Меню Закрыть

Место дтп – Штраф за оставление места ДТП в 2019 году

Содержание

Оставление места ДТП: уехал — наказание 2019, штраф за уезд

Экспресс оценка перспектив дела

ДТП – это неприятность, от которой не застрахован ни один водитель. Правила дорожного движения регламентируют действия водителя, который попал в дорожно-транспортное происшествие, и обязывают его принять необходимые меры, включая оказание помощи пострадавшим. При несоблюдении предписаний последствия могут оказаться неблагоприятными для водителя.

За уезд с места ДТП наказание предусмотрено статьей 12.27 КоАП РФ. Во второй части этой статьи подробно расписано, что бывает, когда в состоянии шока или по умыслу водитель оставляет место аварии. При оставлении места ДТП водителю может быть предъявлено одно из следующих взысканий в 2019 году:

  1. После скрытия с места ДТП следует наказание в виде лишения прав на вождение транспортного средства на срок 1-1,5 лет;
  2. или
  3. Арест административный на 15 суток.

Если вас интересует, какой штраф при этом предусмотрен, то вам стоит знать, что в действующем законодательстве не указано, что водитель должен оплатить штраф за то, что уехал после аварии, не остановившись, не проверив, есть ли пострадавшие или имущественная порча.

Уезжая с места ДТП по законной или незаконной причине, а также будучи невиновным лицом, важно помнить, что без документального подтверждения о происшествии велика вероятность:

  • быть признанными виновным в аварии;
  • ответить административно за уезд с места ДТП;
  • возмещать ущерб за порчу автомобиля, за причиненный моральный ущерб, а также за ущерб здоровью вплоть до пожизненного регресса.

Чтобы избежать этого, лучше остаться на месте ДТП и при возможности нанять адвоката, который прибудет на место происшествия для контроля правильности составления бумаг и дачи полезных советов.

Что является основанием для несения наказания?

Мера ответственности определяется в судебном порядке. Основанием для рассмотрения дела в суде является протокол, который составляется сотрудниками ГИБДД. Доказательствами вины могут быть показания свидетелей, очевидцев, видео с цифровых носителей (видеорегистраторов, дорожных камер). В 95% уезд с ДТП раскрывается следователями, и виновник находится.

Нередко в состоянии шока, когда человек уехал с места ДТП, он выпивает. Пункт 2.7 ПДД указывает на запрет приема алкогольных напитков, наркотических, психотропных или любых других препаратов до того момента, пока не будет выполнено освидетельствование. Подобные нарушения лишь усугубляют положение и могут стать причиной дополнительного взыскания в виде штрафа за нетрезвое управление ТС.

Какие сроки допустимы для наказания?

В случаях, когда человек уехал с места ДТП безвозвратно, скрывается от ответственности, есть исключения из правил, остающиеся безнаказанными. К таким исключениям относится истекший срок давности. Совершенный уезд с места ДТП фиксируется сотрудниками ГИБДД, после чего начинается опрос свидетелей для поиска нарушителя. На розыскные работы, выдвижение обвинения виновному, не оставшемуся на месте аварии, согласно ст. 4.5 КоАП РФ дается 90 дней (3 месяца). По истечении срока давности незаконно предъявлять какие-либо обвинения в адрес водителя и составлять на его имя Постановление об административном правонарушении.

Когда водитель несет ответственность?

Если человек, управляющий автомобилем, который попал в дорожно-транспортное происшествие, уехал с места события по причинам, которые не перечислены в ПДД, его деяния расцениваются, как преступление. За оставление места ДТП в 2019 году лица, скрывшиеся на авто в таких ситуациях, даже если они не являются владельцами транспортного средства, несут полную ответственность.

Не оправдывается уезд с места ДТП и в том случае, если водитель торопится на рейс, совещание или другие мероприятия, даже если он остановился и оставил свои данные, координаты, контактные телефоны, визитку.

Не оставшись на месте аварии, человек может повлиять на смягчение ответственности. Для этого нужна явка с повинной, содействие следствию, добровольное возмещение ущерба. Частично оправдать за то, что человек не остался на месте ДТП, может тяжелое душевное состояние, несовершеннолетие, беременность.

В каких случаях ответственность не предусматривается?

Бывают ситуации, когда водитель не несет ответственность за то, что не совершил остановку, уехал с места происшествия. К таким ситуациям можно отнести следующие ситуации.

Когда произошло ДТП, но водители смогли договориться, не имеют друг к другу претензий по случившимся обстоятельствам. С места аварии можно уехать, если при случившемся нет пострадавших. В такой ситуации желательно на месте ДТП составить схему расстановки автомобилей после аварии, указать на схеме разметку дороги, название улиц, номера домов, дорожные знаки и другую важную информацию. Схема должна быть у каждого водителя, подписанная двумя сторонами-участниками аварии. Уезд с ДТП будет юридически правильным, если оба водителя направятся в ближайший ДПС пост, где оформят документы.

Когда на месте аварии водители обоюдно приняли решение оформлять ДТП по европротоколу (заполнение извещения о ДТП, на которое будет опираться страховщик). По ОСАГО разрешена такая процедура, когда на месте ДТП пострадало всего 2 автомобиля, владельцы которых имеют действующий ОСАГО полис. На месте происшествия не должно быть людей, которые получили увечья, травмы. В этом случае уезд с места ДТП возможен, при этом водители не должны иметь друг к другу претензий, а характер повреждений согласован.

Часто в суде водителя оправдывает факт, когда он вынужденно уехал с места ДТП, чтобы доставить пострадавшего при аварии или наезде в больницу. Уехав в этом случае с места происшествия, водитель обязан вернуться после того, как человек доставлен в медицинское учреждение для оказания экстренной помощи. Важно перед отъездом зафиксировать документально (указать на схеме), на видео- или фотокамеру положение автомобиля. На месте ДТП следует оставить предметы в том положении, в котором они находились после аварии. Чтобы они не мешали остальным участникам движения, согласно п. 2.5 ПДД, необходимо обеспечить объезд транспорта.

Не считается преступлением, на которое распространяется наказание по ст. 12.27 КоАП РФ, когда транспортное средство, виновное или участвующее в ДТП, убрано с дороги с целью освободить проезжую часть для транспортного потока, но при этом сам водитель остается на месте. Перед тем как убрать авто, его местоположение нужно описать в документе или зафиксировать любым другим способом. Перемещение нежелательно осуществлять, когда нет очевидцев происшествия, а также тогда, когда у водителей есть разногласия относительно вины и причин, повлекших ДТП.

Уехав с места ДТП в иных ситуациях, водителю будет предъявлено обвинение за оставление места и соответствующее законодательству наказание. Когда водитель уехал с места ДТП, только после следствия определяется наличие состава преступления или его отсутствие по причинам, предусмотренным Правилами дорожного движения. Окончательный вердикт о том, являлись ли действия водителя правомерными или неправомерными, и какое за оставление места ДТП будет наказание, определяет суд.

Зная, можно ли уезжать в случае аварии и в каких конкретно случаях ответственность не наступает за самовольное покидание места происшествия, можно избежать наказаний и лишения прав.


ostavlenie-mesta-dtp.com

все случаи наказаний и судебная практика 2019 года

Смысл данного понятия, какие именно и чьи действия под него подпадают, какая [ответственность установлена законом за оставление места ДТП] и как такие дела рассматриваются на практике, от чего может зависеть результат их рассмотрения – этим и другим интересным вопросам посвящена настоящая статья.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения, согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ, и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:

Оставление места ДТП с пострадавшими

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Оставление места ДТП без пострадавших

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.

Все водители оставили место ДТП

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Ознакомиться с решением:

Подробно об обстоятельствах дела

И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей. И всё – приехали: с большой степенью вероятности, в отношении водителя, уехавшего с места аварии, будет возбуждено дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и отбиться потом от этого обвинения в суде будет весьма непросто, если удастся это сделать вообще.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Наказание за оставление места ДТП

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

Пересмотр в 2019 году

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2019 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2019 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.

Лишение права управление ТС — потеря работы

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом. И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ, но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ, но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Условие для привлечения к ответственности

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина). Отсутствие же любого из его элементов, в том числе и субъективной стороны (вины) приводит к отсутствию состава правонарушения как такового, что является основанием для прекращения производства по делу.

Соответственно, в случае отсутствия вины в совершении правонарушения, гражданин не может подлежать ответственности, о чём, кстати сказать, прямо указывается в ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины, из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими. Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования, чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем пре

viplawyer.ru

Что является ДТП, и что такое место ДТП?

Классическая картина дорожно-транспортного происшествия, а по-простому, ДТП, выглядит так: тянущаяся вереница машин, мигание аварийной сигнализации, напряженные лица водителей-участников аварии.

В некоторых ситуациях, инцидент на дороге характерен криками и помощи, мигалками карет скорой помощи, выяснением отношений. Ситуации на дороге могут быть простыми и крайне сложными. Давайте разбираться, что же такое ДТП в юридическом ключе и каковы его причины и последствия.

Содержание статьи

Понятие ДТП

Дорожно-транспортное происшествие представляет собой эпизод, возникший в процессе движения на дорожном полотне с участием транспортного средства, при котором участники получили физический вред в виде ранения или смерти, а также материальный вред в виде порчи автотранспорта.

Основными признаками ДТП являются следующие события:
  1. Участие транспортного средства в инциденте.
    Так, например, брошенный предмет в пешехода из окна автомобиля не будет считаться дорожно-транспортным происшествием.
  2. Движение – главное условие.
    Так, например, если велосипедист упал на стоящий автомобиль, либо на машину упало дерево – это не есть ДТП. Однако, если движущийся автомобиль сбил пешехода или столкнулся с другим автомобилем – это дорожно-транспортное происшествие.
  3. Ущерб.
    Если в результате столкновения двух автомобилей нет никаких царапин, сколов, вмятин, если нет ущерба для пассажиров и водителей, то это не может быть квалифицированно, как ДТП. Если же есть хотя бы небольшой ущерб, значит данная ситуация уже будет считаться аварией.

По статистике ГИБДД, в период с января по июнь 2016 года в России произошло 72889 дорожно-транспортных аварий, которые унесли жизни свыше 8 тысяч человек.

Причинами этих инцидентов являются несоблюдение правил дорожного движения, превышение скоростного режима, а также, употребление алкоголя до или в момент управления автомобилем. Мы поговорим о ситуациях, которые приводят к ДТП немного позже.

Виды дорожно-транспортных происшествий

Сегодня сотрудники ГИБДД в протоколах фиксируют происшествия на дорожном полотне и условно разделяют их на несколько категорий.

Столкновение

Это вид дорожного происшествия, при котором транспортные средства столкнулись между собой в процессе движения.

Существует несколько видов столкновений:

  1. Касательное, при котором один движущийся автомобиль задел другой движущийся автомобиль по ходу движения.
    Такие случаи бывают при нарушении правил перестроения и опережения;
  2. Боковое столкновение, когда одно ТС сталкивается с другим в боковую часть.
    Часть происходят при неправильном проезде перекрестка, непредоставлении приоритета для транспорта, движущегося по главной дороге, а также при проезде на запрещающий сигнал светофора;
  3. Лобовое столкновение, одно из наиболее опасных ДТП, в которых очень часто гибнут люди.
    Они происходят при нарушении правил обгона, а также при столкновении с неподвижными объектами и составами;
  4. Заднее столкновение.
    Зачастую происходящее по причине несоблюдения безопасного расстояния (дистанции) и при резком торможении впереди идущего автомобиля, водитель ТС не успевает затормозить.

Также, нередкими бывают столкновения с железнодорожным транспортом, виновником которого в 99% случаев является водитель автомобиля. Поэтому, чтобы избежать наезда поезда на авто, следует выполнять правила проезда железнодорожных переездов.

Опрокидывание

Опрокидыванием является инцидент, в результате которого одно или несколько транспортных средством опрокинулись.

Причинами опрокидываний может быть нарушение ПДД, несоответствие выбранного скоростного режима на повороте, техническая неисправность или плохие погодные условия.

Часто опрокидывание случается в результате столкновения, однако, в протоколе это фиксируется непосредственно, как столкновение, поскольку это первичное ДТП, а перевернулся транспорт уже позднее.

Наезд на препятствие

Наездом на препятствие называют ДТП, в котором движущийся транспорт столкнулся с неподвижным объектом, например, столб, дерево, сугроб и т.д. Такие дорожные инциденты достаточно опасны.

Как правило, не пристегнутые водители и пассажиры могут получить серьезные травмы, особенно, если автомобиль не оборудован системой безопасности на достаточном уровне.

Также, наездом на препятствие будет считаться, если маршрутка наехала на бордюр, а пассажир при этом разбил нос о стекло. Такой инцидент не может остаться без разбирательства, поскольку есть транспорт, есть движение и есть физический ущерб пассажира.

Наезд на пешехода

Такой вид происшествий очень опасен. Как правило, наезды могут происходить на пешеходном переходе, не смотря на то, что это место должно быть максимально безопасным для людей.

Нередко случаются такие аварии и на тротуарах, когда водитель, не справившись с управлением вылетает на пешеходную зону.

К пешеходам в данных ситуациях относят:

  • катающихся на коньках, лыжах, санках;
  • инвалидов, перемещающихся в инвалидном кресле без мотора;
  • дети на трехколесных велосипедах.

Следует заметить, что наезд на человека, движущегося на велосипеде квалифицируется отдельной категорией.

Наезд на велосипедиста

Не смотря на то, что данное понятие говорит само за себя, уточним: под ним понимается ситуация, когда движущийся транспорт задел велосипедиста, или же велосипедист ударился о транспортное средство.

Однако, если велосипедист упал на стоящий автомобиль, то дорожно-транспортным происшествием это не считается.

Наезд на животное

Достаточно распространенная ситуация на дороге, когда домашнее животное – собака, кошка или домашняя птица не правильно выбирает место перехода, выбегает на дорогу, в результате чего, водителю приходится либо резко тормозить, либо уходить в сторону.

В результате такого маневра может быть нанесен ущерб пассажирам, может пострадать сам водитель либо транспортные средства других участников дорожного движения.

Наезд на гужевой транспорт

Подобное происшествие может возникнуть, если транспортное средство осуществило наезд на повозки или упряжку с животными, либо же повозки столкнулись с движущимся ТС.

Это достаточно редкий вид ДТП, однако ущерб от него может рассчитываться, как для автотранспорта, так и для пострадавших в упряжке животных.

Иные виды аварий

Ситуаций на дорожном полотне может быть достаточно много. Поэтому невозможно вынести каждое в отдельную категорию. Для оформления документации по той или иной автокатастрофе можно вносить и другие причины.

Так, например, если водитель ранил человека на тротуаре отброшенным колесом вблизи дороги, либо выезд на зону тротуара и нанесение вреда лицу или лицам, находящимся там – все это является иными видами ДТП.

Причины дорожно-транспортных аварий

К сожалению, многие автомобильные происшествия приносят большое горе близким. Для них разбираться в причинах в такой ситуации нет смысла, ведь человека уже не вернуть.

Однако, если задуматься, то анализируя то или иное ДТП, можно сделать вывод для себя, чего нельзя допускать, чтобы такое не произошло с другими.

Условно, причины ДТП делятся на 2 категории: субъективные и объективные. Первые зависят от действий и манеры вождения самих участников дорожного движения. Это нарушение ПДД и правил эксплуатации автотранспорта

.

Объективные причины – это общая дорожная ситуация, не зависящая от поведения водителя на дорожном полотне. К ним относят неправильные развязки, некачественное дорожное покрытие, недостаточная освещенность улиц, недостаток дорожных знаков и регулирующих элементов, а также техническое состояние непосредственного транспортного средства.

Как правило ДТП является результатом совокупности факторов, поэтому важно установить и определить, дабы понять какую ответственность будет нести каждая сторона.

Субъективные причины

Таких причин достаточно много. Но все они не могут оправдывать водителя в случае, если произошла трагедия.
  1. Употребление алкоголя или наркотических веществ является одной из вероятных причин, ведущих к авариям.
    Поскольку в результате снижается концентрация и замедляется реакция у водителя, вполне возможны не только дорожные инциденты, но и тяжелые последствия в виде больших штрафов, лишения водительских прав, а также физического вреда себе и окружающим.
  2. Нарушение скоростного режима имеет место практически в любом большом городе.
    На сегодня, по правилам дорожного движения разрешенная скорость в населенном пункте 60 км/ч, в некоторых местах до 80 км/ч, но если двигаться в общем потоке, то зачастую скорость других участников 100 и выше. И не смотря на то, что считается, что придерживаться скорости транспортного потока – это максимально безопасно для себя и окружающих, непредвиденные обстоятельства могут сильно повлиять на исход ДТП. Так, при лобовом столкновении при скорости 60 км/ч у двух транспортных средств, люди, находящиеся в автомобилях практически не имеют шансов на выживание. А если взять скорость свыше 100?
  3. Нарушение безопасной дистанции часто приводит к задним столкновениям в транспортном потоке.
    Место аварии в таком случае, может быть и не похоже на катастрофу, но даже замена бамперов сегодня достаточно дорогостоящая процедура. Поэтому, соблюдайте безопасную дистанцию и на дорогах, и в городской черте, на светофорах, рядом с остановками и пешеходными переходами.
  4. Усталость водителя.
    Правила безопасности на дороге четко регламентируют необходимость отдыхать каждые 2-3 часа дороги в течение 15-30 минут. Тем не менее, большинство водителей легковых и грузовых автомобилей игнорируют эти правила и теряют концентрацию внимания.
  5. Отвлечение водителя.
    К этому относятся посторонние разговоры, звонки по телефону, курение за рулем, настройка радио. Также, частой причиной аварий в современном мире являются социальные сети.
  6. Плохие навыки вождения.
    Как правило, сразу после автошколы, молодые водители сразу же сталкиваются в реальной дорожной обстановкой, а некоторые попросту не знают, какое решение следует принять. Неуверенность и недостаточный опыт – причина ДТП в первый год вождения. Кроме того, проблема многих новичков в том, что сначала они получают водительское удостоверение, а автомобиль появляется лишь спустя 2-3 года. За эти годы навыки вождения теряются, а на дорогах в большой загруженностью восстановить их достаточно сложно.
  7. Лихачество.
    Так случается у молодых водителей спустя несколько месяцев самостоятельного вождения. Появляется лишняя самоуверенность, ощущение расслабленности за рулем, нарушение ПДД. Все это рано или поздно приводит к трагическим последствиям.
  8. Невнимательность и хамское отношение к другим участникам дорожного движения.
    Эта причина аварий является очень частой, а уж говорить о уважительном отношении водителей к пешеходам можно очень долго.

Объективные причины

Объективные причины сводятся к плохому состоянию дорог, техническому состоянию автотранспорта, а также к погодным условиям.

Довольно-таки часто одной большой причиной является трагическое стечение всех этих обстоятельств, к которым добавляются еще и манера езды, и нарушение ПДД.

Что делать в случае ДТП?

Памятка, которую наизусть должен помнить каждый водитель, сводится к простым правилам, которые помогут в сложной ситуации.

Если вы попали в ДТП, следуйте по данной схеме:

  1. Немедленно остановите и не перемещайте транспортное средство, включите аварийную сигнализацию и оформите место дорожно-транспортного происшествия аварийными знаками.
  2. Проверьте состояние здоровья ваших пассажиров, а также убедитесь, что другим участникам дорожного происшествия помощь не нужна. В противном случае, вызовите машину скорой помощи, а при необходимости окажите первую доврачебную помощь пострадавшим.
  3. Освободите проезжую часть только в том случае, если ваше транспортное средство мешает движению других участников.
  4. Сообщите о ДТП в ГИБДД, а также сразу свяжитесь со своей страховой компанией для возмещения ущерба.
  5. Оставайтесь спокойны и не покидайте место дорожно-транспортного происшествия до тех пор, пока не будут решены все формальные и неформальные вопросы.
  6. Если ДТП произошло по вашей вине, обязательно зафиксируйте все данные об аварии, поговорите со свидетелями. Вины с вас это не снимет, но учтется в суде, как сотрудничество.
  7. Если вы невиновны в случившемся, то следует внимательно осмотреть место происшествия и сделать фото и видео фиксацию, которая может дополнительно помочь вам в ходе разбирательств.
  8. Ни в коем случае не соглашайтесь подписывать протокол, в котором есть неточности. Это может стать поводом отказа для выплаты компенсации по страховке.

Дорожно-транспортное происшествие всегда влечет за собой серьезные последствия, даже при минимальных столкновениях. Застраховаться от них невозможно, но понимая, что делать в сложной ситуации, намного легче выйти из неё.

detepe.ru

Что делать если оставил место ДТП

1. Что делать если оставил место ДТП?

2. Какое наказание если оставил место ДТП?

3. В каких случаях можно оставлять место ДТП?

4. Когда место ДТП покидать нельзя?

ДТП – это ситуация, возникшая при движении транспортного средства по дороге, с его участием. Последствия аварии связаны с нанесением вреда жизни и здоровью граждан, ущерба транспортному средству. Если гражданин считает, что повреждения незначительные, вред здоровью граждан не нанесен, он может уехать с места ДТП. Это означает физическое оставление места, где произошла авария. Несмотря на внутреннее убеждение гражданина о том, что авария принесла незначительный вред, даже при условии того, что виновником ДТП является не он, покидать место происшествия нельзя.

Что делать если оставил место ДТП?

Скрытием с места аварии является обстоятельство, при котором участник ДТП отсутствует во время составления протокола. Если гражданин отбыл, но вернулся ко времени прибытия патрульной машины, это не будет считаться нарушением. Но в случае если участник аварии решил, что вред незначительный, ему необязательно возвращаться к составлению протокола, это нарушение. Даже при условии того, что гражданин не знал этого. Справедливо опасаясь последствий своего необдуманного поступка, каждый из участников ДТП, самовольно покинувших место аварии, обращаются за консультацией к юристу. Это самый оптимальный выход в сложной ситуации.

Уехать с места происшествия без последствий разрешено законом в состоянии крайней необходимости. Это понятие включает в себя один критерий: вред причиненный меньше по сравнению с вредом предотвращенным.

Пример:

В деревне без хороших дорог, без больниц поблизости, человека кусает змея. В селе отсутствует доктор, квалифицированная медицинская помощь. Человека везет в больницу водитель, который во время движения попадает в аварию. Но авто может двигаться дальше, пострадавшие отсутствуют. Водитель решил уехать с места аварии, привезти человека в клинику. Это пример показывает, что причиненный вред–это обязанности со стороны водителя совершать установленные действия после аварии, нарушенные им. Вред, предотвращенный в этом случае – это ликвидация угрозы жизни человеку.

Во всех остальных случаях участникам аварии необходимо дождаться инспекторов ГИБДД, чтобы составить протокол. Это требования закона. Если гражданин его игнорирует, ему грозит наказание. Но его можно обжаловать при возникновении в деле определенных обстоятельств. Без правовых знаний это сделать очень трудно, поэтому лучше обратиться к автоюристу, который грамотно, профессионально разъяснит основные вопросы, связанны с ситуацией, а также перспективы их решения.

Какое наказание если оставил место ДТП

Наказание в юридической науке служит мерой воздействия на гражданина или юридическое лицо за совершенное ими правонарушение. Чтобы понять меру воздействия на участника ДТП при оставлении места его свершения, обратимся к ст. 12.27 КоАП РФ. В частности, положение закона устанавливает, что оставление участником места ДТП, наказывается лишением прав на срок от 1 до 1,5 лет, арестом до 15 суток. Закон также запрещает после аварии водителю выпивать спиртное и употреблять психостимуляторы. Об этом говорит пункт 2.7 ПДД: законодатель создал эту норму для того, чтобы после аварии было проведено освидетельствование человека, а употребление спиртного, наркотиков, иных веществ не дадут объективную картину произошедшего. В случае если водитель не подчинился требованиям ПДД, выпил, после этого покинул место ДТП, то это не освобождает его от ответственности.

Наоборот: это обстоятельство отягчает его виновное деяние. Об этом говорит пользователям ст. 12.27 КоАП. Неисполнение пунктов ПДД, связанных с запретом на употребление алкоголя, наркотиков, психотропов после ДТП, к которому водитель имеет непосредственное отношение, либо после того, как автомашина была остановлена сотрудником ГИБДД, до осуществления должностным лицом освидетельствования с задачей установления опьянения или принятия им же решения об освобождении гражданина от экспертизы, влечет штрафные санкции — 30000 с лишением права управления автомобилем на срок от 1 до 2 лет.

В каких случаях можно оставлять место ДТП

Закон говорит о 4 вариантах оставления места ДТП без юридических последствий для лица:

  • Доставление пострадавшего в больницу.
  • Освобождение места ДТП от транспорта с составлением схемы изначального положения транспортных средств, нахождением свидетелей, записью их данных и места жительства.
  • Участники аварии, оценив ущерб, подписали схему аварии, едут в полицию для оформления места происшествия.
  • Ущерб, нанесенный в результате аварии, незначителен, участники договорились между собой на месте, не имея претензий (необходимо обменяться друг с другом расписками, суть которых состоит в отсутствии претензий).

Кроме того в этом варианте, участники должны:

  • составить схему аварии в двух компаниях, ратифицировав каждую из них двумя подписями;
  • удостовериться в том, что аварией вред был причинен только собственности, среди людей жертвы отсутствуют;
  • удостовериться в том, что в аварии пострадали только два авто;
  • удостовериться в том, что у каждого из участников ДТП в наличии полис ОСГО, водитель указан в нем в качестве лица, допущенного к управлению машиной;
  • удостовериться в том, что водители в равной мере оценивают степень повреждения обеих автомашин.

Следующие действия предпринимать водителям необходимо в страховой компании.

Более подробно рассказывается в статье «Что делать после ДТП«.

Когда место ДТП покидать нельзя?

Исходя из практики судов по обстоятельствам самовольного оставления места ДТП, можно говорить о том, что часто водители в свое оправдание пытаются привести доводы, которые, по их мнению, относятся к крайней необходимости. Эти доводы не принимаются судами, поскольку в законе существует четкое определение термина «крайняя необходимость».

ДТП нельзя оставить водителю, а следующие ситуации не являются оправданием:

  • опоздание на важную встречу;
  • опоздание в аэропорт, на вокзал;
  • движение с ребенком в поликлинику;
  • гонка за вторым водителем – виновником (потерпевшим) в ДТП с задачей – вернуть его на место аварии.

Кроме того, водителю, самовольно покинувшему место ДТП, не удастся доказать, что он ничего не заметил и поехал дальше. Всегда найдутся свидетели в суде, которые укажут, что конкретный гражданин выходил из автомашины, осмотрел ее и другое авто, потом, подумав, сел и уехал. Таким образом, для водителя, который, например, повредил авто другого водителя, благородно оповестив его об этом запиской под дворниками, может закончиться лишением прав или арестом (административным). Если второго участника ДТП на месте нет, с ним, соответственно, договориться нереально. В этой ситуации нужно звонить в полицию.

Помним, что оставление места ДТП – это состав правонарушения, относящийся к формальному. Невозможно прекратить дело примирением его участников. Потерпевший не может забрать заявление даже при достижении мира и согласия между водителями, так как закон не предусматривает этой возможности. Все эти нюансы расскажет клиенту на консультации юрист!

autolawz.ru

Оставление места ДТП водителем – ответственность и наказание за уезд с места аварии

Статья рассматривает вопросы квалификации действий водителей при назначении наказания за оставление места дорожно-транспортного происшествия, а также вопросы освобождения от административной и уголовной ответственности за уезд с места ДТП.

Содержание статьи:

  1. В каких случаях уезд с места ДТП считается умышленным
  2. Административная ответственность нарушителя по статье 12.27 КоАП РФ
  3. Уголовная ответственность водителя, незаконно покинувшего место аварии
  4. Освобождение от ответственности водителя, покинувшего место происшествия

Водители — участники ДТП покидают место аварии по разным причинам. Мотивы и цели такого поведения различны. Для одних – это способ избежать наказания за совершенное дорожное происшествие, другие скрываются, для того, чтобы не афишировать своё участие в дорожном инциденте, третьи находят причиненный ущерб незначительным и, не желая тратить драгоценное время на оформление документов о происшествии, не сообщают о нём в ГИБДД.

Умышленное оставление места дорожно-транспортного происшествия водителем транспортного средства

Вне зависимости от причин, по которым водитель скрылся с ДТП, не оформив свой уезд надлежащим образом, наступает ответственность. Как будут квалифицироваться действия такого участника аварии зависит от множества факторов, среди которых –  тяжесть последствий ДТП, его обстоятельства и причины, наличие вины водителя в нарушении ПДД.

При анализе действий нарушителя важно установить с какой формой вины оно было совершено. От этого зависит по какой норме закона будет наступать ответственность и какое наказание будет назначено скрывшемуся водителю.

Правовой основой, устанавливающей обязанности водителя причастного к ДТП, для решения вопроса о привлечении к ответственности за оставление места происшествия являются нормы п. п. 2.5, 2.6, 2.6.1 Правил дорожного движения РФ.

Пункт 2.5 ПДД РФ, устанавливает:

при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Как видно, данная норма предписывает водителю первую обязанность — «не трогать с места» транспортное средство, участвовавшее в происшествии.

Пункт 2.6 ПДД РФ предписывает:

если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан: …записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Вторая обязанность водителя при ДТП с пострадавшими – находиться на месте происшествия до прибытия сотрудников полиции.

Пункт 2.6.1 Правил, предписывает водителям порядок действий при происшествиях без пострадавших.  Анализ данной нормы позволяет сделать выводы о том, при каких условиях водитель имеет право на законных основаниях оставить место происшествия.

А).  В случае разногласий в оценке причин дорожной аварии, после уведомления полиции о происшествии по указанию сотрудников полиции, для следования к ближайшему посту ДПС (ОВД) с целью оформления документов, после фиксации обстоятельств и следов происшествия;

В). При отсутствии разногласий в оценке причин дорожной аварии о происшествии полиция не уведомляется. Решение об оставлении места происшествия принимается водителями самостоятельно в следующих ситуациях:

  • для следования к ближайшему посту ДПС (ОВД) для составления документов о дорожном происшествии, после фиксации обстоятельств и следов аварии;
  • для составления Европротокола;

Подробности читайте: Как оформить Европротокол и извещение о ДТП

  • если у каждого из водителей отсутствует необходимость в оформлении документов.

Лицам, привлекаемым к ответственности следует помнить о том, что наказание может быть определено, как по нормам статьи 12.27 кодекса об административных правонарушениях – КоАП РФ, так и по статье 125 Уголовного кодекса – УК РФ. Доказанный умысел, направленный на неисполнение обязанностей водителя, причастного к дорожно-транспортному происшествию, является основанием для привлечения нарушителя к правовой ответственности.

Не вдаваясь в теоретические аспекты понятия категории «умысел» поясним, что умышленными действиями являются осознанные и желаемые действия лица, цель которого заключается в преднамеренном неисполнении обязанностей, указанных в рассмотренных выше нормах ПДД. Примером явного и незавуалированного умысла является уезд с места происшествия водителя, совершившего встречное столкновение.

Часто умысел нарушителя носит скрытый характер. Например, при касательном наезде на стоящее транспортное средство в местах общей парковки, когда водитель движущегося автомобиля не выдерживает безопасный интервал между своим и стоящим рядом автомобилем, повреждает его, после чего уезжает с места аварии в надежде остаться незамеченным.  

Административная ответственность и наказание водителя за оставление места дорожно-транспортного происшествия

Нормой, устанавливающей административную ответственность водителей, покинувших место дорожно-транспортной аварии является часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ которая гласит:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение рассматриваемого правонарушения, согласно статье 4.5 КоАП РФ, составляет три месяца. Начало течения срока исчисляется с момента оставления места дорожно-транспортного происшествия.

Статья по теме: Порядок привлечения к административной ответственности

Наказание определяется мировым судьёй по результатам рассмотрения административного протокола, составленного сотрудником ГИБДД. При этом административный арест считается более тяжкой мерой ответственности и применяется к лицам, не имеющим прав на управления т/с или совершившим ранее однородные правонарушения, то есть предусмотренные главой 12 КоАП.

Не применяется рассматриваемая мера к следующим категориям водителей (часть 2 статья 3.9 КоАП) :

  • беременным женщинам;
  • женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет;
  • лицам, не достигшим возраста 18 лет,
  • инвалидам I и II групп;
  • военнослужащим и иным категориям служащих, указанных в законе.
Уголовная ответственность и наказание водителя за оставление места дорожно-транспортного происшествия

Уголовная ответственность за противоправное оставление места ДТП представлена составом преступления, предусмотренного статьёй 125 УК РФ «Оставление в опасности»: Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

Пленум Верховного суда для правильного понимания и применения рассматриваемой нормы разъясняет термин «заведомость», предлагая понимать случаи, когда водитель транспортного средства осознавал опасность для жизни или здоровья потерпевшего, который был лишен возможности самостоятельно обратиться за медицинской помощью вследствие малолетства, старости, болезни или беспомощного состояния (например, в случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.).

Данное деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести и предусматривает широкий спектр наказаний от штрафа до лишения свободы на срок до одного года.

Защита водителя по делам об оставлении места дорожно-транспортного происшествия

Одним из важнейших направлений деятельности адвокатов и юристов, специализирующихся на защите прав и законных интересов автомобилистов является защита от незаконного привлечения к ответственности водителей, покинувших место дорожной аварии при вынужденных или спорных обстоятельствах. Для сотрудников ГИБДД, факт отсутствия водителя на месте происшествия в момент их прибытия, является основанием для возбуждения дела по статье 12.27 часть 2 КоАП РФ.

Также, нередко водители первоначально договариваются о возмещении ущерба без вызова сотрудников полиции и не оформляют надлежащим образом такое соглашение. Позже от потерпевшего появляется заявление в ГИБДД о случившемся инциденте и привлечении второго участника к ответственности за уезд с места аварии.

Распространённой причиной, по которой водители умышленно уезжают или покидают место аварии, бросив автомобиль, являются угрозы, а часто и применение физического и психологического насилия со стороны других участников или «групп поддержки».

Нередки случаи происшествий, при которых водитель, управляя автомобилем, незначительно и незаметно для себя причиняет ущерб третьим лицам. Не осознавая факта касательного столкновения и своей причастности к дорожной аварии, он неумышленно покидает её место.

Во всех рассмотренных выше примерах, необходимо защищаться от необоснованного привлечения к ответственности. Однако не стоит усугублять своё положение, прибегая к неправовым средствам, например, предлагать деньги полицейским. Велик шанс потерять и водительские права, и деньги, и даже свободу (статья 291 УК РФ «Дача взятки»). Настоятельно рекомендуем привлечь к делу адвоката и отстаивать свои права законными методами.

В заключение статьи обращаем внимание наших читателей на возможность получения юридической консультационной помощи по вопросам, вытекающим из темы, рассмотренной в настоящей статье.

 

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет опубликован на сайте.

femida-info.ru

Уехал с места ДТП, не поняв, что это ДТП: закон, ответственность

Как доказать непреднамеренное оставление места ДТП? Ситуации, когда водитель покинул место аварии, происходят достаточно часто, когда:

Что такое ДТП?

Перед рассмотрением вопроса об ответственности за оставление места аварии необходимо выяснить точное определение термина «дорожно-транспортное происшествие», выяснить его основные характеристики. Не каждый инцидент на дороге может быть признан аварией. ДТП подразумевает ситуации на дороге с такими признаками:

  • участие автомобиля;
  • обстоятельства происходят в процессе движения: наезд на движущийся объект, пешехода, неподвижный объект;
  • причинение материального или физического вреда жизни или здоровью людей.

Не относится к ДТП соприкосновение транспортных средств, при котором не повреждено лакокрасочное покрытие и образовалась лишь небольшая потертость, нет никаких других повреждений.

При этом от участников указанных выше событий закон не требует вызывать полицию, регистрировать обстоятельства, собирать документы для страховой компании. В этой ситуации не наказывают за оставление места происшествия.
Водители часто пренебрегают сложившимися обстоятельствами и могут подвергнуться строгому наказанию.

Ответственность за оставление места аварии

Ответственность водителя за то, что он уехал с места дорожно-транспортного происшествия, регламентирована п. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, которая устанавливает следующее наказание:

  • лишение права вождения от 12 до 18 месяцев;
  • административный арест до 15 суток.
  • За этот вид нарушения не назначается штраф. 

Меру наказания определяет суд. В подавляющем большинстве случаев избирается лишение прав. 

Административный арест не может применяться для определенных категорий лиц:

  • женщин, имеющих детей до 14 лет, и беременных;
  • инвалидов 1 и 2 групп;
  • военнослужащих, призывников контрактной и срочной службы;
  • сотрудников таможенных, пожарных органов и МВД.

Исключения из правил: когда можно покинуть место аварии?

В законе определены обстоятельства, при которых ответственность водителя не предусматривается. Свод правил дорожного движения относит к ситуациям, при которых разрешается покидать место аварии:

Только в этих случаях водителю не грозит ответственность за оставление места ДТП, поскольку все документы он успеет оформить вовремя.

Важно помнить, что при оставлении места аварии страховая компания в 100% случаев отказывает в компенсации ущерба.

Как долго автомобиль будет в розыске?

Вне зависимости от того, был ли умысел в действиях водителя, он окажется в центре крупных неприятностей. По статистике, в 90% случаев удается доказать причастность автомобилиста к аварии, его доводы часто признают неубедительными, невиновность доказать трудно. Оставление места ДТП грозит лишением прав и возмещением огромных расходов на ремонт чужого авто, даже если водитель не был виновником аварии. Скрывшийся автомобиль подают в розыск и останавливают на ближайшем посту ДПС. По ориентировкам, разосланным на все посты, сотрудники полиции быстро находят авто, или его фиксируют камеры наблюдения.

Срок давности по данному нарушению составляет 3 месяца. Поэтому водители, оставившие место аварии, как правило, на это время оставляют авто в подземном паркинге или на охраняемой стоянке, а сами не появляются по месту регистрации, где полиция проводит розыскные мероприятия.

При каких обстоятельствах часто случается незаметное для водителя ДТП?

Неумышленное оставление места аварии тоже случается. Это чаще происходит ночью на плохо освещенных улицах, при неблагоприятных погодных условиях. Если автомобиль столкнется с другим, водитель может не заметить этого и поехать дальше. При данных обстоятельствах водители неумышленно становятся нарушителями, но им также грозит лишение прав. Причинами оставления места аварии без умысла часто являются:

Водителю, оставившему место ДТП, придется доказывать свою невиновность в судебных органах. Если с вами случилось подобное, мы рекомендуем обратиться за правовой помощью к нашим консультантам онлайн через сайт или по телефонам.

pravoved.ru

Срок давности оставления места ДТП, если не заметил и скрылся

Экспресс оценка перспектив дела

Не только само ДТП, но и оставление места ДТП будет грозить водителю очень многим. Для начала необходимо определиться с тем, что такое ДТП. ПДД дают следующее определение: «Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы.» Участником его может быть одно или несколько транспортных средств,

Приведя простой пример, можно объяснить значение этого термина наглядно. Например, если авто осуществило наезд на пешехода, это ДТП. А вот если пешеход поскользнулся и упал на неподвижное авто, это не подпадает под определение ДТП.

ДТП для людей — всегда стрессовая ситуация. Они не всегда способны контролировать поведение, отвечать за собственные действия. Это обозначает, что, испугавшись ответственности, некоторые могут просто покинуть место ДТП. Уехать с места происшествия — худшее решение, которое можно принять. Если правонарушитель скрылся, сотрудники ГИБДД проведут административное расследование. В ходе расследования устанавливаются свидетели ДТП. Кроме того, оставление места ДТП сейчас часто фиксируют видеорегистраторы. Эти приборы установлены на многих автомобилях и начинают запись при появлении движения в кадре.

Необходимо сказать, что оставаться на месте ДТП следует хотя бы потому, что иначе впоследствии невероятно сложно доказать собственную невиновность.

Сроки давности

Их устанавливает ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно этой статье, срок давности по делам об административных правонарушениях составляет 1 год.

Что это обозначает для человека, уехавшего с места ДТП? Это обозначает следующее: если нарушитель не явится по звонку или повестке в ГИБДД и при этом его не отыщут работники правоохранительных органов, по прошествии срока невозможно вынести постановление об административном нарушении, коим и является, согласно закону, оставление места происшествия. Однако в реальности снять автомашину с оперативного розыска бывает невероятно трудно, даже если сроки привлечения к ответственности вышли.

В том случае, если с момента оставления места ДТП прошло более установленного КРФоАП срока и при этом судом не вынесено постановления, наказания не последует. По истечении срока давности настоятельно рекомендуется обратиться в ГИБДД, потребовать исключить из базы разыскиваемых авто ваше транспортное средство. При отказе рекомендуется обратиться в суд.

Казалось бы, все предельно просто. Однако необходимо помнить, что освобождение правонарушителя, оставившего место ДТП, от административной ответственности – это не основание для освобождения от ответственности возместить материальный ущерб. Существует такое понятие, как срок исковой давности.

Понятие срока исковой давности

Согласно главе 12, ст.195 ГК РФ, срок исковой давности представляет собой срок, который отведен законом для того, чтобы потерпевший мог отстоять свои права. Зачем устанавливается срок исковой давности? В принципе, его можно назвать гарантией того, что нарушенное право гражданина будет восстановлено в судебном порядке.

Если срок исковой давности уже пропущен, восстанавливать нарушенные права куда сложнее. Тем не менее, если имеется уважительная причина, то это реально. Судом не будет рассмотрено заявление, если давности срок истек.

Есть 2 разновидности срока исковой давности:

  • общий. Он составляет 3 года;
  • специальный. Его устанавливают в зависимости от самого предмета спора.

Если произошло оставление места ДТП, отношения между виновным и пострадавшим будет регулировать Гражданский кодекс РФ. Как уже говорилось, срок исковой давности, который он устанавливает, составляет 3 года.

Срок исковой давности могут исчислять:

  • с момента наступления ДТП;
  • с момента извещения лица о нарушении прав.

Очень важно обратить внимание на некоторые особенности. Так, оставление места ДТП карается либо путем лишения водительского удостоверения, либо путем назначения административного ареста сроком на 15 суток (как правило, при скрытии с места ДТП в 95 % случаев выносится наказание в виде лишения).

Особенности разрешения ситуации

Если водитель является виновником ДТП, он обязательно будет нести ответственность за оставление места аварии, поскольку лицо осознавало, что покидает место ДТП, при этом не имея намерения вернуться. Правонарушитель будет лишен права управления автомобилем. Но если за три месяца нарушителя не найдут, дело закроют. Потерпевшая сторона не будет иметь возможности восстановить свои права.

В случае оставления места ДТП нести ответственность могут и оба участника происшествия, и лишь один из них. Тут все во многом зависит от степени вины и самого характера ДТП. В любом случае самовольное скрытие с места ДТП — это одно из самых грубых нарушений ПДД.

Именно по этой причине не рекомендуется оставлять место ДТП. Сотрудники ГИБДД проанализируют ситуацию, найдут виновного в ДТП. Кроме того, вы сможете дать показания и свою оценку происшедшего. Если же вы скроетесь, сотрудники ГИБДД будут изучать место оставления ДТП в вашем отсутствии. Во-первых, это повлечет за собой административную ответственность, во-вторых, может стать причиной необходимости выплачивать огромную материальную компенсацию пострадавшему.

По прошествии времени доказать невиновность будет невероятно сложно, особенно тем, кто просто покинул место ДТП. Еще сложнее доказать, что такой поступок совершен непредумышленно (к примеру, если не заметил, что стал участником ДТП).

Человек может привести множество доказательств своей невиновности, однако результат это приносит в исключительных случаях. Как правило, его по решению суда лишают водительских прав. Так что если вы полагаете, что если ДТП незначительное, в нем нет потерпевших, то можно незаметно уехать, помните – это не так. Суд в первую очередь будет на стороне потерпевшего. Интересы виновника ДТП не будут приоритетными, а потому, скорее всего, решение будет принято не в его пользу.

Результатом оставления места ДТП для водителя станет привлечение к суду. Страховая компания обязуется возместить материальный ущерб. Взыскать страховую сумму она имеет право с виновника ДТП.

Существует один чрезвычайно важный момент, на который следует обратить внимание. После того как вынесено судебное решение, потерпевший имеет право на взыскание материального ущерба в порядке гражданского судопроизводства. Это значит, что будет действовать давность исковая за оставление ДТП. Взыскание осуществляется путем подачи судебного гражданского иска.

Если имеются определенные причины, по которым потерпевший не имел возможности подать исковое заявление в суд после того, как по делу вынесли решение, он может сделать это в течение трех лет. Существует ряд случаев, при которых исковая давность оставления места ДТП может быть продлена. Максимум срок давности можно продлить на полгода. Для этого потерпевший должен представить в суд документы, которые подтверждают уважительность причины, по которой он не подал исковое заявление.

В течение 3-х дней с момента рассмотрения судом дела лицу, которое обвиняется в ДТП, направляют повестку. Основанием для нее служит ст.27.2 КоАП РФ. Повестка содержит в себе информацию о дате, месте, времени проведении судебного заседания. В течение 10-ти дней с того момента, как суд вынес решение по делу, виновный имеет право обжаловать решение.

На практике ситуации бывают разными. В ряде случаев повестка просто не доходит до участника ДТП, а потому водитель узнает о своей виновности в ДТП постфактум. Если в том, что срок давности пропущен, виновны третьи лица, он может быть восстановлен в судебном порядке. Тогда потерпевший может отстоять свои права. Исчисляться срок будет не с того момента, как решение было получено стороной, а с того, когда оно было вынесено судом.

Действия в случае ДТП

Итак, оставление места ДТП — грубое правонарушение. Однако следует отметить, что во многих случаях оно является непредумышленным. Человек оставляет место ДТП просто потому, что не понимает, что совершает правонарушение. В случае оставления места ДТП нарушитель понесет наказание, а потому нужно знать, какие действия следует осуществить.

Согласно ПДД, водитель обязан:

  • прекратить движение. Иное действие может быть расценено как попытка оставления места ДТП. Затем включается аварийная сигнализация. На дороге выставляется знак аварийной остановки на расстоянии, предписанном ПДД. Перемещать все предметы, которые могут иметь какое-либо отношение к аварии, запрещается;
  • если пострадали люди, необходимо оказать им первую медицинскую помощь. В экстренной ситуации можно покинуть место ДТП. Если водитель поступил так, чтобы довезти пострадавшего до медучреждения, оставление места происшествия будет правомерным действием. Однако затем необходимо вернуться к месту ДТП;
  • если вследствие ДТП остановилось движение прочих транспортных средств, следует принять меры для освобождения проезжей части. При возникновении такой необходимости потребуется свидетель, который сможет в дальнейшем подтвердить положение автомобилей, наличие предметов, которые относятся к ДТП. По возможности нужно организовать объект места ДТП;
  • позвонить в полицию. Записываются ФИО, адреса очевидцев. Далее необходимо ждать, когда на место приедут сотрудники ГИБДД.

Если в результате ДТП никто не пострадал, а у участников происшествия нет разногласий, они имеют право составить схему ДТП, удостоверить ее своими подписями, а затем отправиться к ближайшему посту ДПС.

Кроме того, если участниками ДТП было два автомобиля, а владельцы имеют страховой полис ОСАГО, они могут оформить так называемый европротокол. Это специальный бланк извещения о ДТП, который можно оформить без сотрудников правоохранительных органов. Следует отметить, что это также возможно лишь в той ситуации, если в результате ДТП никто не пострадал, а оба участника происшествия не имеют никаких разногласий.

Именно такие правила регламентирует действующее законодательство. Нужно сказать о том, что у каждого дела, безусловно, будет своя специфика. Особенно это касается случаев, когда водитель скрывается с места ДТП, а также последующего исчисления срока давности.

Все специфические нюансы знать просто невозможно. Однако следует хотя знать о том, что такие нюансы имеются, чтобы в случае необходимости иметь возможность воспользоваться ими и защитить свои права.

Необходимо отметить, что при оставлении места аварии, даже если оно было непредумышленным, правонарушителю невероятно сложно отстоять свои права. Несмотря на то, что существует немало смягчающих обстоятельств (раскаяние, содействие правоохранительным органам и т. д.), в подавляющем большинстве случаев наказание будет суровым – лишение прав сроком не менее одного года.

Чтобы не лишиться водительского удостоверения, следует заручиться поддержкой квалифицированного специалиста, который сможет отстоять ваши права и доказать, что ваши действия не были умышленными. При этом искать необходимо адвоката, который специализируется именно на разрешении дел, связанных именно с ДТП.


ostavlenie-mesta-dtp.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *