Меню Закрыть

Как называется ока – Ока (автомобиль) — это… Что такое Ока (автомобиль)?

ВАЗ-1111 Ока | Автопедия вики

ВАЗ 1111 1989 год

ВАЗ-1111 «Ока» — легковой переднеприводный трёхдверый автомобиль с кузовом типа хэтчбэк. Был разработан на Волжском автозаводе, а также выпускался на автозаводах ЗМА, КАМАЗ и СеАЗ. 

    История создания Править

    Автомобиль «Ока» начал разрабатываться в конце 80-х годов на Серпуховском автомобильном заводе (СеАЗ) для замены морально устаревшей мотоколяски СЗД. Затем разработку передали на Волжский Автозавод, где проект из мотоколяски превратился в полноценный, хоть и маленький, автомобиль. 

    Изначально «Оку» предполагалось оснащать оригинальным 3-цилиндровым двигателем, но из-за его неготовности к моменту начала производства автомобиля был применён 2-цилиндровый двигатель, фактически представлявший собой оснащённую балансирным валом «половинку» 1,3-литрового мотора ВАЗ-2108. Принципиально новый 3-цилиндровый двигатель был готов к началу 90-х, но кризис в отрасли помешал его внедрению. 

    Первая Ока

    Серийное производство «Оки» началось в 1988 году. 

    Первоначально автомобиль выпускался на Волжском автомобильном заводе, поэтому обозначается ВАЗ-1111 (в дальнейшем ВАЗ-11113). Позже производство «Оки» было также передано в Серпухов на СеАЗ (где первоначально и начинались разработки данного автомобиля) и в Набережные Челны на ЗМА (легковое подразделение КамАЗа). На ВАЗе производство «Оки» было остановлено в 1995 году в связи с низкой рентабельностью выпуска дешёвой микролитражки на основных мощностях ВАЗа. Примерно в то же время был разработан 0,75-литровый 2-цилиндровый 35-сильный двигатель взамен 0,65-литрового 31-сильного. Новый 35-сильный двигатель 

    ВАЗ-11113 также представлял собой «половинку» более мощного и тяговитого 1,5-литрового мотора ВАЗ-21083. 

    90-е годы

    В конце 1998 года, после дефолта и резкой девальвации рубля, микроавтомобиль «Ока» оказался одним из наиболее дешёвых в мире (!) средств передвижения, что резко подстегнуло его популярность на внутреннем и внешнем рынках. До 2005 года ЗМА и СеАЗ постоянно наращивали производство единственной отечественной модели сегмента А, но в дальнейшем спрос на морально устаревшую «Оку» стал падать из-за ревальвации рубля и притока более современных иномарок (прежде всего китайских). Кроме того, АВТОВАЗ свернул производство двигателя для «Оки», посчитав нерентабельным его дальнейшую адаптацию под нормы Евро-2, вводимые в стране с 2006 года, что потребовало замены дешёвого карбюратора на дорогую систему впрыска и применение каталитического нейтрализатора в системе выпуска. 

    Модификации и обновления Править

    За долгие годы выпуска «Ока» регулярно подвергалась модернизации: неоднократно менялась панель приборов, система отопления и вентиляции кузова, а также некоторые кузовные детали, прежде всего пластиковый обвес, включая решётку радиатора и бамперы. Начали применяться колёса увеличенной размерности (R13 вместо R12). 

    В 2006 году производство «Оки» на ЗМА было прекращено в связи с покупкой данного предприятия компанией «Северсталь-авто» (ныне Sollers). 

    СеАЗ-11116 — одна из нескольких модификаций Оки

    На оставшемся единственным производителем «Оки» СеАЗе в 2006 году было налажено производство её модификации СеАЗ-11116 с китайским 3-цилиндровым 1,0-литровым инжекторным двигателем (Ока-2). Кроме нового литрового трёхцилиндрового двигателя (вместо прежнего двухцилиндрового 0,8 л.) автомобиль получил новую пятиступенчатую механическую коробку передач, увеличилась максимальная скорость (со 123 до 150 км/ч), ремя разгона до 100 км. в час (с 27,5 до 18 сек). Новый двигатель позволил обеспечить выполнение экологических норм Евро-2, а с января 2008 года — Евро-3. 

    В 2007 году произведена опытно-промышленная партия пикапов и фургонов подсемейства СеАЗ-11116-50, а также разработана усиленная версия пикапа СеАЗ-11116-60 полурамной конструкции, грузоподъёмностью 400 кг. Не смотря на то, что это были самые доступные коммерческие автомобили, в серию они не пошли. 

    В январе 2009 года СеАЗ остановил выпуск «Оки» в связи с её нерентабельностью.

    Все модификацииПравить

    • ВАЗ 1111 — базовая модель с 2-цилиндровым карбюраторным двигателем ВАЗ-1111 объёмом 0,65 литра. Выпускалась в 1988—1996 гг. на ВАЗе и СеАЗе(«Ока»), КамАЗе («Кама)
    • ВАЗ 1111Э — смотрите сюда
    • СеАЗ 1111-01 — социальная модель на базе Оки для людей, у которых нету двух ног
    • СеАЗ 1111-02 — социальная модель на базе Оки для людей, у которых нету одной ноги
    • СеАЗ 1111-03 — социальная модель на базе Оки для людей, у которых нету одной руки и ноги
    • ОКА Спорт

      ВАЗ 11113
      — модификация с 2-цилиндровым карбюраторным двигателем ВАЗ-11113 объёмом 0,75 литра. Выпускалась в 1996—2007 гг. В 2000 году на «Автоэкзотика-2000» демонстрировалась версия с 2-дверным кузовом седан с отдельным выступающим багажником объёмом 200 л
    • СеАЗ 11113-01;02;03 — аналогичный вариант предыдущих 
    • СеАЗ 11116 — заключительная модификация с китайским дв

    autopedia.fandom.com

    Как называется ока машина — Защита имущества

    В начале 80-х годов прошлого столетия на Волжском автомобильном заводе (ВАЗ) был спроектирован автомобиль, который сильно отличался от всего модельного ряда малолитражек, выпускаемых заводом. Когда его создатели приступил к разработке, они не могли предположить, что этот совсем небольшой автомобиль станет частью проекта так называемого «народного автомобиля». В историю советского автомобилестроения он вошел под названием «ВАЗ-1111» «Ока». Этот автомобиль достаточно своеобразен. Основной идеей, которая была заложена в эту модель, стала как можно большая практичность. Создателями этой машины стали конструктор Ю.Н. Кутеев и дизайнер Ю.А. Верещагин.

    Как называется ока машина

    Проект автомобиля «Ока» во многом обязан своим появлением группе молодых специалистов, которые работали на серпуховском мотосборочном предприятии. Этот завод очень долго занимался выпуском мотоколяски «СЗД». Этот автомобиль, очень неказистый и страшно трескучий, предназначался для инвалидов. К началу 80-х годов этот автомобиль так устарел и надоел жителям города, что несколько специалистов вместе с главным инженером завода А. Поповым поставили перед собой цель – доказать властям города, что в Серпухове нужно производить другие автомобили.

    Им пришлось ходить по инстанциям довольно долго. Вероятно, союзников все-таки удалось найти. Уже в 1983 году серпуховцы отправились на ВАЗ с просьбой помочь в создании новой машины для инвалидов. Они прихватили с собой разработку НИИ моторов – автомобиль «Ока». Как свидетельствовал Ю. Верещагин, это была довольно интересная машина. Но предназначалась она только для инвалидов. Это был узкий и короткий автомобиль, на котором был установлен мотоциклетный двигатель. Проблема была как раз в двигателе. В то время в стране еще не было своих разработок моторов для автомобилей такого класса. Двигателем стал заниматься А. Розов, который в то время был ведущим конструктором. Ему удалось разработать полностью оригинальный мотор. Но он так и не был использован. Дело в том, что, когда стало понятно, что автомобиль будет изготавливаться серийно, руководство предприятия приняло волевое решение использовать двигатель серийного производства ВАЗ.

    Как называется ока машинаВАЗ-2108

    Надо отметить, что в то время ВАЗ заканчивал запуск в серию «ВАЗ-2108». Это был первый советский автомобиль с передним приводом. До этого проводились совместные разработки с фирмой «Порше». Как отмечалось руководством завода, их подразделение УГК (управление главного конструктора) было на подъеме. На разработку автомобиля с передним приводом уходил весь энтузиазм и все силы. Именно перед этим коллективом и была поставлена задача – создать автомобиль, небольшой и дешевый, причем настолько дешевый, чтобы его был в состоянии приобрести рядовой инженер. Эта задача вполне соответствовала программе развития производства товаров народного потребления, которая в то время действовала в стране. В автомобильной промышленности таким товаром стал именно автомобиль «Ока». В этом, кроме всего прочего, была большая заслуга В.Н. Полякова, который в то время был министром автопрома.

    В основу разработки легли японские автомобили. Как известно, Япония всегда выпускала и выпускает миниатюрные авто. За аналог был взят автомобиль «Дайхацу Куоре». Этот автомобиль по форме и по размерам имеет некоторое сходство с современной «Окой». Но это была вынужденная схожесть. С японского автомобиля были взяты пропорции и размеры. Пластика и стиль у «Оки» были свои.

    Не все верили, что машина все-таки пойдет в серию. Возможности для производства были невелики, да серпуховские представители старались ограничить буквально во всем. Они требовали, чтобы автомобиль был надежным в эксплуатации, как можно более дешевым и простым в управлении. Доходило до того, что на автомобиль предложено было установить металлические бамперы, поскольку пластмассу сочли слишком дорогой.

    Первый образец конструкторам показался неудачным. Багажник показался слишком маленьким, не понравилась подвеска. До этого конструктора никогда не имели дела с размерностью с автомобилем размером 3200 мм. Но именно в этом и состояла особенность этого проекта. Появился чисто профессиональный интерес. До того, как взяться за разработку «Оки», конструкторам приходилось иметь дело с автомобилями длиной 4000 мм. Когда очередной вариант был продемонстрирован министру автопрома, он долго изучал его и в конце концов признал в нем «народный автомобиль». Это было решение той задачи, которую в то время КЦ КПСС поставил перед всеми министерствами – производить на каждом предприятии определенный процент товаров народного потребления. После этого автомобиль начали готовить к производству.

    Прежде, чем автомобиль приобрел законченные формы и содержание, было разработано 3 серии. Длина автомобиля была увеличена на 100 мм. А. Романчук разработал для него новую коробку передач. Задняя подвеска была изменена по аналогу «восьмерки», но со своими размерами. Возникла проблема с фарами. Вопрос был в том, что фары были в свое время разработаны в одном из советских НИИ. Была поставлена цель – сделать фару такой, чтобы ее можно было ставит на все советские автобусы, грузовики и легковые автомобили. Эта разработка как раз и была поставлена на «Оку». Она имела форму прямоугольника. Такую форму сложно было состыковать с общей композицией автомобиля.

    Но в целом автомобиль получился очень удачным. Он был небольшой, но очень вместительный. Хотя при разработке автомобиля не ставилась цель получить высокую проходимость, но автомобиль обладал и эти качеством за счет удачного сочетания шин, двигателя и веса. На дороге машина чувствовала себя очень уверенно.

    Автомобиль прошел через все возможные испытания. Одно из последних испытаний проводилось в сложных горных условиях на Военно-Грузинской дороге.

    Автомобиль «Ока» можно определить как последнее «дитя застоя» ВАЗ. Он был выпущен в 1984 году. Но, когда произошел переход на рыночную экономику, автомобиль стал нерентабельным. Некоторое время «Ока» еще изготавливалась на ВАЗ. Но в конце концов все оборудование было демонтировано и перевезено в Серпухов. Несколько позже выпускать автомобиль начал КамАЗ (ЗМА).

    Этот автомобиль известен как самый дешевый в России. Но это совсем не означает, что качество его сборки хуже, чем у автомобилей других марок. В свое время «Ока» разрабатывалась как автомобиль для женщин. Эта машина не нуждается в грубой физической силе при управлении и обслуживании. Кроме того, выпускаются автомобили для инвалидов, людей с ограниченными возможностями и т.д.

    В 2006 году ЗМА прекращает выпуск «Оки». В наши дни эти автомобили выпускает только СеАЗ. Кроме всем известной классической модели, предприятия начало выпускать «Ока-lady» и «Ока-Романтик». Со временем внешний вид «Оки» изменяется. Совсем недавно были изменены система отопления и вентиляции кузова и приборная панель. Этот автомобиль незаменим для езды по городу благодаря своим небольшим размерам и хорошей маневренности. Нет никакой проблемы припарковать этот автомобиль!

    Как называется ока машина

    Всем привет! И сразу к делу.

    Выражаю благодарность Алексею GTKill за предоставление его Лада Ока Металик мираж а также подробный рассказ об этом автомобиле.

    Ее выпускали на трех заводах — в Серпухове, Набережных Челнах и Тольятти. Она была замена «Запорожцу», новой машиной для инвалидов. Количество прозвищ немеренно – бешенная табуретка, капсула смерти, выкидыш КамАЗа, а Костя Заруцкий (он же блогер AcademeG ) довольно точно подметил ее название. Самый недооцененный автомобиль с кучей насмешек. И она же знаменитая «Белка» из сериала. У меня на обзоре автомобиль ВАЗ 11113 «ОКА».

    Как называется ока машина

    Я до сих пор помню свое первое впечатление от этого автомобиля. Мне было 15 лет, с мамой ехал из деревни в райцентр на одно мероприятие. Автобуса не предвиделось, и один мужичок согласился подбросить нас туда на своей «Оке». Такого адреналина и столько страха я не испытывал в тот еще никогда. Эта маленькая машинка просто бешено неслась по дороге, резво обходя грузовые машины и прочие. И это с двумя цилиндрами под капотом. Спустя пять лет я решил вновь узнать, что вообще из себя представляет этот автомобиль.

    Внешность «Оки», если вдаваться в историю, немного пришла из Японии. Ведь для прототипа был выбран автомобиль Дайхатсу Куори. Правда, от той машины не осталось и следа, кроме напоминая о трехдверном кузове. В наших реалиях машина оказалась совсем не приспособленной.

    Итак, внешность этой трехметровой «малышки» довольно проста и незатейлива. У нее нет, как у «Запорожца», особых выштамповок на кузове, нет хрома и прочего. Это простой, сугубо утилитарный автомобиль, который благодаря своим характеристикам и размеру заслужил кучу насмешек. Данный автомобиль был собран в Набережных Челнах в две тысячи четвертом году.

    Как называется ока машина

    Все бока машины плоские, такова была мода в то время, ведь надо помнить, что машина создавалась еще при Советской власти. При кажущихся своих небольших размерах, здесь довольно длинные двери, посадка/высадка довольно легкая. Капот тоже не самых больших размеров, а его мятость объясняется как раз таки своими малыми размерами (история будет умалчивать сие происхождение =)). Здесь миниатюрно все – от фар и фонарей, до багажника. Стекла сзади скрывают, по большей части, задний ряд сидений. Багажник хоть и носит чисто символический характер, но можно вместить там сумку или ребром поставить чемодан.

    Как называется ока машина

    Как называется ока машина

    Как называется ока машина

    Благодаря своим размерам, машина и заслужила свои прозвища, как табуретка и прочие, не слишком приятные. Но это же и играет на руку! Она позволяет протиснуться там, где любой другой автомобиль просто не пройдет. Маневры – да запросто, главное чтоб тебя заметили. Из ряда в ряд, с поворотником, легко! Это – идеальная машина для города. Не эти огромные паркетники, которые бесполезны за городом или при обильном снегопаде, не те среднестатестические машины, коих много на наших дорогах. Вот, идеал для работы. Доставка чего-либо – «Ока». Проехать из одного конца города в другой – запросто! Не надо гонять средних размеров седан. Да, вещь, которую я выразил, уже давно имеет место быть. Просто не все знают толком, что такое «Ока». Но есть и негативные моменты. Это, всем известные, дверные ручки. Точнее пародия на них. В боковине кузова небольшая отформовка, а на двери кнопка. Эта кнопка то бывает туговатой, так еще и в щель эту пальцы не лезут в перчатках. А ведь этот автомобиль изначально предназначался для инвалидов. Как и в случае с СМЗ С3Д, создатели, видимо, хотели сократить численность инвалидов. Некрасиво, но правда создается такое впечатление.

    Как называется ока машина

    Отдельно скажу про бампера – похоже, они перекочевали с 9-ки ВАЗа, как и серединка мотора. Они довольно крепкие и выносят многие тяготы в своей жизни.

    Как называется ока машина

    Как называется ока машина

    Колеса. В стоке здесь стоят обычные штамповки на 12 дюймов, которые крепятся на три болта. Одно время даже литые диски под нее выпускали. Но в наше время довольно сложно найти как запчасти для машины, так и резину, поэтому многие владельцы устанавливают ступицы от «восьмерок», вместе с тормозами. Туту уже выбор значительно больше и в выборе дисков (разболтовка же Жигулевская, 4х98), так и в резине. Алексей не исключение. Причем купил уже готовый комплект и, подогнав напильником по месту, установил и на свою.

    Как называется ока машина

    Как называется ока машина

    В комментариях к прошлому обзору на «Хонду» сразу заметил, что указывали на зеркала. Да, это Логановские. Причина смены проста – в родных ничего не видно, да и найти их проблематично у нас. Путем таких же нехитрых манипуляций эти зеркала встали на место.

    Как называется ока машина

    Еще одной особенностью машины является и монодворник на лобовом стекле. Как шутит Заруцкий: «Как у спорткара».

    Как называется ока машина

    Вообще же, было несколько вариантов кузова. Помимо такого базового пассажирского, делали с глухими задними окнами или с кузовом пикап (коммерческий и простой, со ступицами от ВАЗ 2108 или родными) для перевозки грузов. Правда, в силу своей грузоподъемности и слабости двигателя, вес был небольшим. Поскольку предназначалась для инвалидов, были и соответствующие версии.

    Салон. Внутри машина не так уж и мала, как снаружи. Двум спереди в плечах не тесно, при росте, скажем, в метр семьдесят пять – восемьдесят – сидеть будет вполне хорошо. Торпеда здесь еще старая. Жесткая, гремучая. Но есть небольшая полочка перед пассажиром и маленькая слева от приборной панели. Вот что точно не очень приятно, когда ты пассажир – торчащая центральная часть. Из-за смещенного вправо педального узла, эта часть также смещена вправо. Если ты парень, то колено левой ноги гарантированно будет упираться и доставлять неудобство. Проще в этом отношении девушкам – они не сидят, раздвинув ноги. Уж простите за такое высказывание. Ноги вместе, можно вытянуть и вперед.

    Как называется ока машина

    Как называется ока машина

    Также была и мягкая, более эргономичная торпеда. Именно что мягкая, пальцами продавливается на раз два.

    За рулем же ощущения прямо противоположные. Перед глазами комбинация приборов как у ВАЗ 2101. Но они лишь похожи, показания спидометра различаются.

    Как называется ока машина

    Несколько кнопок по управлению светом и прочим и все. Больше здесь ничего. Да, переключатели поворотов и света с дворниками, как принято говорить, #атшахибеспериделак.

    Как называется ока машина

    Как называется ока машина

    Одно только немного напрягает, зато привыкаешь быстро – смещенные вправо педали из-за выступающей в салон арки колеса. С непривычки можно нажать на две педали сразу.

    Сзади места действительно есть, только для двоих человек. Что меня приятно удивило, в машине сидишь не низко, как думаешь, высота сидений и вообще относительно других как у среднего седана. Перед нами стояла BMW X1, я мог спокойно рассматривать ее, причем не снизу вверх.

    Печка в машине вполне хорошо греет, не замерзнешь точно. Дополнительное тепло здесь идет и от тоннеля на полу, где выхлопная труба.

    А вот теперь заглянем под капот. Это давно уже всем известный двухцилиндровый карбюраторный мотор от ВАЗ 2108, точнее его серединка, объем у этого на ноль целых, восемь десятых литра и мощностью тридцать три лошадиные силы.

    Как называется ока машина

    Как называется ока машина

    Цилиндры двигаются синхронно (схема в разрезе), для их дисбаланса установлены балансирные валы и эксцентрики. Нареканий достаточно. Как минимум недостаточная мощность (хотя юркость у автомобиля отменная), качество и самое главное – расход. Несмотря на два цилиндра, ест он как полноценный четырехцилиндровый. Основной проблемой тут является отсутствие запчастей и, опять же, качество сборки.

    А то количество двигателей, которое стояло на «Оке» поражает воображение. Помимо базовых, ВАЗовских половинок на 0,65 литра (28 лошадиных сил) и 0,75 (он же был и в версии на 0,8 литра и мощностью 33-35 лошадиных сил), под капотом у этого автомобиля были и двигатели от «Матиза», второй такой же городской машины. От нее, «Оке» достались два двигателя на 0,8 (рядный трех цилиндровый) и 1 (рядный четырехцилиндровый) литров мощностью 51 и 64 лошадиных сил соответственно. Некоторое время под капотом находились и «сердце» от «Таврии» — МЕМЗ 245,1 объёмом 1,1 литра и мощностью 49 лошадиных сил. Последние выпуски комплектовались китайскими трехцилиндровыми двигателями TJ376QEI объемом один литр и мощностью 53 лошадиные силы.

    Автомобиль работает в паре с механической четырехступенчатой коробкой передач. Передачи подобраны необычно маленькие, отчего машина и довольно шустро бегает по нашим дорогам. Какое-то время (последние выпуски) устанавливали и пятиступенчатаую механическую коробку.

    Как называется ока машина

    Подвеска независимая, пружинная. С нашими дорогами справляется на ура, вполне емкая. Если же вспомнить, как тот же Заруцкий пытался занизить свой спорт-кар в нулевой комплектации, то пружины здесь воистину большие. А после смены ступиц на «восьмерочные» с последующей заменой резины и дисков, просвет прибавил немного, а нормальная резина добавила комфорта. Тормоза спереди и сзади дисковые, на оригинале сзади стоят барабаны. Рулевое управление без усилителя.

    А ведь машина сильно недооценена! На ходу она очень шустра, управление легкое, благодаря своим размерам перестраиваешься без помех. В городе маневрировать на ней одно удовольствие. Трогается машина бодренько, весело набирая скорость и издавая весьма впечатляющие звуки. На разгоне, например, звук как у истребителя. Передачи короткие, но позволяют ехать медленно и на второй передачи без напряга для двигателя. Машина честно держит скорость в сто в час, по большей вероятности нормальным колесам.


    По проходимости «Ока» напоминает уменьшенную «ниву», которая сохранила свои возможности, даром что привод у «Оки» передний. Во время больших снежных осадков в декабре прошлого года машина повела себя очень хорошо. В случае, если же эта малютка все же застрянешь, вытащить ее можно силами экипажа, благо вес относительно небольшой (всего 645 кг). Но из-за главного минуса этого автомобиля – его качества – постоянно что-то поскрипывает, шумит и прочее. Не раздражает, но приятного мало.

    Подведя итог. Как бы не называли эту машину, даже обидным словом ОКАZИЯ, эта машина пригодна для всего. Она прекрасна в городе, можно вполне выехать на дачу, перевезти большой груз (соответственно машина хорошо просядет) из пункта А в пункт Б. Но эта машина не простит ошибок. Все же с безопасностью она не дружит. Да и качество далеко не самое лучшее.

    «Ока» ВАЗ (СеАЗ, КамАЗ)-1111 — советский и российский легковой автомобиль первой группы особо малого класса. Автомобиль был разработан на Волжском автомобильном заводе, выпускался на ВАЗе, КамАЗе и СеАЗе в 1988—2008 годах. Выпущено 700 тысяч со всех заводов. Были выпущены единичные версии модель «Ока»-2 в 2003-04 годах, но дальнейшее развитие не получили. Были попытки создать новую «Оку» с использованием автомобиля «Лада Калина». На данный момент ведутся переговоры на счет возрождение этого автомобиля.

    Всем спасибо, до следующих статей! Покедова!

    PS. Диванные критики — прошу мимо.
    PSS. Сегодня дата одна. В 1970 году, в этот день был основан ныне печально знаменитый город Припять. В субботу будет пост про оба города до аварии, в ходе голосования выбрали больше всего это.

    ВАЗ 1111 1989 год

    ВАЗ-1111 «Ока» — легковой переднеприводный трёхдверый автомобиль с кузовом типа хэтчбэк. Был разработан на Волжском автозаводе, а также выпускался на автозаводах ЗМА, КАМАЗ и СеАЗ.

    История создания Править

    Автомобиль «Ока» начал разрабатываться в конце 80-х годов на Серпуховском автомобильном заводе (СеАЗ) для замены морально устаревшей мотоколяски СЗД. Затем разработку передали на Волжский Автозавод, где проект из мотоколяски превратился в полноценный, хоть и маленький, автомобиль.

    Изначально «Оку» предполагалось оснащать оригинальным 3-цилиндровым двигателем, но из-за его неготовности к моменту начала производства автомобиля был применён 2-цилиндровый двигатель, фактически представлявший собой оснащённую балансирным валом «половинку» 1,3-литрового мотора ВАЗ-2108. Принципиально новый 3-цилиндровый двигатель был готов к началу 90-х, но кризис в отрасли помешал его внедрению.

    Серийное производство «Оки» началось в 1988 году.

    Производство Править

    Первоначально автомобиль выпускался на Волжском автомобильном заводе, поэтому обозначается ВАЗ-1111 (в дальнейшем ВАЗ-11113). Позже производство «Оки» было также передано в Серпухов на СеАЗ (где первоначально и начинались разработки данного автомобиля) и в Набережные Челны на ЗМА (легковое подразделение КамАЗа). На ВАЗе производство «Оки» было остановлено в 1995 году в связи с низкой рентабельностью выпуска дешёвой микролитражки на основных мощностях ВАЗа. Примерно в то же время был разработан 0,75-литровый 2-цилиндровый 35-сильный двигатель взамен 0,65-литрового 31-сильного. Новый 35-сильный двигатель ВАЗ-11113 также представлял собой «половинку» более мощного и тяговитого 1,5-литрового мотора ВАЗ-21083.

    В конце 1998 года, после дефолта и резкой девальвации рубля, микроавтомобиль «Ока» оказался одним из наиболее дешёвых в мире (!) средств передвижения, что резко подстегнуло его популярность на внутреннем и внешнем рынках. До 2005 года ЗМА и СеАЗ постоянно наращивали производство единственной отечественной модели сегмента А, но в дальнейшем спрос на морально устаревшую «Оку» стал падать из-за ревальвации рубля и притока более современных иномарок (прежде всего китайских). Кроме того, АВТОВАЗ свернул производство двигателя для «Оки», посчитав нерентабельным его дальнейшую адаптацию под нормы Евро-2, вводимые в стране с 2006 года, что потребовало замены дешёвого карбюратора на дорогую систему впрыска и применение каталитического нейтрализатора в системе выпуска.

    Модификации и обновления Править

    За долгие годы выпуска «Ока» регулярно подвергалась модернизации: неоднократно менялась панель приборов, система отопления и вентиляции кузова, а также некоторые кузовные детали, прежде всего пластиковый обвес, включая решётку радиатора и бамперы. Начали применяться колёса увеличенной размерности (R13 вместо R12).

    В 2006 году производство «Оки» на ЗМА было прекращено в связи с покупкой данного предприятия компанией «Северсталь-авто» (ныне Sollers).

    СеАЗ-11116 — одна из нескольких модификаций Оки

    На оставшемся единственным производителем «Оки» СеАЗе в 2006 году было налажено производство её модификации СеАЗ-11116 с китайским 3-цилиндровым 1,0-литровым инжекторным двигателем (Ока-2). Кроме нового литрового трёхцилиндрового двигателя (вместо прежнего двухцилиндрового 0,8 л.) автомобиль получил новую пятиступенчатую механическую коробку передач, увеличилась максимальная скорость (со 123 до 150 км/ч), ремя разгона до 100 км. в час (с 27,5 до 18 сек). Новый двигатель позволил обеспечить выполнение экологических норм Евро-2, а с января 2008 года — Евро-3.

    В 2007 году произведена опытно-промышленная партия пикапов и фургонов подсемейства СеАЗ-11116-50, а также разработана усиленная версия пикапа СеАЗ-11116-60 полурамной конструкции, грузоподъёмностью 400 кг. Не смотря на то, что это были самые доступные коммерческие автомобили, в серию они не пошли.

    В январе 2009 года СеАЗ остановил выпуск «Оки» в связи с её нерентабельностью.

    Все модификации Править

    • ВАЗ 1111 — базовая модель с 2-цилиндровым карбюраторным двигателем ВАЗ-1111 объёмом 0,65 литра. Выпускалась в 1988—1996 гг. на ВАЗе и СеАЗе(«Ока»), КамАЗе («Кама)
    • ВАЗ 1111Э — смотрите сюда
    • СеАЗ 1111-01 — социальная модель на базе Оки для людей, у которых нету двух ног
    • СеАЗ 1111-02 — социальная модель на базе Оки для людей, у которых нету одной ноги
    • СеАЗ 1111-03 — социальная модель на базе Оки для людей, у которых нету одной руки и ноги

    ВАЗ 11113 — модификация с 2-цилиндровым карбюраторным двигателем ВАЗ-11113 объёмом 0,75 литра. Выпускалась в 1996—2007 гг. В 2000 году на «Автоэкзотика-2000» демонстрировалась версия с 2-дверным кузовом седан с отдельным выступающим багажником объёмом 200 л

  1. СеАЗ 11113-01;02;03 — аналогичный вариант предыдущих
  2. СеАЗ 11116 — заключительная модификация с китайским двигателем от FAW с объемом 1 литр. Выпускается уже на СеАЗе.
  3. СеАЗ 11116-01;02 — аналогичный вериант предыдущих. В связи с безопасностью было запрещено выпускать вариант 03, так как надо рулить двумя руками.
  4. СеАЗ «Ока Юниор» — спортивная версия для начинающих гонщиков. Отличается лишь тем, что там почти убрано все.
  5. СеАЗ «Ока Спорт» — тоже спортивный вариант Оки. Стоят сиденья Sparco и каркас безопасности.
  6. «Ока-Астро-11301» — мелкосерийная версия «Оки» выпускавшаяся в 2002—2006 гг. челнинской малой фирмой «Астро-кар» (позднее «Камский автосборочный завод») и оснащавшаяся дефорсированым до АИ-80 украинским карбюраторным двигателем МЕМЗ 245,1 объёмом 1,1 литра уровня Евро-0 и мощностью 49 л. с. Отличалась удлинённой колёсной базой (версия 11301) и расширенной колеёй передних колёс. Запасное колесо было перенесено в багажник. Данная конструкция оказалось слишком «сырой» из-за применения ряда «кустарных» деталей

  7. «Ока-Астро-113011» – тюнинговая версия «Оки» выпускавшаяся в 2006-2007 гг. в Набережных Челнах по индивидуальным заказам малой фирмой «Камский автосборочный завод» на базе серпуховских кузовов и оснащавшаяся украинским инжекторным двигателем МеМЗ-2451 объёмом 1,1 литра уровня Евро-2. Отличалась только расширенной колеёй передних колёс
  8. ВАЗ 17013 «Тойма» — сотрите здесь
  9. ВАЗ-1301 «Гном» — опытный образец пикапа на базе камской «Оки». Конструкция шасси полурамная. Грузоподъёмность — до 350 кг (без пассажира). Серийно не производилась
  10. СеАЗ-11116-010-50 «Ока Фургон» и СеАЗ-11116-011-50 «Ока Пикап» — смотрите здесь
  11. СеАЗ-11116-010-52 «Ока Универсал» — коммерческая модификация «Оки» с кузовом типа фургонет (кузов хэтчбек с неостеклёнными боковинами и грузовым отсеком вместо задней части пассажирского салона). В 2007 году было произведено несколько опытных образцов.
  12. СеАЗ-11116-60 «Ока Пикап с повышенной грузоподъёмностью» — смотрите здесь
  13. ТТМ-1901 «Беркут» — смотреть здесь
  14. Oka NEV ZEV — смотреть здесь
  15. nadouchest.ru

    Ока — Википедия. Что такое Ока

    Ока́ — река в европейской части России, крупнейший из правых притоков Волги. Длина — 1500 км[2]. Площадь бассейна — 245 тыс. км²[2]. Среднегодовой расход воды в районе города Горбатова — 1258 м³/с[3].

    Течение

    Карта реки Оки 1880 года

    Река берёт начало из родника в деревне Александровка Глазуновского района Орловской области на высоте немногим более 221 м над уровнем моря[4], проходит по Среднерусской возвышенности, в верховьях имеет глубоко врезанную, преимущественно узкую речную долину со значительными уклонами.

    Сначала течёт в северном направлении и в Орле сливается с Орликом, в Тульской области сливается с Упой, возле Калуги при слиянии с Угрой делает резкий поворот на восток и после протекания через Алексин и Тарусу снова поворачивает на север, а затем около города Протвино опять поворачивает на восток.

    На участке от Серпухова до Ступина примерно вдоль Оки проходит граница Московской и Тульской областей. Возле города Коломны сливается с Москвой-рекой и далее, делая излучину в 10 км восточней Луховиц (в месте впадения в неё реки Цна), течёт на юго-восток до Рязани

    В Рязанской области из-за холмистых местностей у Оки наблюдается заметная извилистость. Возле слияния с рекой Проней Ока, делая излучину, поворачивает направо, а после слияния с рекой Парой опять течёт на север и, делая возле Касимова большую излучину, продолжает течь на север, где на территории Ермишинского района в неё впадает река Мокша, а на территории Касимовского района — река Унжа.

    Далее с заметными излучинами течёт, разделяя Владимирскую и Нижегородскую области, где протекает через Муром, Павлово (в Павловском районе в неё впадает Клязьма), Дзержинск. В конце своего течения Ока доходит до Нижнего Новгорода, где впадает в Волгу.

    Высота устья — 64 м над уровнем моря[5].

    Максимальная ширина поймы в среднем течении, в месте впадения Пры, — около 2,5 км.

    Происхождение названия

    По мнению М. Фасмера, название Ока родственно готск. аƕа «река», др.-в.-нем. аhа, ср.-в.-нем. аhе «вода, река», нов.-в.-н. Аа — название реки в Вестфалии, Швейцарии; лат. aqua «вода»[6]. Современные исследователи приводят балтскую этимологию (от корня *Ak)[7]

    Фасмер ставит под сомнение балтийское происхождение гидронима — связь с лит. akas «полынья», латыш. аkа «колодец». Совершенно невероятным он считает прибалтийско-финское или марийское происхождение гидронима (от фин. joki «река» или мар. aka «старшая сестра»)[6] — эти попытки объяснения отвергаются и некоторыми другими исследователями[8]. О. Н. Трубачёв полагает, что гидроним всё же скорее балтийского происхождения, поскольку это лучше объясняет форму Ока́[6]. Данное предположение подтверждается тем, что балты (голядь) в своё время (до славян) жили по верхнему течению реки[7]

    Согласно ещё одной возможной версии (Х. Краэ), славяне адаптировали субстратный гидроним «древнеевропейского» типа: Ока ← aqṷā «вода»[9]. В таком случае гидроним относится ко временам германо-балто-славяно-иллиро-венетской («древнеевропейской») языковой общности, и соотносить его нужно по меньшей мере со временами фатьяновской археологической культуры. Данная гипотеза, как видно, практически не противоречит версии Фасмера.

    В настоящее время получила распространение гипотеза В. Н. Топорова о происхождении гидронима Ока из балтийских языков. Она основывается на сопоставлении названия Ока с рядом литовских названий озёр и латышских микрогидронимов, образованных из лит. akis, латыш. acis — «1) незамерзающее место в реке, озере, болоте; 2) прорубь; 3) небольшое открытое пространство воды в зарастающем озере или болоте; 4) бьющий из глубины ключ; 5) глаз». Несколько тысячелетий назад, когда возникло название реки, могло существовать и значение, непосредственно относящееся к этой крупной многоводной реке.[8]

    Версия о финно-угорском происхождении названия не противоречит следующим фактам: ударение на второй слог (что может являться следствием наличия краткого гласного в joki и особенностей произношения таких слогов в финно-угорских языках[10]) и фонетические процессы в древнерусском языке (II лабиализация, начальное сочетание *je > o(*jezero > озеро, *jesenь > осень)[11] во время ассимиляции мерян славянами в IX—X веках.

    Река с аналогичным названием (Ока) есть также на западе Тверской области.

    Города и области

    Река течёт по Орловской, Тульской, Калужской, Московской, Рязанской, Владимирской, Нижегородской областям.

    Крупнейшие города, стоящие на Оке, — Орёл, Калуга, Алексин, Серпухов, Кашира, Ступино, Коломна, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Дзержинск, Нижний Новгород (находится в самом устье реки, на стрелке с Волгой).

    Ниже впадения реки Москвы на протяжении 100 км шлюзована. Плотины гидроузлов: Белоомутский, старый Кузьминский, (включает микро-ГЭС) и новый Кузьминский. В верхнем течении реки интересны остатки Вендеревской малой ГЭС, Шаховская малая ГЭС в Кромском районе Орловской области и плотина Орловского водохранилища. Из крупных водохранилищ в верхнем бассейне: Шатское, Черепетское, Щёкинское, небольшие Неручанское и Лубенское. В конце 80-х годов XX века планировалось строительство крупного Упертского водохранилища ёмкостью около 100 млн м³.

    На правом берегу реки сохранились остатки древнерусского города-крепости Дивягорска. По предположению археологов, к XXI веку Ока смыла около 90 % древнего поселения.

    Панорама берега р. Оки в районе села Новосёлки Рыбновского района Рязанской области Панорама берега р. Оки в районе села Новосёлки Рыбновского района Рязанской области

    Система водного объекта: Волга → Каспийское море.

    Данные водного реестра

    По данным государственного водного реестра России Ока относится к Окскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Ока от истока до города Орёл, речной подбассейн реки — бассейны притоков Оки до впадения Мокши. Речной бассейн реки — Ока[2].

    Код объекта в государственном водном реестре — 09010100112110000017555[2].

    Обслуживанием судоходства на участке от Калуги до канала Сейма занимается ФГУП «Канал имени Москвы»[12], от канала Сейма до устья — ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей»[13].

    Притоки

    Крупнейшие (большие и средние) выделены жирным шрифтом.

    (расстояние от устья)

    • 58 км: река Сейма (лв)
    • 87 км: река Клязьма (лв)
    • 103 км: река Кишма (пр)
    • 108 км: река Каска (пр)
    • Тарка (пр)
    • 123 км: река Кузома (пр)
    • 133 км: река без названия, у с. Михалицы (пр)
    • 134 км: река Тужа (пр)
    • 145 км: река Чуча (лв)
    • 152 км: река Виша (лв)
    • 176 км: река Большая Кутра (Верхняя Кутра) (пр)
    • 186 км: река Мотра (лв)
    • 191 км: река Ушна (лв)
    • 204 км: река Тёша (пр)
    • 206 км: река Велетьма (пр)
    • 227 км: река Дубровка (Вершинская) (лв)
    • 251 км: река Железница (пр)
    • 261 км: река Салка (лв)
    • 267 км: река Верея (пр)
    • 278 км: река Сноведь (Сновадь) (пр)
    • 293 км: река Кокша (Маулинка) (пр)
    • 311 км: река Вянка (пр)
    • 322 км: река Унжа (лв)
    • 329 км: река Ёвенка (пр)
    • 342 км: река Саватемка (пр)
    • 350 км: река Мокша (пр)
    • 353 км: река Пёт (пр)
    • 395 км: река Ташенка (пр)
    • 426 км: река Гусь (лв)
    • 437 км: река Талая (лв)
    • 451 км: река Таловка (пр)
    • 476 км: водоток Ламшинская канава (Чёрная Речка) (лв)
    • 479 км: река Пра (лв)
    • 504 км: река Штыга (лв)
    • 511 км: река Торта (пр)
    • 517 км: река Мышца (пр)
    • 519 км: река Увязь (пр)
    • 525 км: река Средник (пр)
    • 535 км: река Тырница (пр)
    • 556 км: река Пара (пр)
    • 573 км: река Ярославка (пр)
    • 583 км: река Непложа (пр)
    • 588 км: река Алёнка (пр)
    • 593 км: река Кистрянка (лв)
    • 598 км: река Кишня (лв)
    • 615 км: река Проня (пр)
    • 632 км: река Истья (пр)
    • 656 км: река Городня[14] (пр)
    • 658 км: река Рака (пр)
    • 674 км: река Листвянка (пр)
    • 699 км: река Трубеж (пр)
    • 722 км: река Вожа (пр)
    • 745 км: река Солотча (Солодча, Большая Канава) (лв)
    • 746 км: река Сосенка, старое русло (пр)
    • 770 км: река Митяевка (лв)
    • 818 км: река Цна, старое русло (лв)
    • 855 км: река Москва (лв)
    • 870 км: река Осётр (пр)
    • 895 км: река Большая Смедова (Смедва) (пр)
    • 921 км: река Каширка (лв)
    • 925 км: река Кремница (лв)
    • 932 км: река Мутенка (пр)
    • 940 км: река Беспута (пр)
    • 940,3 км: река Киреевка (лв)
    • 948 км: река Лопасня (лв)
    • 979 км: река Нара (лв)
    • 980 км: река Скнига (пр)
    • 990 км: река Протва (лв)
    • … км: река Ямница (пр)
    • 998 км: река Туловня (лв)
    • 1002 км: река Скнижка (пр)
    • 1006 км: река Таруса (лв)
    • 1017 км: река Выпрейка (пр)
    • 1025 км: река Дряща (Дряша) (лв)
    • 1027 км: река Вашана (пр)
    • 1035 км: река Полянка (лв)
    • 1043 км: река Свинка (пр)
    • 1050,6 км: река Пыталь (лв)
    • 1051 км: река Крушма (пр)
    • 1060 км: река Дугна (пр)
    • 1067 км: река Комола (Камола) (лв)
    • 1075 км: река Передут (пр)
    • 1094 км: река Ужердь (Ужерды) (пр)
    • 1122 км: река Угра (лв)
    • 1132 км: река Высса (лв)
    • 1142 км: река Желовь (Мужачь) (пр)
    • 1152 км: река Птара (лв)
    • 1164 км: река Жиздра (лв)
    • 1173 км: река Вялка (лв)
    • 1178 км: река Свободь (пр)
    • 1185 км: река Жерновка (лв)
    • 1200 км: река Большая Вырка (Нижняя Вырка) (лв)
    • 1202 км: река Берёзовка (пр)
    • 1203 км: река Упа (пр)
    • 1219 км: река Средняя Вырка (Вырка) (лв)
    • 1230,9 км: река Вырка (лв)
    • 1231,2 км: река Сетуха (лв)
    • 1238 км: река без названия, у с. Жуково (лв)
    • 1239 км: река Веженка (пр)
    • 1242 км: река Пениковка (Паниковка) (лв)
    • 1243 км: река Вырка (Выра) (лв)
    • 1253,3 км: река Рука (лв)
    • 1253,5 км: река Рука (пр)
    • 1267 км: ручей Злакома (лв)
    • 1278 км: река Плиска (лв)
    • 1297 км: река Березуйка (лв)
    • 1303 км: река Зуша (пр)
    • 1344 км: река без названия, у с. Акульчинский (лв)
    • 1370 км: река Цветынь (Цветынка) (лв)
    • 1390 км: река Орлик (лв)
    • 1400 км: река Рыбница (пр)
    • 1402 км: река Цон (лв)
    • 1411 км: река Кнубрь (пр)
    • 1418 км: ручей Добрый (лв)
    • 1426 км: река Ицка (лв)
    • 1428 км: река Крома (лв)
    • 1440 км: река Речица (лв)
    • 1459 км: река Ракитня (лв)
    • 1465 км: река Тросна (лв)
    • 1468 км: река Озерна (пр)
    • 1475 км: река Руда (пр)
    • 1486 км: ручей Бударин (лв)
    • 1491 км: река Литобеж (пр)
    • 1494 км: река Очка (пр)

    Судоходство

    Ока — исторически важный водный путь в европейской части России.

    В Древней Руси Ока и ее притоки были частью путей, соединяющих Дон с Волгою:

    • pp. Дон, Шат, Упа, Ока;
    • pp. Дон, Тихая Сосна, Зуша, Ока;
    • pp. Дон, Воронеж, Ряса, волок, Хупта, Рановая, Проня, Ока.

    До 60-х гг. 19 века река Ока была судоходна от города Орёл, но только вниз по течению, во время половодья или с использованием накопительных плотин.

    В 1874—1900 гг. была создана первая лоция Оки (от Каширы до устья), которая в дальнейшем неоднократно обновлялась, постепенно «сдвигалась» вниз по течению.

    В 1939 году вышла «Лоцманская карта реки Ока от Щурово до Калуги». В 1960—70-е годы она находилась у села Машковичи (1170 км).

    До 1990-х гг. река была судоходной до г. Чекалина (1200 км от устья).

    В нынешнее время, условно, регулярное судоходство на реке Ока, в соответствии с «Перечнем водных путей» (распоряжение Правительства РФ от 19 декабря 2002 г. N 1800-р) начинается от города Калуга, транзитное — от города Коломна (примерно от устья реки Москва).

    В 2006 году Ока была исключена из «Программы обеспечения гарантированных габаритов фарватера», в 2007 году вновь включена в программу.

    Ниже впадения реки Москва на протяжении 100 км река Ока шлюзована плотинами гидроузлов (Белоомутский и Кузьминский). Однако глубины в судоходной части Оки достигаются только, в основном, весной и осенью в период повышения уровня воды.

    Основные грузы: стройматериалы, лес, каменный уголь, нефтепродукты, машины. Местные пассажирские перевозки осуществляются на ограниченных участках реки ниже Калуги. Транзитное судоходство возможно на участке Оки от Коломны до Нижнего Новгорода. Речные круизы осуществляются по маршруту: Москва-Уфа, Москва-Нижний Новгород-Ярославль-Рыбинск-Москва, а также Москва-Пермь и Москва-Астрахань.

    Местное пассажирское судоходство осуществляется на теплоходах «Москвич» в пределах городского водохранилища города Орла.

    Мосты

    Достопримечательности

    Обмеление

    Примерно с середины XX века Ока постепенно мелеет. В районе Каширы за этот период река обмелела на 2 метра, в Серпухове — на 1,6 метра[16]. В 2007 году из-за падения уровня воды в реке частично было приостановлено судоходство. Ситуация повторилась в 2014 и 2015 гг., отчего значительные убытки понесли туристическая отрасль и грузоперевозчики. Также обмеление Оки крайне негативно сказывается на её ихтиофауне, началось исчезновение части видов рыб[17]. В 2007 году на дноуглубительные работы были выделены средства из федерального бюджета, однако сами работы так и не были начаты[18].

    Галерея

    См. также

    Примечания

    1. ↑ Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 10. Верхне-Волжский район / под ред. В. П. Шабан. — Л.: Гидрометеоиздат, 1966. — 528 с.
    2. 1 2 3 4 Государственный водный реестр РФ: Ока. Архивировано 14 октября 2012 года.
    3. 1 2 Oka at Gorbatov (англ.). UNESCO: Water resources. Проверено 9 декабря 2016. Архивировано 20 декабря 2016 года.
    4. ↑ Топографическая карта ГГЦ 1:25000
    5. ↑ Лист карты O-38-124 Балахна. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1985 год. Издание 1987 г.
    6. 1 2 3 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. 3. — С. 127.
    7. 1 2 Тарасов И.М. Балты в миграциях Великого переселения народов. Ч. I. Галинды// Исторический формат, № 3-4, 2017. С. 95-124., стр. 98, 106-112.
    8. 1 2 Поспелов Е. М. Географические названия Московской области: Топонимический словарь. — М.: АСТ, 2008. — С. 402. — 600 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-042560-0.
    9. Krahe H. Sprache und Vorzeit. Heidelberg, 1954. S. 53, 108—111; Напольских В. В. К реконструкции лингвистической карты Центра Европейской России в раннем железном веке // Арт. № 4. — Сыктывкар, 2007. — С. 6—7. (номера страниц по электронной версии)
    10. ↑ Произношение для слова joki
    11. ↑ Лекция 1 введение
    12. ↑ Водные пути и флот. ФГУП «Канал имени Москвы». Проверено 31 декабря 2017. Архивировано 16 октября 2014 года.
    13. ↑ Нижегородский РВПиС. ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей». Проверено 31 декабря 2017.
    14. ↑ В водном реестре — «Река без названия, у с. Гавердово».
    15. ↑ Сколько в городе мостов?, Орёл знакомый и незнакомый. Краеведческий портал
    16. Феклистов И. Ока мелеет из-за хищнической добычи песка. Комсомольская правда (17.07.2015). Проверено 31 декабря 2017. Архивировано 10 февраля 2016 года.
    17. ↑ Ока и Москва-река сильно обмелели в Подмосковье. Интерфакс (05.12.2014). Проверено 31 декабря 2017. Архивировано 20 января 2016 года.
    18. Никифорова А. Ока гонит туристов. Взгляд (27.06.2007). Проверено 31 декабря 2017. Архивировано 4 марта 2016 года.

    Литература

    • Ситников Г. Г., Феденко И. И. Москва — Уфа: По плёсам пяти рек. — М.: Географгиз, 1954. — 200 с. — 15 000 экз. (в пер.)
    • Соколовский Ю. Е. По Оке : Путеводитель / Рец.: А. И. Владимиров, Б. С. Хорев, И. К. Орфанов, Б. А. Кузьмин;. — М.: Транспорт, 1964. — 144, [30] с. — 8000 экз.
    • Ростовцев М. И. На приокских просторах. — М.: Мысль, 1975. — 224, [24] с. — 65 000 экз. (обл.)
    • Ростовцев М. И. Окские дали / Оформление художника И. Ф. Шипулина. — М.: Мысль, 1979. — 176, [16] с. — 100 000 экз. (обл.)
    • Рыжавский Г. Я. По Оке и её притокам. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 224 с. — (По родным просторам). — 50 000 экз. (обл.)
    • Ока (река, приток р. Волги) — статья из Большой советской энциклопедии. 
    • Ока // Словарь современных географических названий / Рус. геогр. о-во. Моск. центр; Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова. Институт географии РАН. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
    • Ока, приток Волги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

    Ссылки

    wiki.sc

    Пять вещей, за которые любят и ненавидят ВАЗ-1111 Ока

    В нашей серии «Пять вещей…» уже был автомобиль, безвременно снятый с производства – это последняя Волга, но если Siber можно, пусть и с некоторой натяжкой, считать попыткой российского автопрома заглянуть в класс повыше, то с Окой всё наоборот: её создали для самых базовых задач, а задумывалась она как автомобиль для людей с ограниченными возможностями. Но сразу стало понятно, что как раз такой автомобиль и нужен огромному количеству обыкновенных россиян – недорогой, простой и симпатичный. И да, он получился не идеальным. Но и прорывным, причем безо всяких натяжек. Об этом и поговорим.

    Ненависть #5: гниют пороги

    С коррозионной стойкостью кузова у Оки действительно были проблемы, и первыми под воздействием российского климата обычно сдавали именно пороги. У заботливого хозяина они выхаживали значительно дольше, чем у того, кто пренебрёг обработкой, а принципиально проблему могла бы решить модернизация процесса окраски кузова – как минимум, покрасочный комплекс Durr на СеАЗе наверняка можно было бы «прокачать». Увы, модернизации у этой машины так и не случилось, но об этом позже.

    Любовь #5: проходимость

    Интересно, что, по признанию одного из создателей машины, высокие внедорожные свойства этому автомобилю специально не закладывались. Просто отдельные качества сошлись в совокупность: это были малый вес, достаточный клиренс и передний привод. В итоге получился если не внедорожник, то уж точно уверенный покоритель просёлка. В лес по грибы или к речке на рыбалку – Ока позволила многое из того, что ранее было по силам только владельцам настоящих джипов. И в отличие от последних, за трактором в случае, если всё-таки «сели», бежать не приходится – сочетание пары крепких друзей и пары крепких слов выдёргивает автомобильчик из любого замеса.

    vaz_1111_oka_1

    Ненависть #4: слабый силовой агрегат

    Изначально на Оку планировался другой мотор – оригинальный, более компактный и мощный, но экономика проекта внедрить его не позволила, и пришлось «кроить» двигатель из того, что было, а был «восьмерочный» блок. Уверенно чувствовать себя на Оке в современном трафике вполне возможно, но для этого необходимо хорошо чувствовать автомобиль, в должной степени крутить 33-сильный (в лучшем случае, если мы говорим о «старшем» 750-кубовом моторе ВАЗ-11113) моторчик и вовремя переключать передачи «четырёхступки». С точки же зрения среднего водителя тягово-скоростных возможностей и в городе, и на трассе Оке хватает с трудом – причем во втором случае особенно заметна нехватка пятой передачи. Если внимательно изучить вехи развития Оки, то можно вспомнить 53-сильный китайский мотор FAW в сочетании с 5-ступенчатой механикой, но он появился на Оке слишком поздно и был слишком дорогим, чтобы спасти проект.

    Любовь #4: экономичность

    Пусть Ока не была спорткаром, зато радовала владельца экономичностью. Конечно, эта экономичность условная, и первым её условием был хорошо настроенный карбюратор. Кроме того, по нынешним меркам показатели экономичности микролитражной Оки далеки от рекордных – в лучшем, почти идеальном случае это 5 л/100 км по трассе и на литр-два больше в городе. Но в 1990-х и начале «нулевых» Ока выигрывала топливо-экономическое сравнение с Жигулями подчистую. Что и говорить, ведь она целиком так и была задумана – купленного комплекта из четырёх свечей и 5-литровой канистры масла хватало почти на два ТО.

    Ненависть #3: обижают на дороге

    Хамство на наших дорогах, увы, неискоренимо, и водителю Оки довольно часто машут руками в контексте «убирайся побыстрее», сигналят, «повисают» на заднем бампере и вообще всячески самоутверждаются, ибо чужая Ока как нельзя более подходит для этого. Добавляет грустных, в прямом смысле этого слова, красок в эту картину то, что маленькая «окушка», выкрашенная в неяркий цвет (или просто белая, но не слишком чистая) становится практически незаметной для многих участников движения. Очевидно, мировая практика красить компакт-кары в броские цвета – не только дань моде.

    vaz_1111_oka_1

    Любовь #3: большой салон при малых габаритах

    Над Окой принято смеяться за её небольшой размер, и даже некоторые из владельцев сетуют на тесный салон и маленький багажник. Но Ока была скомпонована по доселе толком не опробованному на ВАЗе принципу, благодаря которому маленький автомобиль оказывался довольно вместительным: по объёму салона Ока вполне сравнима как с вазовской «классикой», так и с лучшими компакт-карами той поры. Что ни говори, а ранее в СССР не было столь маленьких автомобилей, которые давали бы такую свободу перемещений – скажем, позволяли бы путешествовать семье из трёх человек с достаточным количеством багажа.

    autowp.ru_vaz_1111__oka__1

    Ненависть #2: низкое качество и количество запчастей

    В 2004-2008 годах на Оку, кажется, ставили вообще любые запчасти, о поставке которых удавалось договориться на ЗМА и СеАЗе. Уже в первый год эксплуатации владельцам приходилось менять на «нормальные» стартер, генератор, термостат, сцепление в сборе… Во многом из-за этого уровень качества очень разнился от автомобиля к автомобилю. Сейчас некоторые запчасти на Оку не сказать, чтобы редкость, но, как говорится, места надо знать. И цена запчастей сравнима с «классикой» и «восьмым» семейством, так что от когда-то заложенной супернизкой стоимости владения уже мало что осталось. А если захотелось минимального стайлинга, то выбора почти нет, и самый яркий пример – колеса: родного размера (12 дюймов) литых дисков почти не достать, а выбор резины ограничивается парой-тройкой наименований… Хотите колёса побольше? Решайтесь на установку альтернативных «тюнинговых» ступиц, тормозных дисков и барабанов с разболтовкой 4*98.

    Любовь #2: простота конструкции

    Тем не менее, по конструкции Ока получилась очень удачной машинкой. Ведь эта конструкция – «солянка» комплектующих из всех вазовских семейств, существовавших на момент разработки модели. Поэтому многие запчасти взаимозаменяемы с заднеприводными и переднеприводными Ладами, а чтобы починить Оку, достаточно руководства по эксплуатации и ремонту (как правило, загруженного в голову), простейшего набора инструментов и элементарного навыка.

    autowp.ru_vaz_oka_11

    Ненависть #1: отсутствие модернизированной версии

    Это немного выпадает из заданного формата, ибо не является претензией собственно к автомобилю, но с этим реально сталкиваешься, когда изучаешь отзывы от Оке: большое количество людской печали связано как раз с тем, что машине не хватило совсем чуть-чуть, чтобы стать «нормальным» автомобилем: более мощного мотора, пятой передачи в коробке, кондиционера, хотя бы элементарной «музыки», колёс большего размера и, может быть, чуть освежённой внешности. Попытки внедрить практически всё это делались в последние годы выпуска на СеАЗе, а кроме того, существовал проект более-менее глубокой модернизации Оки, ЕлАЗ-1121, но СеАЗ не смог удержать цену машины в привлекательном коридоре, а елабужский проект «схлопнулся» по политико-экономическим причинам.

    СеАЗ-1111-01 Ока СеАЗ-11116 Ока
    На фото: СеАЗ-1111-01 Ока ‘1990–2008 и СеАЗ-11116 Ока ‘2006–08

    Любовь #1: компактность и манёвренность

    Среди плеяды вазовских конструкторов, для которых Ока стала первым проектом после институтской скамьи, до сих пор бродит эта полушутка-полуправда: Ока – как пиджак, надел – и сразу понятно, где твои габариты. И это не тот злой юмор «из-за забора», это свои люди, прекрасно понимающие все плюсы такой компактности. Понимают их и владельцы «окушек» – при сочетании малых габаритов с небольшим радиусом разворота Ока до сих пор даёт фору большинству современных автомобилей в удобстве парковки, даже несмотря на отсутствие усилителя руля. И чем больше наши мегаполисы забиваются «крузаками», тем шире улыбаются владельцы этих неприметных, но таких простых, удобных и симпатичных машин.

    vaz_1111_oka

    ***

    Когда говорят о минусах Оки, мало кого из «простых пользователей» заботит низкая пассивная безопасность автомобиля. Меж тем, как мы говорили в прежних статьях об Оке, эта самая безопасность никаким современным требованиям удовлетворять не может, а значит, в сегодняшний день путь этой машинке в том виде, в котором она родилась, был заказан в любом случае. Это прекрасно понимали те, кто задумал проект «Ока-2». Среди них был уже немолодой В.Н. Поляков – тот самый, давший когда-то старт первой Оке… К сожалению, тот проект из начала 2000-х, фактически ставший последним большим делом в жизни Полякова, так и не был запущен. Но об этом – как-нибудь в другой раз.

    www.kolesa.ru

    ОКА — это… Что такое ОКА?

  16. Ока — Ока …   Словник лемківскої говірки

  17. Ока — 1) река, лп Ангары; Бурятия и Иркутская обл. Местные названия: бурят., сойот. Аха Гол, тофалар. АъНа hem старшая (главная) река , т. е. Самая большая река, стекающая с Вост. Саяна в Ангару. Освоены русск. в форме Ока, вероятно, под влиянием… …   Географическая энциклопедия

  18. Ока-ФМ — Радио Ока ФМ Город Серпуховский район …   Википедия

  19. Ока-3 — Лада Калина City (11174) Общие данные …   Википедия

  20. Ока — правый приток Волги, родственно гот. аƕа река , д. в. н. аhа, ср. в. н. аhе вода, река , нов. в. н. Аа – название реки в Вестфалии, Швейцарии, лат. aqua вода ; см. Вальде–Гофм. 1, 60; Саблер, Bull. Ас. dе Sс., Pbourg, 1914; А. Майер, Glotta , 24 …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  21. ОКА — (исп. oxalis tuberosa). Перувианское растение с питательными корнем (oxalis tuberosa), которым питаются индейцы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОКА око, тур. oka. Турецкий вес в 3 фунта. Объясн …   Словарь иностранных слов русского языка

  22. ока˫анѣ — (2*) нар. к ока˫аныи в 1 знач.: нъ псы ѹмножити ти съ ласкъчи˫ами свои домъ въ сквернахъ. ока˫анѣ. растрошити. СбХл XIV1, 107; ненавиди(м) даровъ тщету исходатающю. ни тако ока˫анѣ поидемъ. (ἀϑλίως) ГБ к. XIV, 135г …   Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  23. Ока — I ж. Река, впадающая в Волгу. II ж.; = ока Легковой автомобиль марки Ока , выпускаемый Серпуховским автозаводом. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  24. ока˫аѥмъ — (1*) прич. страд. наст. к ока˫ати 2: въ •г҃•емь цр(с)твѣ соломо(н) ока˫ае(м). ˫ако созда высоко хамоса идола моави(т)ска. (ταλανίζεται) ГБ к. XIV, 45в …   Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  25. ока — ж.; = Ока II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  26. biograf.academic.ru

    ока — это… Что такое ока?

  27. Ока — Ока …   Словник лемківскої говірки

  28. ОКА — Ока: Реки Ока (приток Волги)  река в Европейской части России, крупнейший из правых притоков Волги. Ока (приток Ангары) (от бур. Аха)  река в Восточной Сибири, левый приток Ангары. Ока (приток Оми)  река в Западной Сибири, приток Оми. Торговые… …   Википедия

  29. Ока — 1) река, лп Ангары; Бурятия и Иркутская обл. Местные названия: бурят., сойот. Аха Гол, тофалар. АъНа hem старшая (главная) река , т. е. Самая большая река, стекающая с Вост. Саяна в Ангару. Освоены русск. в форме Ока, вероятно, под влиянием… …   Географическая энциклопедия

  30. Ока-ФМ — Радио Ока ФМ Город Серпуховский район …   Википедия

  31. Ока-3 — Лада Калина City (11174) Общие данные …   Википедия

  32. Ока — правый приток Волги, родственно гот. аƕа река , д. в. н. аhа, ср. в. н. аhе вода, река , нов. в. н. Аа – название реки в Вестфалии, Швейцарии, лат. aqua вода ; см. Вальде–Гофм. 1, 60; Саблер, Bull. Ас. dе Sс., Pbourg, 1914; А. Майер, Glotta , 24 …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  33. ОКА — (исп. oxalis tuberosa). Перувианское растение с питательными корнем (oxalis tuberosa), которым питаются индейцы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОКА око, тур. oka. Турецкий вес в 3 фунта. Объясн …   Словарь иностранных слов русского языка

  34. ока˫анѣ — (2*) нар. к ока˫аныи в 1 знач.: нъ псы ѹмножити ти съ ласкъчи˫ами свои домъ въ сквернахъ. ока˫анѣ. растрошити. СбХл XIV1, 107; ненавиди(м) даровъ тщету исходатающю. ни тако ока˫анѣ поидемъ. (ἀϑλίως) ГБ к. XIV, 135г …   Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  35. Ока — I ж. Река, впадающая в Волгу. II ж.; = ока Легковой автомобиль марки Ока , выпускаемый Серпуховским автозаводом. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  36. ока˫аѥмъ — (1*) прич. страд. наст. к ока˫ати 2: въ •г҃•емь цр(с)твѣ соломо(н) ока˫ае(м). ˫ако созда высоко хамоса идола моави(т)ска. (ταλανίζεται) ГБ к. XIV, 45в …   Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  37. dic.academic.ru

    Ока — Топонимический словарь

    1) река, лп Ангары; Бурятия и Иркутская обл. Местные названия: бурят., сойот. Аха-Гол, тофалар. АъНа-hem — ‘старшая (главная) река’, т. е. Самая большая река, стекающая с Вост. Саяна в Ангару. Освоены русск. в форме Ока, вероятно, под влиянием названия известной реки в Европ. России.

    2) река, пп Волги. Название Ока упоминается в ‘Повести временных лет’ (ок. 1113г.) и без изменений во всех более поздних источниках. Величина этой реки — крупнейшего пр. притока Волги (длина 1500 км) позволяет предполагать большую древность ее названия. Известен ряд попыток объяснения этого гидронима. Ранние из фин. joki — ‘река’ или марийск. aka, akaj — ‘старшая сестра’ сейчас отвергаются. Позже название сопоставлялось с др.-верх.-нем. aha, ср.-верх.-нем. ahe ‘вода’, ‘река’, латин. aqua ‘вода’. В настоящее время получила распространение гипотеза о происхождении названия Ока из балт. языков. Она основывается на сравнении Ока с рядом литов. названий озер и латыш, микрогидронимов, образованных из литов. akis, латыш, acis — ‘1. незамерзающее место в реке, озере, болоте; 2. прорубь; 3. небольшое открытое пространство воды в зарастающем озере или болоте; 4. бьющий из глубины ключ; 5. глаз’. Исследователи гидронима обращали также внимание на то, что название Ока встречается среди рек, впадающих в Белое море, в бассейне Уфы и даже в Вост. Сибири. Подобная география возможна лишь в случае еще более древнего происхождения гидронима, его связи с племенами, пришедшими из Зауралья в ц. и на С. Европ. России. См. также Орел, Павлово, Пущино, Рязань, Солотча.

    Источник: Географические названия мира: Топонимический словарь на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. Ока — I Ока́ река в Европейской части СССР, правый приток р. Волги. Длина 1500 км, площадь бассейна 245 тыс. км2. Берёт начало в центральной части Среднерусской возвышенности. До впадения р. Угры течёт в долине шириной до 1 км (русло от 20 до 80 м). Большая советская энциклопедия
    2. Ока — 1) самый крупный правый приток Волги. Длина 1500 км, пл. басс. 245 тыс. км². Берёт начало на Среднерусской возв. Осн. притоки: справа – Упа, Проня, Мокша, слева – Жиздра, Угра, Москва, Клязьма. Сред. расход воды 1300 м³/с. Питание преим. снеговое. Словарь географических названий
    3. Ока — Ока́ правый приток Волги, родственно гот. аƕа «река», д.-в.-н. аhа, ср.-в.-н. аhе «вода, река», нов.-в.-н. Аа – название реки в Вестфалии, Швейцарии, лат. aqua «вода»; см. Вальде–Гофм. 1, 60; Саблер, Bull. Ас. dе Sс., Pbourg, 1914;… Этимологический словарь Макса Фасмера
    4. Ока — орф. Ока, Оки (река; автомобиль) Орфографический словарь Лопатина
    5. Ока — Река в европейской части России, второй по протяжённости (после Камы ) приток Волги. Дл. 1500 км, пл. бас. 245 тыс. км². Берёт начало на Среднерусской возвышенности на выс. 226 м над у. м. Впадает в Волгу справа в пределах… География. Современная энциклопедия
    6. ока — Ока, ока ж. Легковой автомобиль марки Ока, выпускаемый Серпуховским автозаводом. Толковый словарь Ефремовой
    7. ОКА — • Отдельная Кавказская армия • Отдельная Краснознаменная армия Сокращения, применяемые в СССР
    8. ока — Глаза Словарь воровского жаргона
    9. ОКА — ОКА — река в Европейской части Российской Федерации, наиболее крупный правый приток Волги. 1500 км, площадь бассейна 245 тыс. км2. Средний расход воды 1300 м3/с. Главные притоки Угра, Москва, Клязьма — слева, Мокша — справа. Регулярное судоходство… Большой энциклопедический словарь
    10. ока — сущ., кол-во синонимов: 5 автомобиль 369 единица 830 окка 1 растение 4422 река 2073 Словарь синонимов русского языка

    gufo.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *