Меню Закрыть

М2141 – Купить Москвич 2141 с пробегом: продажа автомобилей Москвич 2141 б/у в Москве

Москвич-2141 — Энциклопедия журнала «За рулем»

Предыдущие модели:
Москвич-400
Москвич-402
Москвич-407
Москвич-403
Москвич-408
Москвич-412

Москвич-2141
Технические характеристики:
кузов несущий, хэтчбек
количество дверей 5
количество мест 5 и 50 кг груза или 2 и 260 кг груза
длина 4350 мм
ширина 1690 мм
высота 1400 мм
колесная база 2580 мм
колея передняя 1440 мм
колея задняя 1420 мм
дорожный просвет 140 мм
объем багажника  л
расположение двигателя спереди продольно
тип двигателя 4-цилиндровый, бензиновый, карбюраторный, четырехтактный
объем двигателя 1480 см3
Мощность 76,4/5400 л.с. при об/мин
Крутящий момент 12,4/3000 Н*м при об/мин
Клапанов на цилиндр
КП пятиступенчатая механическая с двумя ускоряющими передачами
Подвеска передняя независимая, пружинная, с качающимися телескопическими стойками на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости. Амортизаторы гидравлические телескопические
Подвеска задняя зависимая, рычажно-пружинная, с двумя продольными упругими пластинчатыми рычагами, сваренными с упругой поперечной балкой, со стабилизатором внутри балки и поперечной штангой.
Амортизаторы гидравлические, телескопические
Тормоза передние дисковые
Тормоза задние барабанные
Расход топлива 8,4 л/100 км
максимальная скорость 153 км/час
годы производства 1986 -1990
тип привода передний
снаряженная масса
1070 кг
разгон 0-100 км/ч 16,7 сек

Москвич-2141
Москвич-21412

Разработка нового переднеприводного автомобиля модели Москвич-2141 с кузовом типа хэтчбек, сменившего на конвейере заднеприводную модель Москвич-2140, началась во второй половине 70-х годов.
Новая модель автомобиля относилась к более высокой, третьей группе малого класса, нежели Москвич-2140 (по принятой тогда в стране классификации). Она была призвана занять промежуточное положение между продукцией Волжского и Горьковского автозаводов.
В качестве прототипа был принят автомобиль французского производства SIMCA-1308, признанный в Европе в 1976 году «Автомобилем года». Поэтому Москвич-2141 внешне напоминал французский прототип, но по конструкции был другим.

Кузов автомобиля пятидверный, несущий, в котором свободно с комфортом размещались пять человек. Все восемь стекол кузова гнутые, заднее стекло с обогревом. Передние раздельные сидения регулировались по длине. Спинки передних сидений регулировались по наклону в очень широком диапазоне, вплоть до горизонтального положения. Подголовники регулировались по высоте. При желании их можно было быстро снять. Заднее сидение могло складываться, в результате чего площадь багажного отделения значительно увеличивалась
. Чтобы обеспечить необходимую жесткость кузова, пришлось заднюю стенку сделать довольно высокой. Это создавало неудобства при погрузке и выгрузке тяжелых предметов.
В кузове типа хэтчбек багажное отделение является частью салона. В Москвиче-2141 оно закрыто складывающейся и убирающейся полкой из материала «Порозо». Эта деталь – не единственный пластик, примененный в конструкции автомобиля. Облицовка радиатора, облицовка задней панели кузова, передний и задний бамперы, основные детали отопителя, фонари и другие детали электрооборудования сделаны из пластика. В отделке интерьера, был широко применен пенополиуретан. Из синтетических материалов изготавливались формованные обивки дверей, потолок, панели в багажном отделении и ковровое покрытие пола кузова.
От прежнего Москвича новой модели достался двигатель УЗАМ-412, на котором удалось добиться минимальных усовершенствований. На его модернизацию не соглашалось Министерство авиационной промышленности, в чьем ведении находилось производство этого двигателя. Поперечная установка в моторном отсеке двигателя УЗАМ-412 была признана невозможной, поэтому компоновка автомобиля была выполнена по схеме с продольно расположенным двигателем перед передней осью. Такая компоновка с далеко выступающим вперед двигателем имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам такой схемы относятся возможность минимальных переделок при проектировании полноприводного автомобиля и доступность к двигателю при его обслуживании. К основным недостаткам относятся длинная и одновременно высокая передняя часть автомобиля, ухудшающая обзор, перегруженный передний мост и небольшой угол въезда.
Удачные конструктивные решения позволили свести эти недостатки к минимуму. Радиатор был установлен не перед двигателем, а слева от него. Применение на автомобиле оригинальной двухвальной коробки передач с горизонтальным расположением валов позволило опустить двигатель, понизить линию капота и центр тяжести автомобиля.
На автомобиле применялись две модели двигателей, что и определило наличие двух выпускаемых моделей автомобилей: базового — АЗЛК-2141, имеющего двигатель ВАЗ-2106-70, и его модификации – АЗЛК-21412, имеющего двигатель 331.10 Уфимского завода автомобильных двигателей. Двигатель УЗАМ-331.10 является модернизированным двигателем УЗАМ-412. По принципу создания в нем вихревого движения потока всасываемой горючей смеси в головке цилиндров и другим элементам он близок к двигателю ВАЗ-2106-70, но более долговечен и надежен.
Кроме двигателей автомобили отличаются передаточным отношением шестерен главной передачи и некоторыми агрегатами и деталями электрооборудования.
К ощутимому уменьшению расхода топлива привела установка на автомобиле пятиступенчатой коробки передач с дополнительной высшей ускоряющей передачей, используемой при движении с малой нагрузкой на высокой скорости
. Сочетание свечной независимой подвески передних ведущих колес типа «Мак-Ферсон» с зависимой пружинной подвеской задних колес, имеющей продольные рычаги, поперечную реактивную тягу и стабилизаторы торсионного типа, обеспечило надежную устойчивость автомобиля на всех режимах его движения и маневрирования.
На автомобиле установлено рулевое управление с самоподжимным реечно-шестеренчатым рулевым механизмом и с двумя равными по длине рулевыми боковыми тягами, соединенными с одной стороны с рейкой, а с другой – с поворотными рычагами колес. Рулевой механизм смонтирован в картере трубчатого типа. Ось рулевой колонки и ось зубчатого механизма рулевого управления не совпадают, поэтому между ними установлен карданный вал
. Тормозная система с двухконтурным раздельным гидравлическим приводом от двухкамерного главного цилиндра. Передние тормоза дисковые, задние — барабанные. Один контур – привод к большим цилиндрам тормозных механизмов передних колес, а другой – к малым цилиндрам тормозных механизмов передних колес и к цилиндрам тормозных механизмов задних колес. Для уменьшения усилия, прилагаемого к тормозной педали, между педальным узлом и главным цилиндром установлен вакуумный усилитель.
Большой объем проведенных исследований и доводочных работ позволил обеспечить автомобилю наилучшие среди отечественных автомобилей эргономические показатели и показатели пассивной безопасности. Безопасность эксплуатации автомобиля обеспечивалась, кроме того, установкой на нем светотехнического оборудования с применением галогенных ламп, полностью соответствующего международным нормам того времени.
Немалое внимание было уделено аэродинамике кузова. Были проведены аэродинамические исследования, благодаря которым удалось не только снизить коэффициент лобового сопротивления воздуха, но и достичь эффекта, когда в любую непогоду заднее стекло кузова оставалось чистым.
Пробная сборка первого «нулевого» автомобиля модели Москвич-2141 на главном конвейере завода была произведена 12 февраля 1986 года, а 15 февраля с него сошел установочный автомобиль под номером 000001. В течение месяца, к XXVII съезду КПСС, была собрана первая партия из 50-ти автомобилей этой модели, а в конце 1986 – их первая товарная партия.
К массовой сборке автомобилей новой модели завод приступил 9 июля 1988 года, после завершения в целом подготовки производства в заново выстроенных и реконструированных цехах и снятия с производства заднеприводных автомобилей старого семейства (последний автомобиль Москвич-2140 с номером шасси 818096 сошел с главного конвейера 8 июля 1988 года).

Статья в журнале, презентационная о Москвич-2141, «За рулем» №5, №6, 1986

Статья в журнале Москвич-2141 глазами владельцев, «За рулем» №11 1987

Двигатель для Москвич-2141, «За рулем» №3 1988

Испытывает «За рулем» (№4 1988, №5 1988, №7 1988, №10 1988, №11 1988, №6 1989, №12 1990)

Статья в журнале Силовой агрегат Москвич-2141, «За рулем» №8 1988

Статья в журнале Достоинства и недостатки Москвич-2141, «За рулем» №1 1990

Подробно о модернизации Москвич-2141, «За рулем» №4 1990

Статья в журнале перевод с чешского издания «Свет мотору», «За рулем» №8-9 1990

Заметка «Вариации на тему «Алеко», «За рулем» №4 1990

Выпускались модификации:
Москвич-21412
Москвич-2141-01
Москвич-21412-01
Москвич-214122 (такси)

Последующие модели:
Москвич-2141 «Святогор»

wiki.zr.ru

Отзывы владельцев об автомобилях Москвич 2141 (Москвич 2141) на Авто.ру

Лучшая отечественная легковушка

Москвич 2141 2141-01 1.6 MT (76 л.с.)

Легковой переднеприводной пятиместный автомобиль с несущем кузовом типа хетчбэк продольной капотной компановки силового агрегата. Да да именно лучшая отечественная легковушка, но лучшая лиш потомуч

Мой первый авто…

Москвич 2141 21412-01 1.5 MT (72 л.с.)

Было мне ещё 16 лет, когда дед моего друга продавал автомобиль, а я вовсю мечтал уже иметь права и кататься. Попросил отца посмотреть его, и вот буквально через несколько недель был куплен космич за 1

Москвич — моя первая машина

Москвич 2141 214122 1.7 MT (85 л.с.)

С этой машиной особо долго дела не имел, но впечатления и воспоминания остались только хорошие. Москвич у меня был первой машиной. Достался мне он от отца в полуразобранном состоянии, Москвич-214122 1

Москвич 2141 — очень хорошая машинка за небольшие деньги.

Москвич 2141 21412-01 1.5 MT (72 л.с.)

Москвич 2141. Двигатель УЗАМ 331.10 (1.5 — 72 л.с.), 1989 год — сделано в СССР. ))) Куплен для обучения вождению и изучения основ автомобилестроения. Это так называемый «дедушкин» автомобиль — т

Чудо-авто

Москвич 2141 214122 1.7 MT (85 л.с.)

Покупка Москвича для меня было дело вполне осознанное — к этому моменту я шел оочень долго…. Выбирал свой экземпляр долго — начитавшись всяких отзывов искал машину хотя бы с живым дном. Судьба ре

Автолегенда СССР

Москвич 2141

Итак расскажу о своих 214122 и 214145 Сначала первый про первый. Год рождения — 1993. Цвет — белый Двигатель — УЗАМ 331.10 (72 л.с.) Данный экземпляр был приобретен в 2006 году с пробег

41-й как первая любовь!

Москвич 2141

Москвич стал моей первой машиной достаточно случайно — сосед по даче продавал «реногор» предложил посмотреть. Приехал, на вид ничего особенного, слегка ржавенький (потом выяснилось, что не слегка) са

АЗЛК 214145 — лучший из отечественных

Москвич 2141

Ностальгия заставила написать. Владел этой машиной в 2002-2003 году. Конечно незабываемые впечатления, оставленные этой машиной, во много связаны с тем, что она была у меня первой. В любом случае, я м

Он — живой!

Москвич 2141

Этот автомобиль останется для мня эталоном. Эталоном с большой буквы. «Гарика» я купил в мае 2009-го, он стал моим первым автомобилем, не считая 408-го 1965г.в., доставшегося от деда, который просто

Это просто кошмар!!!

Москвич 2141 21412-01 1.5 MT (72 л.с.)

Купил я его как первую машину в 2005 году, с пробегом 55ткм, у знакомого. Ржавый был конечно-без дна, переварили и вроде ничего. Его надежность оказалась чудовищной! Такого я не ожидал. Всегда все

Всё о Москвич 2141

Рейтинг модели — 3.7 / 5

media.auto.ru

2141 — это… Что такое М-2141?

Москвич-2141

Москвич-2141 Москвич-2141 на викискладе Москвич-2141 на викискладе

Общие данные

Другое имя: Aleko-141
КПП: механическая 5-ступ.
УЗАМ-331.10
Производитель: Уфимский моторный завод
Марка: УЗАМ-331.10
Тип: бензиновый
Объём: 1480 см3
Максимальная мощность: 53 кВт (72 л.с.), при 5500 об/мин
Максимальный крутящий момент: 106 Н·м, при 3200 об/мин
Цилиндров: 4
Клапанов: 8
Макс. скорость: 146 км/час
Расход топлива при смешанном цикле: 8,5 л/100 км
Расход топлива на трассе: 6,2 л/100 км
Ход поршня: 70 мм
Диаметр цилиндра: 82 мм
Cтепень сжатия: 9,5
ВАЗ-2106
Марка: ВАЗ-2106
Тип: бензиновый
Объём: 1568 см3
Максимальная мощность: 56 кВт (76 л.с.), при 5400 об/мин
Максимальный крутящий момент: 121 Н·м, при 3100 об/мин
Цилиндров: 4
Клапанов: 8
Макс. скорость: 158 км/час
Расход топлива при смешанном цикле: 8,0 л/100 км
Расход топлива на трассе: 5,8 л/100 км
Ход поршня: 80 мм
Диаметр цилиндра: 79 мм
Cтепень сжатия: 8,5
УЗАМ-3317
Марка: УЗАМ-3317
Тип: бензиновый
Объём: 1699 см3
Максимальная мощность: 63 кВт (86 л.с.), при 5300 об/мин
Максимальный крутящий момент: 130 Н·м, при 3200 об/мин
Макс. скорость: 156 км/час
Расход топлива при смешанном цикле: 8,7 л/100 км
Расход топлива на трассе: 7,1 л/100 км
Ход поршня: 74,9 мм
Диаметр цилиндра: 85 мм
Cтепень сжатия: 8,5
Ford-XLD418
Марка: Ford-XLD418
Тип: дизельный
Объём: 1 753 см3
Максимальная мощность: 44 кВт (60 л.с.), при 4800 об/мин
Максимальный крутящий момент: 110 Н·м, при 2500 об/мин
Конфигурация: впрыск в предкамеру
Цилиндров: 4 в ряд
Макс. скорость: 140 км/час
Расход топлива при смешанном цикле: 5,7 л/100 км
Расход топлива при городском цикле: 7,5 л/100 км
Cтепень сжатия: 21,5
Renault-F3R
Производитель: Renault
Марка: Renault-F3R
Тип: бензиновый
Объём: 1 998 см3
Максимальная мощность: 83 кВт (113 л.с.), при 5200 об/мин
Максимальный крутящий момент: 168 Н·м, при 3500 об/мин
Цилиндров: 4
Клапанов: 8
Макс. скорость: 175 км/час
Расход топлива при смешанном цикле: 8,2 л/100 км
Расход топлива при городском цикле: 10,3 л/100 км
Расход топлива на трассе: 6,8 л/100 км
Экологические нормы: Евро 2
Ход поршня: 93 мм
Диаметр цилиндра: 83 мм
Cтепень сжатия: 9,8

Характеристики

Размеры

Колея задняя: 1420 мм
Колея передняя: 1440 мм

Скоростные характеристики

Разгон до 100 км/ч: 19,3 с. — УЗАМ-331.10
14,9 с. — ВАЗ-2106
15,7 с. — УЗАМ-3317
25,0 с. — Ford-XLD418
11,7 с. — Renault-F3R

На рынке

Другое

Грузоподъёмность: 400 кг
Объём бака: 55 л
Заводы: Союз Советских Социалистических Республик АЗЛК (Москва, СССР)
Народная Республика Болгария Балкан (Ловеч, Болгария)

Москви́ч-2141 (экспортное наименование — Aleko, от Автозавод Ленинского Комсомола, в странах Евросоюза продавался под обозначением Lada Aleko) — советский и российский легковой автомобиль третьей группы малого класса (сегмент D) с кузовом типа «хетчбэк», выпускавшийся с 1986 по 1998 годы на Автомобильном заводе имени ленинского комсомола (АЗЛК).

С 1998 по 2001 год выпускалась модернизированная версия «Москвич-2141-02», известная под собственным обозначением — «Святогор».

История создания

Предыстория

АЗЛК с начала семидесятых годов активно работал над заднеприводными автомобилями, промежуточными по классу между моделями ВАЗ и «Волгой» (см. статьи Москвичи серии 3-5 и Москвичи серии С); к середине десятилетия работы были доведены до стадии предсерийных образцов[1]. Однако, наладить серийное производство не удалось из-за начавшихся осенью 1976 года перестановок в руководстве АЗЛК и других причин. Один из разработчиков, дизайнер Игорь Зайцев, вспоминает[1]:

« Полностью сменилось руководство завода: пришла «зиловская» команда с бредовыми идеями и смутным представлением о легковом автомобилестроении. Начались реорганизации и бесконечные поиски зарубежного партнера c готовой моделью и отработанной технологией, по аналогии с ВАЗом.

Были, казалось бы, заманчивые предложения. Например, Citroen соглашался организовать на АЗЛК производство перспективной тогда модели ВХ, но с обычной пружинной подвеской вместо фирменной «гидропневматики». Не сошлись в цене. Концерн FIAT предложил к производству будущий Tipo — не устроили сроки. Немцы из Porsche предлагали к совместной разработке автомобиль, эскизы которого напоминали нынешний Volkswagen Bora… Ничем эта бурная деятельность не закончилась, и руководству пришлось вернуться к собственным разработкам.

Москвич С-2 не устраивал начальство своей излишней самобытностью: на свою беду, он не походил ни на один из «зарубежных аналогов». Поэтому в октябре 1976 года появился макет серии С-3 — окончательной, как тогда казалось, версии преемника Москвича-2140. Машина получилась привычной, без спорных деталей.

»

Между тем, несмоторя на наличие на АЗЛК оценивавшегося как «предсерийный» ходового прототипа С-3, в Минавтопроме к этому времени уже решили, что АЗЛК должен разработать и наладить выпуск семейства переднеприводных автомобилей того же класса, как более современных. Соответствующее указание и было спущено на завод[1].

Начальный период

В качестве наилучшего прообраза для ускорения проектирования нового автомобиля Минавтопрому видилась недавно появившаяся франко-американская модель Simca-Chrysler 1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler, обладатель титула «Автомобиль 1976 года в Европе»[1]. Требование отраслевого министерства копировать иностранную модель было воспринято коллективом завода как оскорбление[1], как вспоминал один из руководителей группы дизайнеров Игорь Зайцев[1],

« Нам привезли кузов от «Симки», на базе которого предстояло сделать макет-агрегатоноситель для изучения особенностей переднеприводной компоновки. У нее просто отрезали передок и приделали новый — с продольно расположенным «четыреста двенадцатым» двигателем. Этот прототип мы назвали «Максимкой». Министру Полякову он очень понравился. А про наш собственный «Москвич» С-3, опытный образец которого строился примерно в это же время, Поляков говорил: «Где вы видели такие автомобили? Таких машин не бывает!».

Позже купили несколько Симок, одну из них разобрали: агрегаты отправили в лабораторию на испытания, а кузов отдали нам. Прямо на нем мы и лепили будущий «сорок первый». Это было очень трудно: месяца полтора или два я не мог заставить свою команду подойти к этому макету! Настолько все были оскорблены и унижены тем, что нам приказали взять не просто идею, а вот так примитивно скопировать автомобиль вплоть до «железа». Так и родился Москвич-2141.

»

Бывший в те годы генеральным конструктором АЗЛК Ю. А. Ткаченко в своих воспоминания о том же этапе проектирования автомобиля излагает несколько отличающуюся картину событий[2]:

« Я руководил разработкой «Москвича-2141» в качестве главного конструктора АЗЛК от начала создания модели до завершения приемочных испытаний (1977—1984 гг.). По моему предложению «Симку-1308» взяли в качестве прототипа-носителя агрегатов. За рубежом такая практика широко распространена. Эти модели называют «мулами». ВАЗ широко использовал в качестве «мулов» выпускаемые модели «Жигулей». Мы не имели такой возможности, так как создавали машину в новом, более высоком классе. »
« Для ускорения проектных работ решили использовать для постройки ходового макета кузов переднеприводной модели «Симка-1308». Чисто внешне кузов «Симки», ставшей «Автомобилем 1976 года», выглядел достаточно эффектно, что имело немаловажное значение при представлении модели руководству Совмина и министерства. »

Так или иначе, прототип на основе кузова «Simca 1308» с новым передком, в котором был продольно установлен двигатель от «Москвича-412», был готов уже в 1977 году, через четыре месяца после начала проектирования[2] — на заводе его открыто называли «Максимкой»[1]. В октябре того же года он был продемонстрирован руководству на стадионе АЗЛК и одобрен для дальнейшей разработки[2].

Конструктивные особенности

»

Приблизительное сравнение силуэтов Simca и «Москвича» (красный — «Москвич», чёрный — Simca.

Передняя часть «Симки», рассчитанная на поперечное расположение силового агрегата, не подходила для установки имевшихся в производстве в СССР двигателей из-за их большой длины и высоты; кроме того, «фирменная» торсионная передняя подвеска автомобилей Chrysler на двух поперечных рычагах, выполненная по образцу американских моделей корпорации, была слишком непривычным решением, да и недостаточно технологична.

Поэтому за основу взяли только заднюю часть кузова «Симки», которая в целом сохранила свои очертания, передок же был спроектирован полностью заново, причём компоновка силового агрегата и передняя подвеска типа «макферсон» отчётливо напоминали западногерманские «Ауди» и «Фольксвагены» с продольным расположением двигателя. Помимо возможности применить имеющиеся в производстве двигатели, в перспективе такая компоновка привлекала возможностью создания автомобилей с полным приводом (таковые были созданы в конце восьмидесятых годов совместно с английской фирмой FFD, а в последние годы существования предприятия серийно производились).

Кроме того, компоновка предопределила великолепную для своего времени пассивную безопасность автомобиля, особенно при смещённом ударе водительской стороной — в этом автомобиль даже в начале девяностых был сравним с моделями иностранного производства[3].

Однако, компоновка предопределила очень длинный передний свес, как результат — нарушение развесовки, ухудшение геометрической проходимости и немного аляповатый внешний вид хэтчбэка с длинным «носом» (более гармоничная внешне модификация «седан» серийно не выпускалась).

Как вспоминает генеральный конструктор автомобиля Ю. А. Ткаченко[2],

« Новые агрегаты трансмиссии и шасси потребовали разработки полностью нового основания кузова. Перечень отличий можно продолжить, но, наверное, проще сказать, что от «Симки» осталось: часть элементов конструкции крыши и профили уплотнителей стекол. »

Для линейки переднеприводных «Москвичей», которая по оригинальному замыслу должна была включать в себя базовые модели «Москвич-2141» (хэтчбек), «Москвич-2142» (седан), «Москвич-2335» (пикап) и «Москвич-2901» (универсал повышенной вместимости, то есть, минивэн), было сконструировано оригинальное семейство бензиновых и дизельных двигателей «Москвич», под которые при АЗЛК создавалось собственное моторное производство.

Однако, завод двигателей, будучи построенным к началу девяностых годов на 90-95 % (данные разнятся), из-за начавшегося экономического кризиса и невозможности погашения предприятием кредита в $800 млн, предоставленного в конце восьмидесятых банком ВТБ под закупку импортного оборудования, достроен не был, а позже его установленное оборудование было разукомплектовано, списано и просто утрачено.

В результате «41-й» Москвич, «временно» стартовавший на двигателях ВАЗ-2106-80 («Москвич-2141») и УЗАМ-331.10 («Москвич-21412»), так и не дождался своего собственного современного двигателя, что в решающей степени предопределило неудачную судьбу данного автомобиля.

В серийном производстве на переднеприводный «Москвич» устанавливались карбюраторные двигатели рабочим объёмом 1500 см³ (УЗАМ-331.10), с лета 1994 года — 1700 (УЗАМ-3317), а позднее 1800 и (очень редко) 2000 см³ производства Уфимского завода (УЗАМ), разработанные на основе двигателя «Москвича-412», а также — на меньшую часть выпуска — объёмом 1600 см³, позднее — 1700 и 1800 см³ производства ВАЗ;

Кроме того, в начале девяностых годов выпускались экспортные модификации М-2141-136 и М-2141-10 с дизельным двигателем иностранного производства рабочим объёмом 1800 см³ модели FORD RTF (XLD418, этот же мотор устанавливался на модели Ford Fiesta, Ford Escort и Ford Sierra с сентября 1983 года).

В середине девяностых годов встал вопрос о современном двигателе для «Москвича». После длительных поисков конструкторы остановились на французском инжекторном двигателем модели Renault F3R272 (2000 см³), версии с ним предлагались в конце серийного производства модели — по потребительским качествам они являются наилучшими во всём семействе.

Единственным типом коробки передач со всеми двигателями была пятиступенчатая механическая, впервые появившаяся в нашей стране именно на М-2141.

По сравнению с предыдущими моделями АЗЛК, конструкция и дизайн которых восходили к концу пятидесятых — началу шестидесятых годов, М-2141 безусловно был настоящим прорывом. Но и по сравнению с бюджетными автомобилями иностранного производства анахронизмом он на момент начала производства не выглядел. Такие решения, как пятиступенчатая коробка передач, четырнадцатидюймовые колеса, относительно большая колёсная база, широкий кузов типа «хетчбэк», передняя подвеска типа «макферсон», реечное рулевое управление и «объёмные» пластиковые бампера на конец восьмидесятых ещё не стали в мировом автостроении общепринятыми, хотя прогрессивными на тот момент также уже не считались.

Применённые в автомобиле конструктивные решения позволили даже с учётом использования устаревших силовых агрегатов добиться снижения массы и расхода топлива по сравнению с «Симкой»[2], улучшилась и проходимость за счёт увеличения дорожного просвета.

Дизайн

»

Попарное сравнение дизайна: сверху — «Москвич»…

»

…снизу — Simca.

В процессе разработки модели, оперение (несиловые внешние элементы) кузова «Москвича» было спроектировано заново, в результате чего экстерьер автомобиля существенно отличался от французского образца и с некоторой натяжкой, но соответствовал уровню середины восьмидесятых годов.

»

«Москвич».

»

Simca.

Не был кузов «Москвича» точной копией иностранной модели и с точки зрения пропорций и габаритных размеров — в частости, была немного уменьшена колёсная база, укорочен задний свес и увеличен передний[2]. Интерьер был разработан полностью самостоятельно, причём по всем габаритам он превосходил «Симку»[2].

Никаких претензий в плане нелицензионного использования интеллектуальной собственности к АЗЛК не возникло — что подтвердили охранными документами все промышленно развитые страны мира, в том числе и Франция[2] (хотя после европейской премьеры модели в прессе всё же возникло обсуждение её возможной связи с продукцией «Симки»).

»

«Москвич».

Simca.

От французской автомобилестроительной школы «Москвич» в его финальном, серийном виде унаследовал лишь некоторые особенности конструкции кузова (преимущественно — силового каркаса), а так же, например, размёщенное под полом багажника запасное колесо (до 1999 года), — последнее решение оказалось не вполне удачным для российского климата, так как крепление подвержно ржавлению, а снять с него колесо в сырую погоду не испачкавшись весьма сложно.

В отличие от «рубленых» форм хетчбэков ВАЗ «восьмого» семейства, «Москвич» отличался более скруглённым и современным обликом, что предопределило также лучшую аэродинамику (называлось значение коэффициента лобового сопротивления воздуха Cx=0,35, однако, оно вызывает некоторые споры).

Последним М-2141 был обязан в том числе и проведению на этапе разработки продувок моделей в аэродинамической трубе кафедры механики МГУ, а впоследствии, на этапе доводки — продувок полноразмерных автомобилей в ЦАГИ и на оборудовании фирмы «ВАЗ-2110.

К сожалению, привязка формы задней части автомобиля к французскому прототипу не дала в полной мере использовать имевшиеся на тот момент наработки по улучшению ародинамики, — в частности, отмечается, что одно лишь небольшое (на 5-10°) изменение угла наклона задней стенки кузова в сторону уменьшения позволило бы снизить коэффициент лобового сопростивления на существенную величину в пять-шесть сотых[4].

Между тем, характер обтекания кузова «Москвича» был таким, что заднее стекло — в отличие от хетчбэков ВАЗ — практически не забрызгивалось при езде, что позволило отказаться от стеклоочистителя задней двери в базовой комплектации.

Любопытно, что дизайн передней части в финальном виде весьма напоминал один из опытных «Москвичей» серии «С»,— С-3, то есть, более ранние собственные наработки АЗЛК в этой области всё же в какой-то мере оказались востребованы. Следует отметить, что в процессе проектирования внешности автомобиля было перебрано весьма большое число вариантов оформления, и в серию из них пошёл достаточно серьёзно переработанный относительно как оригинала, так и изначальных вариантов.

»

Седан «Москвич-2142» был предметом вожделения многих российских автолюбителей, но массовым так и не стал.

Наряду с базовой моделью с кузовом «хетчбэк» была разработана и модификация с кузовом «седан» — «Москвич-2142», причём работы по нему велись уже на основе готового хетчбека, что существенно затруднило работу над автомобилей. Игорь Зайцев вспоминает[1]:

« Мы воевали с начальством: нельзя так проектировать автомобили. Все модификации должны создаваться параллельно: и хэтчбек, и седан, и универсал. А когда начинаешь вот так, вдогонку — ничего не стыкуется!

Доходило до смешного: приходилось бороться за то, чтобы сделали подсветку в перчаточном ящике или карманы в дверях. В ответ — аргумент: зачем это надо? Трудно это объяснить ведущему конструктору, который в свои сорок пять лет ни разу за рулем не сидел.

Пепельницу конструировал человек, который никогда в жизни не курил! Ты представляешь, спрашиваю, что ты сделал? Ей же пользоваться невозможно! Ни культуры проектирования, ни культуры производства.

»

Как результат, эта модель так и не пошла в массовую серию, было построено только определённое количество прототипов и опытных образцов, часть из которых впоследствии попала в руки к индивидуальным владельцам. Вместо пуска «народного» седана, завод с конца девяностых сосредоточил свое внимание на создании эксклюзивных версий стретчей и купе на его базе.

Особенности семейства

»

Салон Москвича-2141 просторен и достаточно комфортабелен, но относительно плохо отделан даже по меркам отечественного автопрома, особенные нарекания вызывала очень «шумная» панель приборов.

Для семейства «Москвич-2141» характерны вместительные салон и багажное отделение (увеличиваемое за счет складывания заднего сиденья), эффективное отопление салона, лёгкое рулевое управление, хорошая управляемость на высоких скоростях и проходимость по заснеженным и загрязненным дорогам. Высокая ремонтопригодность автомобиля частично искупала несовершенство и ненадёжность применявшихся на нём узлов и агрегатов.

По совокупности потребительских характеристик, «Москвич-2141» в наибольшей степени отвечал понятию «семейный автомобиль», превосходя более тесные малолитражные модели ВАЗ. По эргономике водительского места «Москвич», по многим оценкам, превосходит все остальные отечественные автомобили, включая более позднее «десятое» семейство ВАЗ’ов.

Однако, при всех своих положительных качествах, «41-й» Москвич, «временно» стартовавший на двигателях ВАЗ-2106-80 («Москвич-2141») и УЗАМ-331.10 («Москвич-21412»), так и не дождался своего собственного современного двигателя, что в решающей степени и предопределило неудачную судьбу автомобиля.

Кроме того, качество комплектующих и сборки, а особенно — грунтовки и окраски кузовов на АЗЛК было откровенно неудовлетворительным, и с годами всё более ухудшалось. Кузов среднестатистического автомобиля начинал корродировать уже в первый год эксплуатации, что отрицательно сказывалось на имидже модели.

Во второй половине девяностых завод начал использовать импортные комплектующие для повышения надежности (новые двигатели, тормозные системы, фары), но это приводило к росту цены и не решало главной проблемы с «цветущим» кузовом. Кроме того, последние товарные партии автомобилей были выпущены заводом в неукомплектованном виде, и дособирались в кустарных условиях.

Модификация М-21412 отличалась крайне неудачным сочетанием уфимского двигателя УЗАМ-331.10 (модификация устаревшего УЗАМ-412 с вихревыми камерами сгорания), имевшего соврешенно неадекватные массе автомобиля рабочий объём и мощность, с более современной экипажной частью. В результате, автомобиль не обладал необходимой мощностью и динамикой, к тому же, адаптация мотора под новый моторный отсек была произведена неудачно, так что ряд узлов и навесных агрегатов (прежде всего — распределитель зажигания и расширительный бачок системы охлаждения) оказались самыми уязвимыми и дополнительно снижали и так невысокую надёжность автомобиля.

»

Москвич-214145 «Святогор»

Модернизация: «Святогор»

Модернизированная версия автомобиля «Москвич-2141» дебютировала в 1997 году. Обновлённый автомобиль получил не только новый индекс (2141-02) и собственное имя «Святогор», но и заметно изменённую внешность и более мощный двигатель. Благодаря новым фарам фирмы «Hella», внешность автомобиля стала более привлекательной и меньше выделялась на фоне иностранных моделей середины девяностых годов.

Ввиду отсутствия собственного двигателя с удовлетворительными характеристиками, руководство ОАО «Москвич» решило использовать мотор F3R272 фирмы

Однако, на значительную часть выпуска продолжали ставить прежние двигатели ВАЗ-2106-80 и УЗАМ-3317 (отдельные партии «Святогоров» комплектовались 1,8-литровыми двигателями ВАЗ-2130 и УЗАМ-3313/3318).

»

Пятимилионный Москвич модели 2142R5 «Князь Владимир» в музее АЗЛК

Москвичёвские «князья»

Новое руководство предприятия решило расширить модельный ряд за счет более рентабельных (по его мнению) автомобилей среднего класса.

В 1997 году появился мелкосерийный М-2141R5 «Юрий Долгорукий» с удлинённым на 200 мм кузовом хэтчбэк и аналогично удлинённый седан  Москвич-2142R5 «Князь Владимир». Именно «Князь Владимир» в декабре 1998 года стал 5-миллионным автомобилем марки «Москвич».

В августе 1998 года на МИМС-1998 скандально дебютировал седан бизнес-класса Москвич «Иван Калита», заслуживший уничижительные отзывы общественности за нелепый дизайн передней части.

В 1999 году на его базе было выпущено двухместное купе «Дуэт», производившееся под заказ, а несколько позднее — более бюджетный вариант «Дуэт-2» на базе «Князя Владимира».

Прекращение производства

В связи с дефолтом 1998 года оснащение «Святогоров» импортными моторами Renault оказалось невозможным, а поставки двигателей ВАЗ и УЗАМ отличались нестабильностью и завышенными ценами. Кроме того, дорогие мелкосерийные «князья» не пользовались спросом даже у госорганов — хотя закупку партии седанов «Князь Владимир» и «Иван Калита» в конце девяностых предприняла столичная мэрия.

ОАО «Москвич» вынуждено было постоянно сокращать объёмы производства всех моделей, распродавало сторонним организациям отдельные производственные линии (например, производство пластмассовых изделий). В 2001 году «Москвич» выпустил всего 800 автомобилей, в то время, как для рентабельности производства нужно было продавать хотя бы 40 тысяч машин в год. В результате, в октябре 2001 года главный конвейер АЗЛК был остановлен навсегда.

Пикап «Москвич-2335»

Коммерческий пикап «Москвич-2335» (его металлическая однобортовая платформа была унифицирована с прицепом производства того же АЗЛК) грузоподъёмностью 640 кг и выполненный на его базе универсал повышенной вместимости «Москвич-2901» (надстройка 5-дверного кузова с высокой крышей была пластиковой), появился в 1991 году и через год пошёл в серию. Задняя подвеска пикапа и УПВ была выполнена зависимой на рессорах. В конце 90-х производство пикапа было передано на Омский завод ОМП, а УПВ — на Киевский авторемонтный завод № 5. В 2000 году на базе пикапа были созданы модификации со сдвоенной кабиной и полным приводом, но серийно их уже не выпускали. Пикап, как и базовый хэтчбек отличался низкой коррозионной стойкостью кузова, неподходящим двигетелем, а также не слишком оптимальной развесовкой, не позволявшей при полной загрузке трогаться на обледенелом подъёме. Сборка пикапа была свёрнута в Омске в 2002 году.

Интересные факты

«

Ни культуры проектирования, ни культуры производства. А ведь это достигается только опытом! Я, проработав на АЗЛК двадцать пять лет, спроектировал шесть машин. Это немало, хотя Джуджаро к тридцати шести годам сделал более тридцати автомобилей. Но те, кто проектировал, скажем, коробки передач, успевали за всю жизнь сделать одну-две. Этого ничтожно мало!

»

Это может быть отнесено и к советской автомобильной промышленности этого периода в целом.

Эксплуатация и ремонт после закрытия завода

Эта ссылка ведет на ресурс который поможет всем владельцам автомобиля данной марки продолжать в удовольствие им пользоваться.

Ссылки

Источники

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Еремкин В. Интервью с Игорем Зайцевым, бывшим главным дизайнером АЗЛК // АвтоРевю : Журнал. — М.: 2002. — № 5.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Газета «Авто», № 26, 1992 г.: к.т. н. Ю. А. Ткаченко (в 1977-85 годах — главный конструктор АЗЛК), записал С. Волчков.
  3. Крэш-тест «Москвич-Святогор» 2001 года. Несмоторя на ухудшившееся к этому времени качество сборки, автомобиль показал хорошую безопасность при лобовом ударе, по отдельным показателям превзойдя такие автомобили, как Audi A4 первого поколения или Citroen Xantia. Вывод: «сравнивать Святогор с новейшими иномарками рановато. Но для автомобиля, который создавался двадцать лет назад, так достойно выдержать современное испытание — это отличный результат.»
  4. «Москвич-2141»: Аэродинамика.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Москвич-2141 — Вікіпедія

Москвич-2141 (в країнах Європейського союзу продавався під назвою Aleko) — легковий автомобіль третьої групи малого класу з кузовом типу хетчбек, що випускався з 1986 по 1998 роки на АЗЛК і по 2003 рік на інших підприємствах.

Москвич-2141 (1986-1998) Салон Москвич-2141

Конструкція силового каркаса «Москвича» четвертого покоління була заснована на французькій моделі середини 1970-х Simca 1307/1308, до речі, цей автомобіль отримав титул «Автомобіль 1975/1976 року». Конструктори заводу в своїх спогадах стверджували, що першим зразком М-2141 був каркас «сімки» з кузовними панелями іншої форми і вітчизняною ходовою частиною. Оскільки зовнішні кузовні панелі були спроектовані наново, до АЗЛК з боку французів не було претензій в плані використання інтелектуальної власності, а екстер’єр М-2141 вийшов ультрасучасним для середини 1980-х років, нагадуючи тодішні новинки Audi 80 і BMW п’ятої серії. Передньопривідне компонування з повздовжним розташуванням двигуна і диференціалом, встановленим між двигуном і КПП було запозичене від німецької моделі Audi 100. Вибір такий щодо малопоширеного компонування був пов’язаний з необхідністю використання двигунів від задньопривідних автомобілів попереднього покоління, а також ширшим вибором можливих силових агрегатів і, в перспективі, можливістю створення автомобілів з повним приводом (такі були створені вже у останні роки існування підприємства).

На передньопривідний «Москвич» встановлювалися карбюраторні двигуни робочим об’ємом 1500, 1700, 1800 і 2000 см³ виробництва Уфімського заводу автомобільних моторів (УЗАМ), а також 1600 см³ виробництва ВАЗ і дизельний двигун 1800 см³ Ford (експортний М-2141-136). Єдиним типом коробки передач була 5-ступінчаста механічна, хоча на моделі перших випусків встановлювалася також і 4-ступінчаста коробка передач.

Для сімейства «Москвич-2141» характерні місткі салон і багажне відділення, що збільшується за рахунок складання заднього сидіння, ефективне опалювання салону, легке рульове управління, хороша керованість на високих швидкостях і прохідність по засніжених і забруднених дорогах. Недосконалість і ненадійність вузлів, що застосовувалися на ньому, частково компенсувалися ремонтопридатністю автомобіля . За сукупністю споживчих характеристик Москвич-2141 найбільшою мірою відповідав поняттю «Сімейний автомобіль».

Для сімейств «Москвич-2141» (хетчбек) і «Москвич-2142» (седан) було сконструйовано оригінальне сімейство двигунів «Москвич», під які для АЗЛК створювалося власне виробництво. Проте, будучи побудованим на початок 1990-х на 90-95 % (дані різняться) через економічну кризу, завод добудований не був, а пізніше його устаткування було розкомплектоване, списане і просто втрачене. В результаті Москвич-2141, що «тимчасово» комплектується двигунами ВАЗ-2106 (М-2141) і УЗАМ-331.10 (модернізований УЗАМ-412) (М-21412) так і не дочекався свого сучасного двигуна, що у вирішальному ступені зумовило його невдалу долю. Крім того, якість комплектуючих і особливо забарвлення кузовів на АЗЛК було відверто незадовільним і з роками все більш погіршувалося. Кузов середньостатистичного автомобіля починав коррозіювати вже в перший рік експлуатації, що негативно позначалося на іміджі моделі. Модифікація 21412 відрізнялася вкрай невдалим поєднанням морально застарілого уфімського двигуна УЗАМ-412, ведучого свій родовід ще від трофейного мотора BMW з сучаснішою екіпажною частиною. В результаті автомобіль не мав необхідної потужності і динаміки, до того ж адаптація мотора під новий моторний відсік була проведена невдало, так що ряд вузлів і навісних агрегатів (перш за все розподільник запалення і розширювальний бачок системи охолоджування) виявилися найуразливішими і додатково знижували і так невисоку надійність автомобіля.

Двигуни[ред. | ред. код]

Бензинові

  • 1.5 л УЗАМ-331.10 71 к.с. 105,8 Нм
  • 1.6 л ВАЗ-2106-70 80 к.с. 121 Нм
  • 1.7 л УЗАМ-3317 86 к.с. 133 Нм
  • 1.7 л ВАЗ-21213 83 к.с. 130 Нм

Дизельний

  • 1.8 л Ford-XLD418 60 к.с. 110 Нм

Модернізація: «Святогор»[ред. | ред. код]

Москвич-214145 «Святогор» (1998-2001)

Модернізована версія автомобіля «Москвич-2141» дебютувала в 1997 році. Оновлений автомобіль отримав не тільки новий індекс (2141-02) і власне ім’я «Святогор», але і помітно змінену зовнішність і потужніший двигун. Завдяки новим фарам фірми «Hella», зовнішність автомобіля стала привабливішою і менше виділялася на тлі іноземних моделей середини дев’яностих років.

Зважаючи на відсутність власного двигуна з задовільними характеристиками, керівництво ВАТ «Москвич» вирішило використовувати двигун F3R272 фірми Renault об’ємом 2,0 л (модифікація -214145 «Святогор» — 104,5 к.с. (брутто — 113 к.с.)). Сучасний французький двигун значно поліпшив надійність, динамічні й швидкісні характеристики автомобіля. Встановлення потужнішого двигуна спричинила за собою зміну вузлів трансмісії та гальм на більш надійні і сучасні іноземного виробництва (використовувалося зчеплення Valeo і вакуумний підсилювач гальм фірми Lucas). Крім того, на М-214145 був зменшений кліренс.

Однак, на значну частину випуску продовжували ставити колишні двигуни ВАЗ-2106 і УЗАМ-3317 (окремі партії «Святогорів» комплектувалися 1,8-літровими двигунами ВАЗ-2130 і УЗАМ-3313/3318).

Москвичівські «князі»[ред. | ред. код]

Москвич-2142R5 «Князь Володимир» Москвич-2141R5 «Юрій Долгорукий»

Нове керівництво підприємства вирішило розширити модельний ряд за рахунок більш рентабельних (на його думку) автомобілів середнього класу.

У 1997 році з’явився дрібносерійний М-2141R5 «Юрій Долгорукий» з подовженим на 200 мм кузовом типу хетчбек і аналогічно подовжений седан Москвич-2142R5 «Князь Володимир». Саме «Князь Володимир» у грудні 1998 року став 5-мільйонним автомобілем марки «Москвич».

У серпні 1998 року на автосалоні МІМС-1998 скандально дебютував седан бізнес-класу Москвич «Іван Калита», що заслужив принизливі відгуки громадськості за безглуздий дизайн передньої частини.

У 1999 році на його базі було випущено двомісне купе «Дует», що вироблялося під замовлення, а трохи пізніше — більш бюджетний варіант «Дует-2» на базі «Князя Володимира».

Пікапи «Москвич-2335» та «Москвич-2901»[ред. | ред. код]

Комерційний пікап «Москвич-2335» (його металева однобортова платформа була уніфікована з причепом виробництва того ж АЗЛК) вантажопідйомністю 640 кг і виконаний на його базі універсал підвищеної місткості «Москвич-2901» (надбудова 5-дверного кузова з високим дахом була пластиковою), з’явився в 1991 році і через рік пішов у серію. Задня підвіска пікапа і УПВ була виконана залежною на ресорах. В кінці 90-х виробництво пікапа було передано на Омський завод ЗМУ, а УПВ — на Київський авторемонтний завод № 5. У 2000 році на базі пікапа були створені модифікації із здвоєною кабіною і повним приводом, але серійно їх уже не випускали. Пікап, як і базовий хетчбек відрізнявся низькою корозійною стійкістю кузова, невідповідним двигуном, а також не надто оптимальним разподілом ваги, що не дозволяло при повному завантаженні рушати на обмерзлому підйомі. Збірка пікапа була згорнута в Омську в 2002 році.

uk.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.