэтому необходимо использовать шланги с надежной арматурой и металлическими трубками. Конечно, их состояние должно поддерживаться на должном уровне, чтобы не было утечки жидкости. Но преимущество системы, используемой на автомобиле, состоит в том, что, если один из шлангов сломан, торможение будет по-прежнему осуществляться двумя колесами.Таким образом, чрезвычайная ситуация будет исключена. В крайних случаях вы можете использовать стояночный тормоз.
Главный тормозной цилиндрGTZ является наиболее важным, поскольку он создает необходимое давление в трубах. Он состоит из поршня, который движется в полости цилиндра вдоль идеально плоской поверхности. В качестве уплотнений используются резиновые кольца, которые необходимо заменить при проведении ремонта. Тормозная система автомобиля ВАЗ-2109 обладает высокой эффективностью, во многом она обеспечивается за счет использования надежных элементов.
Особое внимание следует уделить тормозной жидкости во время эксплуатации автомобиля. Не секрет, что он слишком агрессивен, содержит множество добавок, обеспечивающих стабильную работу. Обратите внимание, что сжатие вызывает повышение температуры жидкости, следовательно, ее вязкость изменяется. Использование добавок позволяет избавиться от этого эффекта. Один минус — дополнительные компоненты со временем испаряются. Опытные мастера рекомендуют заменять жидкость в системе не реже одного раза в два года.
Вакуумный усилитель
Если вы знаете тормозную систему ВАЗ-2109, то вы увидели, что на брандмауэре (между кабиной и моторным отсеком) имеется большая цилиндрическая форма, емкость которой связана с ГТЦ. Также из этой емкости идет шланг к карбюратору (если такая система впрыска топлива используется на автомобиле). Это вакуумный усилитель тормозов.
Служит для облегчения вождения. С его помощью сила, приложенная к педали, уменьшается в несколько раз, чтобы остановить машину.Комфорт и безопасность вам гарантированы. Чтобы оценить все преимущества использования этого устройства, попробуйте покататься на старом «Жигули», в котором нет вакуумного усилителя. Разница просто огромна — все движения колодок наносят удары по педали, а эффективность торможения крайне низкая.
Тормозные суппорты
На передней оси установлены суппорты, которые надежно прижимают колодки к поверхности диска. Когда проводится ремонт тормозной системы ВАЗ-2109, суппорты заменить крайне редко, поскольку они имеют большой ресурс.Это устройство состоит из алюминиевого корпуса, в котором имеется отверстие для соединения с трубкой при помощи шланга. Рядом находится отверстие, в которое ввинчивается ниппель, используемый для накачки системы. Внутри есть стальной поршень. Это тот, кто водит колодки.
Крепление переднего суппорта выполнено на ступице фаркопа с двумя болтами. Не нажимайте педаль тормоза при выполнении работ, если передние колодки сняты. Это заставит поршень выступать из корпуса. Собирать после этого не получится.Задняя тормозная система ВАЗ-2109 немного проще. Он использует опору, но выполнен в форме цилиндра, по обе стороны от которого расположены поршни. С их помощью происходит разведение лапок по бокам.
Регулятор давления
Этот элемент позволяет повысить эффективность тормозной системы. Не секрет, что весь процесс торможения выполняется на 75% передних колес. А в остальном — обратно. Но это приблизительное значение, оно зависит от многих параметров. Например, степень загрузки автомобиля влияет на него, а также интенсивность торможения.Поэтому для эффективной работы необходимо, чтобы тормозная система ВАЗ-2109 самостоятельно проводила регулировку силы на суппортах передних и задних колес.
Благодаря этому простому механизму уменьшается давление в трубке, благодаря которой жидкость подается на задний мост автомобиля. Крепление производится к задней балке с помощью кронштейна. При проведении ремонта резьбовые соединения должны быть предварительно обработаны проникающей смазкой. Чтобы отвинчивать концы трубок, вам понадобится специальный ключ.Его можно приобрести в автомагазинах, это обжимной тип. В отличие от углеводов или покачиваний, не облизывает лица.
Трос ручного тормоза
Можно даже сказать, что это вторичный элемент всей системы, поскольку, к сожалению, не все автомобилисты используют стояночный тормоз. Поэтому не следите за состоянием этого узла, без которого тормозная система ВАЗ-2109 покажется неполной. Причиной этого является привычка устанавливать машину на скорости. А зимой такая привычка полезна, потому что может случиться, что колодки замораживаются до барабана.В начале движения весь механизм в задних барабанах может просто развалиться.
Но часто необходим стояночный тормоз. Не каждый может правильно его настроить. Желательно вести работу на яме или подъемнике, чтобы было удобнее. Сначала поднимите рычаг стояночного тормоза двумя щелчками. Затем, используя ключи и проникающую смазку, ослабьте контргайку. Второй, с помощью регулировочной гайки, затяните трос. Опустите рычаг и проверьте, касаются ли барабаны колодок. Если нет, настройка правильная.
Замена трубок и шлангов
При выполнении этой работы используйте специальный обжимной ключ на 8, который был упомянут выше. Также вам необходимо купить медные прокладки в магазине. Старые использование запрещено, так как они деформированы и не смогут обеспечить герметичность. В общей сложности тормозная система ВАЗ-2109 имеет три гибкие трубки — для соединения передних суппортов и для соединения усилителя с контуром задних колес.
При замене шланга необходимо полностью слить жидкость.Для этого откручиваем фитинги на каждом из суппортов. На стыке гибких и жестких трубок установлен металлический кронштейн, который крепит их к кронштейну на корпусе. Также шланги крепятся к амортизатору с помощью резиновой прокладки. На стыке шланга с металлической трубкой и опорой необходимо установить медные шайбы для уплотнения.
Замена тормозной жидкости
Жидкость заменяется в системе в соответствии с планом, как указано выше, каждые два года.Но если ремонтируют тормозную систему ВАЗ-2109, устанавливают новые трубы или шланги, то необходимо долить жидкость и провести перекачку. Для этого соберите все элементы, залейте жидкость в расширительный бачок. Кровотечение осуществляется с самого дальнего колеса — заднего правого. И продвигайтесь по мере приближения к левому переднему краю, который ближе всего к тормозному цилиндру. Чтобы не запутаться в первый раз, вам поможет тормозной контур ВАЗ-2109.
Вам нужна небольшая емкость, в которую выливается тормозная жидкость.Вам также необходимо использовать небольшой кусочек прозрачного шланга. Если нет подходящего, то на время ремонта позаимствуйте у системы очистки лобового стекла. Используйте его для контроля воздуха, выходящего из системы через пузырьки. Помощник садится на место водителя, он должен выжать педаль и удерживать ее в крайнем положении. В это время вы откручиваете воздушную заслонку и выпускаете воздух. Однако при любой неисправности тормозной системы ВАЗ-2109 необходимо выполнить прокачку — это обеспечит эффективность работы.
Сменный башмак
Однако это самое простое, что можно ожидать при обслуживании. К сожалению, ВАЗ-2109 не обеспечивает контроль износа колодок, поэтому это следует делать визуально. Чтобы произвести замену, нужно снять колесо, подняв ремонтную сторону. После этого, выкрутите один болт крепления суппорта и сдвиньте переднюю часть его, освободив доступ к колодкам, которые просто снимите. Устройство тормозной системы ВАЗ-2109 таково, что нет необходимости снимать полную опору.Установить новые колодки сразу не получится. Сначала нужно подтолкнуть поршень суппорта с помощью mou
.Тормозная система ВАЗ-2109 представляет собой двухконтурную тормозную систему. Гидравлический привод. Давление в нем достаточно большое, поэтому необходимо использовать шланги с надежной арматурой и металлическими трубками. Конечно, их состояние должно поддерживаться на должном уровне, чтобы не было утечки жидкости. Но преимущество системы, используемой на автомобиле, состоит в том, что, если один из шлангов сломан, торможение будет по-прежнему осуществляться двумя колесами.Таким образом, чрезвычайная ситуация будет исключена. В крайних случаях вы можете использовать стояночный тормоз.
Главный тормозной цилиндрGTZ является наиболее важным, поскольку он создает необходимое давление в трубах. Он состоит из поршня, который движется в полости цилиндра вдоль идеально плоской поверхности. В качестве уплотнений используются резиновые кольца, которые необходимо заменить при проведении ремонта. Тормозная система автомобиля ВАЗ-2109 обладает высокой эффективностью, во многом она обеспечивается за счет использования надежных элементов.
Особое внимание следует уделить тормозной жидкости во время эксплуатации автомобиля. Не секрет, что он слишком агрессивен, содержит множество добавок, обеспечивающих стабильную работу. Обратите внимание, что сжатие вызывает повышение температуры жидкости, следовательно, ее вязкость изменяется. Использование добавок позволяет избавиться от этого эффекта. Один минус — дополнительные компоненты со временем испаряются. Опытные мастера рекомендуют заменять жидкость в системе не реже одного раза в два года.
Вакуумный усилитель
Если вы знаете тормозную систему ВАЗ-2109, то вы увидели, что на брандмауэре (между кабиной и моторным отсеком) имеется большая цилиндрическая форма, емкость которой связана с ГТЦ. Также из этой емкости идет шланг к карбюратору (если такая система впрыска топлива используется на автомобиле). Это вакуумный усилитель тормозов.
Служит для облегчения вождения. С его помощью сила, приложенная к педали, уменьшается в несколько раз, чтобы остановить машину.Комфорт и безопасность вам гарантированы. Чтобы оценить все преимущества использования этого устройства, попробуйте покататься на старом «Жигули», в котором нет вакуумного усилителя. Разница просто огромна — все движения колодок наносят удары по педали, а эффективность торможения крайне низкая.
Тормозные суппорты
На передней оси установлены суппорты, которые надежно прижимают колодки к поверхности диска. Когда проводится ремонт тормозной системы ВАЗ-2109, суппорты заменить крайне редко, поскольку они имеют большой ресурс.Это устройство состоит из алюминиевого корпуса, в котором имеется отверстие для соединения с трубкой при помощи шланга. Рядом находится отверстие, в которое ввинчивается ниппель, используемый для накачки системы. Внутри есть стальной поршень. Это тот, кто водит колодки.
Крепление переднего суппорта выполнено на ступице фаркопа с двумя болтами. Не нажимайте педаль тормоза при выполнении работ, если передние колодки сняты. Это заставит поршень выступать из корпуса. Собирать после этого не получится.Задняя тормозная система ВАЗ-2109 немного проще. Он использует опору, но выполнен в форме цилиндра, по обе стороны от которого расположены поршни. С их помощью происходит разведение лапок по бокам.
Регулятор давления
Этот элемент позволяет повысить эффективность тормозной системы. Не секрет, что весь процесс торможения выполняется на 75% передних колес. А в остальном — обратно. Но это приблизительное значение, оно зависит от многих параметров. Например, степень загрузки автомобиля влияет на него, а также интенсивность торможения.Поэтому для эффективной работы необходимо, чтобы тормозная система ВАЗ-2109 самостоятельно регулировала усилие на суппортах передних и задних колес.
Благодаря этому простому механизму уменьшается давление в трубке, благодаря которой жидкость подается на задний мост автомобиля. Крепление производится к задней балке с помощью кронштейна. При проведении ремонта резьбовые соединения должны быть предварительно обработаны проникающей смазкой. Чтобы отвинчивать концы трубок, вам понадобится специальный ключ.Его можно приобрести в автомагазинах, это обжимной тип. В отличие от углеводов или покачиваний, не облизывает лица.
Трос ручного тормоза
Можно даже сказать, что это вторичный элемент всей системы, поскольку, к сожалению, не все автомобилисты используют стояночный тормоз. Поэтому не следите за состоянием этого узла, без которого тормозная система ВАЗ-2109 покажется неполной. Причиной этого является привычка устанавливать машину на скорости. А зимой такая привычка полезна, потому что может случиться, что колодки замораживаются до барабана.В начале движения весь механизм в задних барабанах может просто развалиться.
Но часто необходим стояночный тормоз. Не каждый может правильно его настроить. Желательно вести работу на яме или подъемнике, чтобы было удобнее. Сначала поднимите рычаг стояночного тормоза двумя щелчками. Затем, используя ключи и проникающую смазку, ослабьте контргайку. Второй, с помощью регулировочной гайки, затяните трос. Опустите рычаг и проверьте, касаются ли барабаны колодок. Если нет, настройка правильная.
Замена трубок и шлангов
При выполнении этой работы используйте специальный обжимной ключ на 8, который был упомянут выше. Также вам необходимо купить медные прокладки в магазине. Старые использование запрещено, так как они деформированы и не смогут обеспечить герметичность. В общей сложности тормозная система ВАЗ-2109 имеет три гибкие трубки — для соединения передних суппортов и для соединения усилителя с контуром задних колес.
При замене шланга необходимо полностью слить жидкость.Для этого откручиваем фитинги на каждом из суппортов. На стыке гибких и жестких трубок установлен металлический кронштейн, который крепит их к кронштейну на корпусе. Также шланги крепятся к амортизатору с помощью резиновой прокладки. На стыке шланга с металлической трубкой и опорой необходимо установить медные шайбы для уплотнения.
Замена тормозной жидкости
Жидкость заменяется в системе в соответствии с планом, как указано выше, каждые два года.Но если ремонтируют тормозную систему ВАЗ-2109, устанавливают новые трубы или шланги, то необходимо долить жидкость и провести перекачку. Для этого соберите все элементы, залейте жидкость в расширительный бачок. Кровотечение осуществляется с самого дальнего колеса — заднего правого. И продвигайтесь по мере приближения к левому переднему краю, который ближе всего к тормозному цилиндру. Чтобы не запутаться в первый раз, вам поможет тормозной контур ВАЗ-2109.
Вам нужна небольшая емкость, в которую выливается тормозная жидкость.Вам также необходимо использовать небольшой кусочек прозрачного шланга. Если нет подходящего, то на время ремонта позаимствуйте у системы очистки лобового стекла. Используйте его для контроля воздуха, выходящего из системы через пузырьки. Помощник сидит на месте водителя, он должен нажать на педаль и удерживать ее в крайнем положении. В это время вы откручиваете воздушную заслонку и выпускаете воздух. Однако при любой неисправности тормозной системы ВАЗ-2109 необходимо выполнить прокачку — это обеспечит эффективность работы.
Сменный башмак
Однако это самое простое, что можно ожидать при обслуживании. К сожалению, ВАЗ-2109 не обеспечивает контроль износа колодок, поэтому это следует делать визуально. Чтобы произвести замену, нужно снять колесо, подняв ремонтную сторону. После этого, выкрутите один болт крепления суппорта и сдвиньте переднюю часть его, освободив доступ к колодкам, которые просто снимите. Устройство тормозной системы ВАЗ-2109 таково, что нет необходимости снимать полную опору.Установить новые колодки сразу не получится. Сначала нужно подтолкнуть поршень суппорта с помощью крепления, чтобы увеличить зазор от него до поверхности диска.
,Тормозная система ВАЗ-2109 представляет собой двухконтурную тормозную систему. Гидравлический привод. Давление в нем достаточно большое, поэтому необходимо использовать шланги с надежной арматурой и металлическими трубками. Конечно, их состояние должно поддерживаться на должном уровне, чтобы не было утечки жидкости. Но преимущество системы, используемой на автомобиле, состоит в том, что, если один из шлангов сломан, торможение будет по-прежнему осуществляться двумя колесами.Таким образом, чрезвычайная ситуация будет исключена. В крайних случаях вы можете использовать стояночный тормоз.
Главный тормозной цилиндрGTZ является наиболее важным, поскольку он создает необходимое давление в трубах. Он состоит из поршня, который движется в полости цилиндра вдоль идеально плоской поверхности. В качестве уплотнений используются резиновые кольца, которые необходимо заменить при проведении ремонта. Тормозная система автомобиля ВАЗ-2109 обладает высокой эффективностью, во многом она обеспечивается за счет использования надежных элементов.
Особое внимание следует уделить тормозной жидкости во время эксплуатации автомобиля. Не секрет, что он слишком агрессивен, содержит множество добавок, обеспечивающих стабильную работу. Обратите внимание, что сжатие вызывает повышение температуры жидкости, следовательно, ее вязкость изменяется. Использование добавок позволяет избавиться от этого эффекта. Один минус — дополнительные компоненты со временем испаряются. Опытные мастера рекомендуют заменять жидкость в системе не реже одного раза в два года.
Вакуумный усилитель
Если вы знаете тормозную систему ВАЗ-2109, то вы увидели, что на брандмауэре (между кабиной и моторным отсеком) имеется большая цилиндрическая форма, емкость которой связана с ГТЦ. Также из этой емкости идет шланг к карбюратору (если такая система впрыска топлива используется на автомобиле). Это вакуумный усилитель тормозов.
Служит для облегчения вождения. С его помощью сила, прилагаемая к педали, уменьшается в несколько раз, чтобы остановить машину.Комфорт и безопасность вам гарантированы. Чтобы оценить все преимущества использования этого устройства, попробуйте покататься на старом «Жигули», в котором нет вакуумного усилителя. Разница просто огромна — все движения колодок наносят удары по педали, а эффективность торможения крайне низкая.
Тормозные суппорты
На передней оси установлены суппорты, которые надежно прижимают колодки к поверхности диска. Когда проводится ремонт тормозной системы ВАЗ-2109, суппорты заменить крайне редко, поскольку они имеют большой ресурс.Это устройство состоит из алюминиевого корпуса, в котором имеется отверстие для соединения с трубкой при помощи шланга. Рядом находится отверстие, в которое ввинчивается ниппель, используемый для накачки системы. Внутри есть стальной поршень. Это тот, кто водит колодки.
Крепление переднего суппорта выполнено на ступице фаркопа с двумя болтами. Не нажимайте педаль тормоза при выполнении работ, если передние колодки сняты. Это заставит поршень выступать из корпуса. Собирать после этого не получится.Задняя тормозная система ВАЗ-2109 немного проще. Он использует опору, но выполнен в форме цилиндра, по обе стороны от которого расположены поршни. С их помощью происходит разведение лапок по бокам.
Регулятор давления
Этот элемент позволяет повысить эффективность тормозной системы. Не секрет, что весь процесс торможения выполняется на 75% передних колес. А в остальном — обратно. Но это приблизительное значение, оно зависит от многих параметров. Например, степень загрузки автомобиля влияет на него, а также интенсивность торможения.Поэтому для эффективной работы необходимо, чтобы тормозная система ВАЗ-2109 самостоятельно регулировала усилие на суппортах передних и задних колес.
Благодаря этому простому механизму уменьшается давление в трубке, благодаря которой жидкость подается на задний мост автомобиля. Крепление производится к задней балке с помощью кронштейна. При проведении ремонта резьбовые соединения должны быть предварительно обработаны проникающей смазкой. Чтобы отвинчивать концы трубок, вам понадобится специальный ключ.Его можно приобрести в автомагазинах, это обжимной тип. В отличие от углеводов или покачиваний, не облизывает лица.
Трос ручного тормоза
Можно даже сказать, что это вторичный элемент всей системы, поскольку, к сожалению, не все автомобилисты используют стояночный тормоз. Поэтому не следите за состоянием этого узла, без которого тормозная система ВАЗ-2109 покажется неполной. Причиной этого является привычка устанавливать машину на скорости. А зимой такая привычка полезна, потому что может случиться, что колодки замораживаются до барабана.В начале движения весь механизм в задних барабанах может просто развалиться.
Но часто необходим стояночный тормоз. Не каждый может правильно его настроить. Желательно вести работу на яме или подъемнике, чтобы было удобнее. Сначала поднимите рычаг стояночного тормоза двумя щелчками. Затем, используя ключи и проникающую смазку, ослабьте контргайку. Второй, с помощью регулировочной гайки, затяните трос. Опустите рычаг и проверьте, касаются ли барабаны колодок. Если нет, настройка правильная.
Замена трубок и шлангов
При выполнении этой работы используйте специальный обжимной ключ на 8, который был упомянут выше. Также вам необходимо купить медные прокладки в магазине. Старые использование запрещено, так как они деформированы и не смогут обеспечить герметичность. В общей сложности тормозная система ВАЗ-2109 имеет три гибких
.В статье расскажем, как заменить подшипник задней ступицы. ВАЗ 2109 является переднеприводным автомобилем, за ним стоят цилиндрические подшипники. Если они вышли из строя, то эта проблема немедленно проявится. Существует очень сильный вой, который давит на уши. Такое чувство, что вы находитесь в самолете, который вот-вот начнет взлетать. Даже при движении с включенной нейтральной передачей этот звук продолжает слышаться и не исчезает.Конечно, чем больше износ подшипника, тем громче этот вой. Все работы выполняются только с помощью специальных инструментов. В случае, если у вас их нет, вы можете сделать ремонт и с помощью подручных инструментов, но это будет намного сложнее и дольше.
Как проверить подшипник ступицы
Но сначала нужно сделать диагностику, это необходимо сделать до замены подшипника ступицы заднего колеса. ВАЗ 2109 — несложный автомобиль, все проверки задней подвески довольно просты.Чтобы проверить целостность подшипника, вам нужно сделать некоторые манипуляции. От руки раскрутите колесо, в ступице которого происходит отказ подшипника, и послушайте, что это за звуки. Если подшипник полностью исправен, посторонние звуки не будут наблюдаться. Но сломанное устройство выдает себя немедленно, так как будет шум. Это очень похоже на то, как будто шары катятся в металлическом зажиме. Есть даже ощущение, что внутри просто нет смазки. Если неисправность только на одной стороне автомобиля, то у вас есть возможность сравнить звуки, когда оба колеса вращаются.
Какие инструменты вам нужны?
Самое главное — ключ от 30. Воротник должен быть как можно длиннее. Крутящий момент гайки на ступице очень большой. Тем не менее, гаечный ключ подходит, если он имеет небольшие изгибы. При снятии и установке вам понадобится перфоратор или небольшое зубило. Желательно приобрести универсальный съемник для подшипников, а также для ступицы колеса. Вам нужно иметь хотя бы несколько плоскогубцев, но лучше, конечно, съемник для стопорных колец. Также необходимо иметь в своем арсенале ключ на 12 или 8, в зависимости от того, какой пин находится в вашем хабе.С помощью этого ключа необходимо открутить направляющий штифт, которым закреплен барабан. Но контргайка ручки поворачивается с помощью ключа на 13. Иногда требуется 14-головочная головка. И самый важный инструмент в этой процедуре — хороший молоток. Без нового подшипника в комплекте с стопорными кольцами и гайками вам не обойтись. Однако замена подшипника переднего колеса ВАЗ 2109 выполняется аналогичным образом.
Подготовка к ремонту
Гораздо удобнее проводить все ремонтные работы на инспекционной яме.Конечно, при его отсутствии вы можете установить всю заднюю часть автомобиля на опоры. Для этого вам необходимо надежно закрепить кузов автомобиля, установив его на ровную поверхность. Передние колеса должны быть оснащены упорами, и первая передача включена. Перед началом работ необходимо освободить гайку, на которой был затянут ручной рычаг.
Обращаем ваше внимание, что при проведении работ без инспекционной ямы необходимо полностью вывешивать борт автомобиля, на котором производится техническое обслуживание.Под ним устанавливают надежную опору, а затем с горем пополам добираются до места установки контргайки. Работы выполняются по замене подшипника ступицы, аналогичной всем версиям переднеприводных автомобилей. На ступице колеса установлен защитный колпачок, который необходимо снять. После этого вооружите себя зубилом и молотком, выпрямите загнутый край на гайке. Процедура довольно проста, поэтому не требует особых пояснений. Таким же образом передняя ступица ВАЗ 2109 заменена.Различия незначительны.
Откручивание гайки
Теперь необходимо ослабить колесную втулку ступицы. Возьмите ключ на 30, при необходимости увеличьте длину запястья. Чем длиннее рычаг, тем легче будет открутить эту гайку. И медленно затягивает затягивание. Выдвинуть ручку ключа можно с помощью металлической трубы. Чтобы не вращать колесо, необходимо, чтобы помощник удерживал педаль тормоза в нажатом состоянии. Однако, если автомобиль установлен на все четыре колеса, нет необходимости удерживать тормоз.Остановки под передними колесами могут удерживать автомобиль. Эта процедура необходима при замене задней ступицы ВАЗ 2109.
Снятие колеса
При снятии гайки необходимо снять колесо. Для этого сначала ослабьте болты, на которых сделано крепление. Затем поднимите борт автомобиля на домкрат и установите его на опору. Только после этого необходимо полностью открутить все болты и снять колесо. Затем с помощью ключа на 12, а на некоторых моделях автомобиля — на 8 или 10, необходимо выкрутить направляющие штифты, которыми крепится тормозной барабан.Перед началом этого действия желательно аккуратно постучать по ним молотком. Обратите внимание, что лучше всего использовать ключи гаечного ключа, чтобы открутить эти контакты. Таким же образом производится замена ступицы ВАЗ 2109. Своими руками всю работу можно сделать очень быстро.
Снятие барабана
С тормозным барабаном не должно возникать никаких проблем, поскольку затягивание стояночного тормоза уже ослаблено. Немного потяните барабан и делайте круговые движения в одном и другом направлении.Не пытайтесь сбить барабан с помощью обычного молотка, если он вдруг сильно удаляется. Лучше всего постучать по кругу резиновым молотком. Только после этого можно полностью открутить гайку, которая фиксирует ступицу. Снимите его, а также шайбу, которая находится под ним. После этого ступицу заднего колеса можно снять.
Снятие ступицы
Если у вас нет специального грохота, вам нужно взять только что демонтированное колесо, перевернуть его, чтобы задняя сторона смотрела на вас.Закрепите его на ступице минимум двумя болтами. Не затягивайте их, просто заверните в 5-7 витков. Теперь примените сильное давление на себя. Просто будьте осторожны, чтобы случайно не упасть на спину. Для нескольких подходов ступица должна уходить от своей оси. Затем необходимо удалить стопорное кольцо с внутренней стороны подшипника. Аналогично, разобрана ступица переднего колеса от ВАЗ 2109. Заменить его необходимо только при наличии механических повреждений.
Снятие подшипника
Это делается с помощью специальных щипцов, но вы можете использовать тонкую отвертку.Внутреннее кольцо на подшипнике необходимо снять с помощью специального съемника с двумя фонарями. Но если его нет, положите долото сзади кольца и аккуратно нанесите несколько ударов молотком. Когда это кольцо начинает двигаться, необходимо полностью разобрать его с помощью монтажного ножа. Обращаем ваше внимание, что при наличии незначительных повреждений, которые обязательно появляются после работы с долотом, их необходимо чистить с помощью измерительного файла. Теперь вы можете извлечь сам подшипник.
Желательно выполнить всю работу с помощью съемника, это займет всего несколько секунд.Но если это не так, то вам придется использовать кусок трубы, диаметр которого равен
.