Меню Закрыть

Дут это – Датчик уровня топлива: что такое дут, устройство и принцип работы

Содержание

расшифровка, назначение, виды, принцип работы, характеристика и применение

Чтобы регулярно следить за уровнем топлива в автомобиле и не попасть в неприятную ситуацию на дороге, все виды транспорта оборудованы специальным датчиком. Это устройство определяет, сколько бензина или дизеля осталось в баке и на какой километраж дороги его хватит. Каждый водитель должен знать, что такое ДУТ – датчик уровня топлива, где он установлен и принцип его работы.

Расположение

Датчик находится в топливном баке и представляет собой металлический зонд с электронной головкой, на экране которого высвечиваются цифровые показатели. Деталь не двигается в емкости и не изнашивается, рассчитана на баки глубиной от 40 сантиметров до полутора метров. Цифровые ДУТы достаточно точны, с погрешностью не более одного процента. Чтобы понять, что такое ДУТ, узнаем, как он работает.

дут в баке

Характеристики

Поплавок, свисающий с электронного устройства, помещается внутрь бака, он всегда плавает на поверхности топлива и напрямую связан с резистором переменного сопротивления. Когда горючее расходуется или, наоборот, доливается, меняются и показатели датчика, за счет внутреннего давления. Есть несколько видов датчиков уровня топлива, различающихся по методу передачи информации на электронный блок:

  • устройство с поплавком;
  • чувствительный прут, передающий данные с помощью магнита;
  • ультразвуковой датчик;
  • электрический конденсатор.

На современных дорогих марках машин используют ультразвуковые датчики, работающие по принципу радара. Засекают время и импульсы отражений от жидкости и стенок бака. Чтобы выявить и устранить поломку такого устройства, необходимо сложное компьютеризированное обследование электроники автомобиля специалистами.

А вот что такое ДУТ, работающий по принципу электрического конденсатора? Датчик представляет собой две трубки с отверстиями, вставленные друг в друга. Через эти дырочки топливо просачивается внутрь и заполняет его, меняя емкость конденсатора. Автомобильное топливо и воздух отличаются электропроводностью, поэтому чувствительный датчик моментально реагирует на изменение показаний. Когда уровень жидкости снижается, емкость самого конденсатора увеличивается. Трубчатый поплавочный датчик действует по такому же принципу: полость трубки заполняется горючим, а чувствительный поплавок то поднимается, то опускается, в зависимости от количества жидкости.

трубчатый датчик

Топливные датчики отличаются и по форме, в зависимости от формы бака, для которого они предназначены: устройство с прямоугольным поплавком – для переднеприводных автомобилей, а с шарообразным – для полноприводной техники.

Считывание данных

Если автомобиль оснащен бортовым компьютером, информация об уровне горючего в баке отображается на экране. Датчик уровня топлива в баке посылает сигнал на цифровой преобразователь, превращая его в код, а компьютер, считав его, выводит информацию на приборную панель. Такие устройства очень точны, но зависят от правильной настройки и работы программируемого индикатора.

Если же компьютер отсутствует, данные обрабатываются специальной электронной схемой и показываются на приборной панели.

Поломка ДУТа

Есть несколько причин, почему не работает датчик уровня топлива:

  • поплавок не герметичен;
  • загнулся проволочный держатель;
  • разгерметизация корпуса;
  • обрыв резистора;
  • плохо прикреплен датчик к корпусу бака.

Когда поплавок потерял герметизацию, датчик всегда будет показывать, что в баке нет топлива, если оно там есть. В таком случае требуется замена датчика уровня топлива полностью либо сменить поплавок. При повреждении проволочного держателя поплавка искажение данных зависит от стороны изгиба прута. Если он загнулся вверх – индикатор всегда будет показывать, что бак полный, если вниз – то указывает на нехватку горючего. Нужно выпрямить держатель или заменить устройство. Такое может произойти при частой езде по неровной местности, при ударе бака механическим методом или во время аварии. Поломка корпуса ДУТа после аварии и использование топлива низкого качества также приводит к сбою в показаниях.

датчик с поплавком

Если оборвался переменный резистор, то индикатор будет показывать либо пустой бак, либо наполненный до краев. Такое происходит и тогда, когда срывается провод, соединяющий устройство с блоком индикации. В салоне автомобиля появляется запах бензина, поэтому следует проверить герметичность ДУТа, осмотреть место его установки и целостность топливных трубок.

Качество топлива

Некачественный бензин или дизель может быть причиной поломки ДУТа. Повышенный уровень серы в топливе вызывает коррозию отдельных элементов детали, что также приводит к полному или частичному отказу.

Ошибки, искажающие показания

Неправильная установка ДУТа, настройка и эксплуатация транспортного средства могут повлиять на информацию, искажая ее. Поэтому датчик топлива неправильно показывает уровень топлива в баке.

  • Датчик не находится по центру емкости. Если измеритель не находится в центре топливного бака, то во время езды жидкость плескается в разные стороны, что приводит к перепадам в конечных показаниях. Для автомобилей, особенность конструкции которых не позволяет сделать так, чтобы индикатор находился посередине, продаются специальные ДУТы с изгибающейся трубкой.
  • Редкий запрос информации. При настройке датчика топлива устанавливаем диапазон запроса информации в пределах 15-30 секунд. Это повысит точность контроля жидкости в баке.
  • Пересеченная местность. Если техника в основном эксплуатируется на пересеченной местности с большими склонами, то получить правдивые данные о количестве бензина нереально.
  • Наличие двух топливных баков. Некоторые модели автомобилей оснащены двумя баками, и если установить один датчик уровня топлива дизель на два резервуара, то показания будут постоянно расходиться, так как во время езды горючее может переливаться из одной емкости в другую. В этом случае устанавливаются два устройства и объединяются с помощью программы настройки.
два датчика для съемных баков
  • Трубка касается дна. При касании измерительной трубки о дно происходит ее деформация, что значительно влияет на точность показаний. Устройство нужно крепить так, чтобы до дна оставалось пространство не меньше пяти миллиметров.
  • Окисление электрического разъема. Окисление контактов приводит к периодическому выключению датчика. Рекомендуется дополнительно промазывать разъем смазкой.
  • Электричество на пределе. Превышение пределов нормы энергопотребления техникой приводит к отключению устройства и скачкам в выдаче информации. Следует устранить причину сгорания предохранителя – напряжение бортовой сети.
  • Неисправный вентиляционный клапан бака. При нагреве техники плохая вентиляция топливного бака будет влиять на данные.
  • Настройка датчика. Высокоточную настройку устройства рекомендуется выполнять каждые полгода, особенно при смене вида топлива.
датчик на баке

Замена детали

Чтобы выполнить ремонт датчика уровня топлива или заменить новым, его необходимо снять. Предварительно нужно снять клемму минуса с аккумулятора и освободить область нахождения датчика в автомобиле. Возможно, придется снять коврик и часть обивки с багажника. Выкручиваем крепление предохранительной пластины поверх устройства, если таковая имеется, и очищаем все от пыли. Маркируем провода, чтобы не забыть, как их подсоединять обратно, и отключаем их. Демонтируем сам датчик с топливного бака и извлекаем.

Установка

Установка и подключение датчика уровня топлива выполняются следующим образом:

  • очищаем остатки старого герметика в месте крепления;
  • прикладываем резиновую прокладку к отверстию на баке, совмещая их;
  • вставляем электронный блок, опустив поплавок внутрь;
  • затягиваем болты, предварительно смазав прокладку герметиком.
установка датчика

Подключаем провода, аккумулятор и заводим машину, проверяя данные на приборной панели. Четыре провода ДУТа подсоединяются таким образом к бортовому контроллеру:

  • черный к черному — заземление;
  • желтый к желтому – периферийное питание;
  • синий к синему проводу– линия B интерфейс;
  • белый к оранжевому – линия A интерфейс.

Проехав не менее тридцати километров, нужно проверить деталь на утечку – смотрим под ковриком багажника, нет ли следов топлива. Для более точной проверки заливаем полный бак, индикатор должен об этом сообщить.

Настройка системы

После замены неисправного датчика приступаем к настройке системы. Этот процесс позволяет настроить устройство максимально точно и обозначить объем потребляемого горючего в литрах. Самый распространенный и удобный способ — это пролить бак, однако он занимает много времени. Можно воспользоваться услугами специалистов в автосервисе либо заняться этим самостоятельно.

Для настройки используется персональный компьютер и сервисная программа Ls Conf. Устройство подключается к компьютеру через USB-порт специальным адаптером. Записываются показатели датчика при пустом баке. Затем доливается бензин или дизель порциями от одного до двадцати литров, пока график не начнет расти вверх, в зависимости от объема емкости, и каждый раз информация фиксируется в специальную таблицу, по которой затем выстраивается график расхода в определенный период. Доливка горючего и тарирование происходит до тех пор, пока не заполнится весь бак. Нажимают кнопку «Сохранить», чтобы тарировочная таблица и настройки остались в памяти датчика.

резистор для передачи сигнала

Контроль расхода

С помощью такого датчика предприниматели или владельцы автомобилей контролируют расход у рабочего транспорта. Так можно установить, в каком месте была дозаправка, объем залитого в бак топлива и его расход на 100 километров, чтобы пресекать злоупотребление и кражу горючего водителем или другими посторонними лицами, которые, возможно, не знают, что такое ДУТ. Это касается машин, перевозящих топливо, транспорта фирм грузоперевозок и так далее.

fb.ru

Датчик уровня топлива — как он работает

Доброго времени суток, дорогие наши читатели. В сегодняшней статье мы расскажем про такое полезное устройство как датчик уровня топлива, низкие показатели которого определенно расстраивают каждого водителя.

Еще бы! Когда заканчивается бензин (или другое топливо), выбор у владельца транспортного средства невелик: либо снова заправлять машину, а сегодня это недешевое удовольствие, либо начинать вести активный образ жизни и ходить пешком.

Конечно, в основном все всегда выбирают первый вариант, но, наверное, не стоит доводить себя до ситуаций, когда решение приходится принимать немедленно. В этом и призван помогать датчик уровня топлива.

Функциональные особенности устройства

Датчик уровня топлива (ДУТ) — устройство предназначенное для измерения и контроля горюче-смазочных материалов (бензин, дизельное топливо, масло) на транспортных средствах и соответствующих складах. Рассматривать его функции в условиях складской работы не будем и сосредоточим свое внимание на автомобилях, где он применяется для обозначения уровня топлива, конвертации уровня в объем,передачи полученного значения по аналоговому или цифровому пути.

Устройство может использоваться как дополнение к приборам отображения или контроллерами, с возможностью программирования, имеющие характеристики входных электрических сигналов, соответствующие его техническим требованиям.

Главным предназначением датчика уровня топлива транспортных средств является измерение объема и уровня топлива в баках, чаще всего бензобаках (за исключением дизельных и газовых автомобилей). Состоит такое устройство из металлического стержня, устанавливаемого в емкость с топливом (бак), через штатное отверстие, либо же специально сделанное отверстие, подходящее по диаметру. Подключается датчик к мониторинговой системе машины, на которую и передается нужная информация.

Чаще всего, они представляют собой высокоточные устройства универсального типа, что дает возможность их использования не только на автомобилях, но и на другой технике и даже стационарных объектах (складах, заводах). Данное устройство «сотрудничает» с указателем уровня топлива, который размещен на приборной панели.

В наше время существует несколько вариантов датчиков уровня топлива (электронные, цифровые, поплавковые, ультразвуковые, универсальные), но все они преследуют одну общую цель — правильно определить расход содержимого бака, что бы каждый водитель смог контролировать свои затраты на горючее. Кроме того, устройство позволит Вам следить за объемом слива (особо полезная функция для руководителей предприятий, служб такси и других организаций, где сотрудники могут сливать казенный бензин) и заправок топлива (где, когда и в каком количестве производились).

Что бы иметь возможность более детально контролировать уровень топлива следует установить на транспортное средство соответствующий прибор с повышенной чувствительностью и минимальной погрешностью, что обеспечит максимально точные показатели.

Принцип работы датчика

Поместить датчик уровня топлива можно в любой автомобильный бак, в том числе и с дизельной системой. Выводится показания будут на приборную панель транспортного средства, где для этих целей предусмотрен специальный указатель.

Современные баки имеют самую различную форму и конструкцию, на что обязательно стоит обращать внимание, так как этот факт влияет на количество горючего. Помещенный в бак датчик, не сразу начинает подавать правильные сигналы о его наполнении, так как некоторое время отображает наполнение всего бака и лишь потом цифры опускаються до верного уровня. Правда, если верить статистике, ни одно такое устройство не предоставляет абсолютно точных показаний.

Принцип работы датчика базируется на соответствии значении уровня топлива определенному сигналу, в зависимости от которого различают устройства с цифровым и аналоговым сигналом. Аналоговые датчики имеют высокий процент недостоверности, из-за чего сейчас уже практически не используются. Цифровой датчик «переводит» аналоговый сигнал в «цифру», а затем корректирует и выравнивает погрешности в измерениях, вызванные неравномерностью уровня топлива и геометрии бака. Именно этот вид устройств обеспечивает наиболее точные показатели, а погрешности могут присутствовать лишь на этапе физического измерения уровня топлива.

Современные транспортные средства, в основном, используют в качестве датчика уровня топлива потенциометрический датчик перемещения. Его достоинства выражены в простоте, надежности и низкой стоимости. Среди недостатков выделяют подвижность контактов, из-за чего, он в большей степени подвержен износу и окислению.

Существует два вида потенциометрических датчиков, применяемых сегодня в автомобилях: рычажные и трубчатые. И тот и другой вид оснащен поплавком, который всегда находится на поверхности топлива. Изготавливают такой элемент из пенопласта, тонкого, легкого металла или полой пластмассы. Конечно же каждый из видов имеет свои особенности.

Так, в рычажном датчике поплавок соединяется с подвижным контактом потенциометра (устройство, создающее сопротивление току) благодаря металлическому рычагу и может применяться как отдельно, так и входить в состав блока подачи топлива. Из-за своей конструкции, датчики данного типа универсальны и могут использоваться в любых топливных баках.

Трубчатый датчик состоит из трубки в которой поплавок перемещается по направляющей, а параллельно ей располагаются провода сопротивлений с замыкающимися на поплавке контактными кольцами. Главным преимуществом датчика данного типа выступает его устойчивость к перепадам уровня топлива при поворотах, подъемах и спусках автомобиля. Отрицательным моментом является наличие ограничений в использовании, из-за геометрических параметров топливного бака.

Описанные виды датчиков уровня топлива относятся к контактным типам, который совершенно не практичный в условиях применения новых видов топлива: этанола, метанола и биодизеля. Все дело в их агрессивном влиянии на поверхность устройства, из-за чего она быстро изнашивается. В таких случаях рекомендуют использовать бесконтактные датчики уровня топлива, такие как неактивный магнитный датчик положения, чувствительный элемент которого герметично закрыт и не контактирует с топливом.

Уровень топлива вычисляется с помощью традиционного поплавка, соединенным рычагом с постоянным магнитом, который перемещается по сектору с закрепленными металлическими пластинами разной длины. Создаваемое магнитное поле формирует определенный электрический сигнал, соответствующий разному виду топлива.

Возможные неполадки прибора

Датчик уровня топлива, как и любая другая деталь автомобиля периодически выходит из строя и требует проведения ремонтных работ. Сейчас мы опишем наиболее частые причины этого явления. Если показания датчика все время меняются («скачут») причиной этого может быть износ контактных дорожек на плате, которые со временем стираются из-за постоянного перемещения по ним бегунка прибора. В случае не большой стертой площади, можно попробовать так загнуть бегунок, что бы он стал выше стертого места, но если площадь износа большая, то решить проблему удастся только заменив датчик.

Иногда, при полном баке, стрелка указателя возвращается к нулевому показателю. Возможной причиной этого является неправильное размещение ограничителя хода поплавка.

При включенном зажигании и работающем моторе, стрелка указателя остается неподвижной. Чаще всего причина кроется в перегорании предохранителя, неисправности приемника указателя (датчика), повреждении соединительных проводов или окислении их наконечников.

Если стрелка уровня топлива часто падает к нулевому значению, а в процессе этого еще и дергается, то стоит проверить токосъемник, возможно, он слабо касается резистора датчика, или же оборвалась обмотка резистора.

Также, может совсем перестать работать лампочка предупреждения о минимальном количестве топлива в баке, или работать с перебоями. В этом случае, скорее всего дело в резисторе и вполне возможно его придется заменить.

Самой распространенной проблемой потенциометрических датчиков является быстрый его износ и окисление дорожек, что и определяет появление вышеописанных проблем.

Ремонт датчика уровня топлива своими руками

Мы уже назвали возможные причины поломок датчика уровня горючего, теперь рассмотрим способы борьбы с ними.

И так, что делать если индикатор уровня топлива завышает (занижает) реальное количество горючего в баке? Прежде всего стоит попробовать отрегулировать датчик. Сделать это можно двумя основными способами:

передвинуть штифт поплавка в крайние положения, при чем стрелка на индикаторе также должна попадать в эти положения ( 0 — пустой и 1 — полный). Если же стрелка при крайнем положении не хочет устанавливаться на «0» или «1», загните штифт, оставляя его подвижным и отрегулируйте;

нужно разобрать приборную панель и добравшись через нее к датчику, снять стрелку присоединив провода обратно к прибору. После этого заведите автомобиль и дайте ему поработать примерно 10 минут, а затем следует выставить ось указателя в положение «1» и снова подсоединить указательную стрелку.

Если датчик зависает на нулевом показателе, следует разобрать приборную панель и найти контактные провода идущие к устройству. Все гайки необходимо открутить и зачистить наждачкой, стерев там самым возможное окисление, а затем установить их на прежние места, при этом плотно закрутив. Точно также следует поступить со всеми массами на кузове (уделив особое внимание массе под ручником).

Выяснить в чем именно проблема: в самом датчике или в индикаторе, поможет специальный прибор — мультиметр. С его помощью проводится диагностика индикатора: при полном баке приблизительное значение сопротивления должно составить около 7 Ом (возможно немного меньше), если заполнена половина — сопротивление будет колебаться от 108 до 128 Ом; а при полном отсутствии топлива мультиметр покажет значение в 315-345 Ом.

Что бы проверить датчик отсоедините провода идущие на него и подключите сопротивление в 330 Ом, затем добавьте в цепь резистор 10 Ом; запустите двигатель и можно приступать к измерению сопротивления на резисторе с помощью ползунка (стрелка при этом плавает от значение «пустой» до значения «полный»).

Прежде, чем приступить к ремонту или замене вышедшей из строя детали датчика, необходимо точно знать где он находится и как его отремонтировать в случае низкого уровня давления. А размещен он в нижней части бензобака, поэтому для проведения демонтажа придется поднять автомобиль домкратом (либо воспользоваться смотровой ямой) и отсоединить контакты. После снятия датчика, в первую очередь следует обратить внимание на состояние дорожек, ведь именно они зачастую первыми стираются под воздействием бегунка.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

auto.today

Что такое датчик уровня топлива и как он работает?

Что такое датчик уровня топлива?

Датчик уровня топлива  – прибор, который присутствует в любом автомобиле. Его задача – отображать количество топлива в баке транспортного средства. Для любого владельца автомобиля эта информация важна, но еще более важной она становится для владельца автопарка, оснащенного системой мониторинга транспорта. Ведь зачастую необходимо не только знать, где автомобиль находится, но и следить за тем, чтобы топливо расходовалось экономично, и не допускать хищений. Можно для этой цели пользоваться и данными со штатных датчиков топлива, установленных на транспортное средство заводом изготовителем, однако, эти приборы имеют сравнительно низкую точность, и здесь на помощь приходят дополнительные емкостные датчики уровня топлива. Почему эти датчики уровня топлива так популярны, и по какому принципу они работают – попробуем максимально доступно объяснить в данной статье.

Емкостной датчик уровня топлива. Принцип работы

Как следует из названия, принцип работы данного датчика основан на измерении емкости среды, в которую он помещен. Измерительная часть датчика топлива состоит из трубки и внутреннего стрежня (реже вместо внутреннего стрежня выступает трубка меньшего диаметра или проволока). Фактически, эти трубка и стержень являются двумя обкладками конденсатора. Соответственно, когда в бак заливается топливо – пространство между стержнем и трубой также заполняется топливом, а топливо (не важно бензин или солярка), как известно, является диэлектриком. Т.е. при изменении уровня топлива меняется емкость конденсатора и ее изменение фиксирует датчик уровня топлива. Отсюда, к слову, следует и основной недостаток емкостных датчиков – их показания зависят от химического состава среды, которую они измеряют. К примеру, у дизельного топлива и бензина – разная диэлектрическая проницаемость. Т.е. при одинаковом количестве топлива в баке – показания датчика уровня топлива будут разными для бензина и для дизельного топлива. Более того, диэлектрическая проницаемость топлива может меняться в зависимости от наличия в нем тех или иных примесей и присадок. Подробнее об этом мы поговорим в одной из наших следующих статей. Данный способ измерения уровня топлива позволяет достигнуть весьма неплохих показателей точности. Большинство производителей датчиков уровня топлива заявляет погрешность измерения уровня не более 1%. Для сравнения у штатного датчика топлива этот показатель может достигать и 10%, а порой и 30% (в зависимости от марки техники, года выпуска, типа штатного датчика, его технического состояния и пр.). Существуют и другие датчики уровня топлива, основанные на других принципах измерения, показания которых не зависят от химического состава среды, или датчики, обладающие большей точностью, но стоят они существенно дороже и на данный момент широкой популярности не получили за счет сложности применения и высокой цены. Поэтому подробно мы не будем на них останавливаться. На сегодняшний день по соотношению цена/качество на рынке мониторинга автотранспорта равных емкостным датчикам уровня топлива нет.

                                            Датчик уровня топлива

Способы выдачи данных в датчике уровня топлива

Датчики уровня топлива отличаются друг от друга способом выдачи информации: одни выдают информацию в аналоговом виде, другие — в цифровом. Измерительная часть обоих типов датчиков в целом устроена абсолютно одинаково, однако цифровые датчики уровня топлива имеют дополнительной блок обработки информации. Они преобразуют данные об уровне топлива в цифровой вид и передают их на блок мониторинга по отдельному интерфейсу. В целом это позволяет повысить точность работы системы, так как цифровые каналы передачи данных гораздо более устойчивы к различного рода помехам, чем аналоговые.

Итерфейсы передачи данных

Основные цифровые интерфейсы передачи данных – это RS485 и RS232. Интерфейсы эти по характеристикам в целом схожи (изначально был разработан интерфейс RS232, а RS485 – его дальнейшее развитие), однако RS232, как правило, позволяет подключать только один датчик уровня топлива, у RS485 же существует сетевой режим, который позволяет подключать несколько датчиков одновременно к одному и тому же терминалу. Иногда встречаются ДУТы имеющие интерфейсы 1-Wire, CAN, но они используются для узкоспециализированных задач.

Аналоговые же датчики топлива, как правило, выдают информацию непосредственно в виде:

  • Напряжения, уровень которого меняется в зависимости от изменения уровня топлива в баке;
  • Частоты, значение которой меняется в зависимости от изменения уровня топлива в баке.

Кроме этого встречаются аналоговые ДУТы, которые выдают информацию в виде импульсов различной модуляции (АИМ, ШИМ). Однако, эти датчики встречаются довольно редко и используются для узкоспециализированных задач.

Что такое тарировка и зачем она нужна

Датчик уровня топлива собирает и передает на телематический терминал мониторинга информацию об уровне топлива в баке, однако, большого практического значения эта информация не имеет (и действительно, что с того, что прибор сообщит вам, что в баке 23 см бензина, разве это полезная информация?). Клиенту гораздо важнее знать, сколько в баке находится топлива в литрах, а точнее говоря – его объем. Дело в том, что эта зависимость зачастую нелинейна, на нее сильно влияет форма топливного бака. Для того, чтобы сопоставить уровень и объем проводится процесс тарировки. При этом в бак мерными порциями заливается топливо, и снимаются показания с датчика уровня топлива. В результате составляется тарировочная таблица, состоящая из 2х столбцов значений – уровня и объема. Снимается таблица, как правило, с определенным шагом, так чтобы в среднем она содержала 15-20 пар значений, а между этими значениями данные линейно апроксимируются самой системой мониторинга. Таким образом данные об уровне топлива от датчика уровня топлива сопоставляются объему топлива в баке. Для проведения тарировки необходимо использовать точное оборудование, ведь все ошибки и погрешности, сделанные при тарировке в конечном итоге приведут к тому, что заправки, сливы и расход, которые вы будете видеть в своем ПО, будут определяться со значительной погрешностью, что в итоге сделает всю систему неэффективной. Качественная тарировка — залог точности показаний.

rnsinfo.ru

Погрешность датчика уровня топлива ГЛОНАСС

Погрешность датчика уровня топлива ГЛОНАСС

Для начала разберемся что это за датчик и что он измеряет и как работает. Датчик уровня топлива далее ДУТ, это емкостной измеритель, принцип измерения которого основан на измерении уровня между двумя электродами. Как правило, это две трубки разного диаметра где трубка с меньшим диаметром находится в трубке с большим диаметром. Еще раз повторюсь принцип измерения основан на измерении уровня, а не объема.

Датчик уровня топлива

Теперь разберемся с факторами, влияющими на погрешность измерения датчиками:

  1. Первая и важная погрешность топлива ГЛОНАСС может быть уже на начальном этапе установки системы мониторинга транспорта, это неправильно оттарированый топливный бак. Погрешность в таких случаях может составлять более 10 % от уровня бака как в плюс так и в минус. Исправить это можно только с помощью пере тарирования бака.

  2. Следующая по величине погрешность измерения топлива, это неровность на заправке. Заправка на неровной площадке может вызвать погрешность измерения топлива до 4 % чем меньше уровень в баке, тем больше будет неточность из-за перегородок внутри бака, так как топливо перетекает в наклоненную сторону больше. В идеале ДУТ ставится посередине топливного бака, и данную погрешность топлива ГЛОНАСС можно свести к минимуму, но не всегда можно поставить датчик в нужное место, так как по центру может оказаться: родной датчик или заборник, или же перегородка внутри бака или хомут держащий бак, поэтому установка датчика может немного смещаться от центра бака. Именно по этому погрешность на неровных заправках может составлять до 4 процентов, естественно если машина на заправки встала ровно, то погрешность датчик уровня топлива не превысит и 1 %.

  3. Погрешность ДУТ из за наклона авто
  4. Третий и немаловажная погрешность — это состав горючего, не будем забывать, что ДУТ мерит уровень путем измерения диэлектрической составляющей, говоря простым языком он измеряет электрическое сопротивление топлива. Так же размер этой неточности может влиять на зимнее и летнее топливо количество присадок в топливе, так как плотность и состав их разный. Погрешность датчика уровня топлива на разные виды составляет до 1 %. При одинаковом объеме летнего/зимнего дизельного топлива или горючего залитого на разных АЗС, ДУТ на выходе будет давать разные показания. Чтобы исключить это нужно тарировать баки определенным топливом и причем ездить только на марке того топлива на котором тарировали бак.

  5. Так же погрешность измерения топлива зависит от температуры всем известно, что при охлаждении сжимается, а при нагреве расширяется удельное изменение топлива при температуре на 1 градус на 1000 литров составляет 1 литр, следовательно, если в баке находится 500 литров и температура на улице упала с 0 градусов до -10 градусов то и уровень топлива в баке изменится с 500 литров до 495 литров так же и при нагреве на 10 градусов уровень изменится до 505 литров. А теперь возьмем пример из жизни. Когда машина подъезжает на заправку в баке у неё 200 литров и водитель заправляет 200 литров, температура на заправке в емкости под землей примерно 0 градусов, а на улице -20 к концу заправки недолив по ДУТ покажет 2 литра, то есть погрешность при замере топлива составит 1 % от заправленного объема.

  6. И наконец самое меньшее что влияет на точность показаний — это погрешность ДУТ. большинство производителей заявляют этот параметр менее 1% опять же при лабораторных испытаниях и идеальном топливе мы придерживаемся мнения что все датчики имеют погрешность 1% независимо от производителя и способа передачи сигнала (аналоговый, числовой и цифровой)

ВЫВОД:

Теперь подведем вывод: измерить уровень топлива в баке с точностью до литра не представляется возможным исходя из ряда причин независящих от компании, устанавливаемой ГЛОНАСС и датчик уровня топлива. Если Компания вам обещает, что у вас заправки топлива будет показывать с точностью до литра, это значит вас обманывают либо компания установщика не имеет достаточно опыта в установке ГЛОНАСС и ДУТ. При измерении через ГЛОНАСС погрешность топлива может играть как в плюс, так и в минус, средняя неточность на нормально сделанной машине составляет не более 2 % от уровня бака. Естественно если машина заправляется на ровной площадке и хорошим топливом, то погрешность не превысит и 1 %. Наша организация придерживается такого стандарта, за исключением маленьких топливных баков до 60 литров. Там неточность измерения топлива может составить до 3%. Исключением являются стационарные ёмкости отклонения измерения в них составляет не более 1%.

ruglonass.ru

Что такое ДУТ?

Подробности
Категория: Блог о продаже автомобиля
Создано: 09 января 2019
Просмотров: 402

Характеристики, назначение, виды, принцип работы ДУТ

Все современные автомобили оборудуются специальным датчиком, который необходим для регулярного контроля за уровнем топлива и исключения  ситуаций с неприятными последствиями на  дороге. Датчик отображает объем жидкости в баке и километраж, на который его хватит. Каждый автовладелец должен знать об особенностях ДУТ (датчик уровня топлива) и принипе его работы.

Датчик уровня топлива

 Читайте также: Выкуп авто в Минске и по РБ

Место расположения

Датчик устанавливается непосредственно в баке для топлива, а визуально он выглядит как зонд из металла с небольшой электронной головкой и отображающейся на экране информацией об объеме жидкости. Датчик рассчитан на баки практически любого объема и неограниченный срок службы. Цифровые модели выдают информацию с небольшой погрешностью – всего до 1 %.

Характеристики

Свисающий с устройства и связанный с резистором поплавок всегда располагается на поверхности топлива в баке. При изменении объема жидкости в баке показания датчика корректируются под воздействием изменяющегося внутреннего давления. По критерию способа передачи сведений на электронный блок ДУТ различаются:

  • Поплавочный.
  • Ультразвуковой.
  • Магнитный прут.
  • Электрический конденсатор.

На дорогостоящих современных авто используется, как правило, ультразвуковой датчик, работающий идентично радару. Принцип действия – фиксация  импульсов и время отражений от стенок бака. Для выявления дефектов и поломок такого датчика требуется  обследование электроники машины с помощью компьютера и квалифицированными специалистами.

Датчик в виде электрического конденсатора визуально выглядит как две трубки с дырочками, которые вставлены друг в друга. Через отверстия внутрь попадает топливо и изменяет емкость конденсатора, на что мгновенно реагирует датчик. При уменьшении объема топлива емкость такого конденсатора увеличивается. Датчик поплавочного типа работает по тому же принципу, когда поплавок в трубке перемещается  в зависимости от уровня жидкости.

Характеристики ДУТ

ДУТ отличаются между собой и по форме в зависимости от того, для бака какой формы они предназначены. Так, датчики с шарообразным поплавком устанавливаются на полноприводную технику, а устройства с прямоугольной формой – для переднеприводных.

Считывание информации

При наличии в авто бортового компьютера данные о топливе отражаются на экране. Это происходит за счет направления датчиком сигнала на цифровой преобразователь, который превращает его в код, отображаемый компьютером на приборной панели. Эти датчики выдают очень точные данные, но требуют грамотной настройки.

При отсутствии компьютера на авто сведений об объеме жидкости обрабатывается специальной схемой и отображается затем на приборной панели.

Неисправности ДУТ

Причин неисправностей ДУТ может быть несколько:

  • Отсутствие герметичности в поплавке.
  • Загиб проволочного держателя.
  • Отсутствие фиксации резистора.
  • Разгерметизация корпуса.
  • Плохая фиксация датчика в баке.

При отсутствии герметичности в поплавке датчик будет отображать отсутствие топлива в баке даже при его наличии. Устранить неисправность можно заменой датчика или поплавка. Отображение данных о топливе при загибе проволочного держателя будет зависеть от вектора такого загиба. При загнутом вверх держателе датчик отображает полный бак, а вниз – наоборот, недостаточность топлива. В этом случае необходимо заменить устройство или попытаться выпрямить держатель. Такая неисправность может стать следствием механического воздействия на бак, аварии или просто частой езды по неровной местности. Корпус датчика может стать неисправным по причине аварии или использования некачественного топлива. При обрыве резистора датчик также будет отображать недостоверные сведения. Часто при неисправности ДУТ в салоне авто могут появляться запахи топлива.

Неисправности ДУТ

Качество используемого топлива

Неисправность ДУТ может проявиться и при использовании топлива низкого качества. Большое содержание в топливе серы может вызвать коррозию деталей оборудования, что может повлечь за собой полную или частичную неработоспособность.

Ошибки, влекущие искажение данных

Искажение данных об уровне топлива может проявляться при неправильном монтаже ДУТ, нарушении правил эксплуатации авто, по другим причинам. К самым распространенным ошибкам, влекущим искажения данных о топливе, можно отнести:

  • Расположение датчика не по центру бака. При движении авто топливо в баке поласкается во всех направлениях, что может стать причиной к перепадам окончательных показаний уровня топлива. Если автомобиль по причине особенной конструкции не дает возможность установки датчика по центру бака, то для них специально изготавливаются ДУТы с изогнутыми трубками.
  • Редкий запрос информации. Запрос данных о топливе в баке должен проводиться каждый 15 – 30 секунд, что обеспечивается настройкой датчика. Это позволит гарантировать точные показания уровня жидкости в емкости.
  • Движение по пересеченной местности. При частой эксплуатации техники в местности со склонами и ямами получать точные показания об уровне топлива практически невозможно.
  • Два топливных бака в конструкции авто. При установке одного датчика на два бака данные о топливе могут не соответствовать действительности, поскольку при движении авто жидкость переливается из бака в бак. Единственным решением станет установка двух датчиков и их объединение с помощью программной настройки.
  • Касание трубкой дна бака. Прикосновение трубкой дна или стенок бака может повлечь ее деформацию, а, соответственно, показаний датчика. Фиксироваться трубка должна так, чтобы до дна бака она не доставала примерно 5 мм.
  • Окисление разъемов. Окисление контактов может провоцировать периодический отказ датчика. Устранить неисправность можно за счет своевременной смазки разъемов.
  • Недостаточное электроснабжение. Недостаток электричества может стать причиной отключения устройства или неверного отображения информации. В этом случае следует привести в норму режим энергопотребления.
  • Поломка вентиляционного клапана бака. Недостаточная вентиляция бака при сильном нагреве будет способствовать искажению данных о топливе.
  • Неправильная настройка датчика. Настраивать датчик рекомендуется при смене вида используемого топлива или для профилактики – каждые полгода.

Замена

Замена ДУТ или его ремонт требует его снятия. Для этого необходимо снять минусовую клемму с аккумулятора и обеспечить доступ к месту расположения детали. Возможно, эта работа содержит необходимость снятия коврика и обивки с багажника. Затем нужно открутить крепление предохранительного кожуха, если он имеется сверху устройства, и все очищается от пыли. Чтобы не перепутать провода, рекомендуется промаркировать их, а затем – отсоединить. После этого остается только демонтировать сам ДУТ из бака.

Замена ДУТ

Установка

Алгоритм последовательности установки ДУТ и его подключения выглядит следующим образом:

  • Очистка места фиксации устройства от герметика.
  • Прикладывание прокладки к отверстию в баке и их точное совмещение.
  • Установка электронного блока и опускание внутрь бака поплавка.
  • Смазка прокладки герметиком и затягивание болтов.
  • Подключение проводов к аккумулятору и проверка работоспособности устройства при заведенном двигателе.

Провода ДУТ подсоединяются к бортовому контролеру по цвету, за исключением интерфейса А – белый к оранжевому.

При движение авто первые 30 километров нужно проверять устройство на утечку, в том числе, осмотром места под ковриком багажника. Проверка предполагает и полную заливку бака топливом и проверка показаний прибора.

Настройка

Процесс настройки необходим для максимально точных показаний системы и обозначения объема топлива в баке в литрах. Самый легкий способ настройки – пролить бак, но этот вариант потребует больших временных затрат. Настройку можно провести самостоятельно или воспользоваться услугами специалистов автосервиса.

Настройка мастерами производится с использованием персонального компьютера и специального программного обеспечения – Ls Conf. Устройство к компьютеру подключается через специальный адаптер, а показания датчика фиксируются при пустом баке. После этого в бак заливается топливо постепенно порциями от 1 до 20 литров, пока график на мониторе не начнет расти. С учетом объема топлива все данные фиксируются в особую таблицу, в соответствии с которой в дальнейшем формируется график расхода топлива в период. Тестирование и настойка проводится до полного заполнения бака. После этого все данные сохраняются в памяти датчика.

Настройка ДУТ

Контроль расхода      

Владельцы авто и предприниматели благодаря наличию такого датчика могут контролировать расход топлива на машине. С его помощью можно установить место заправки авто, объем находящегося в баке топлива, его расход на определенное расстояние. Вся эта информация поможет владельцам авто исключать кражу топлива водителем или другими лицами и прочие злоупотребления. Это необходимо, например, для владельцев компаний – грузоперевозчиков, экспедиторов и других субъектов бизнеса.

Понравилась статья?

Расскажи друзьям

Читайте также

Порядок и стоимость переоформления автомобиля

Транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регистрируются по месту государственной регистрации этих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Допускается регистрация транспортных средств юридических лиц по месту нахождения их филиалов, представительств и других обособленных подразделений.

Подробнее…
Особенности оформления купли-продажи автомобиля

Переход права собственности на транспортное средство предполагает выполнение некоторых бюрократических процедур и соблюдение ряда формальностей.

Подробнее…
Продал вторую машину-плати налоги

Многие автолюбители даже не подозревают, что, продав два или более авто в течение года, они обязаны подать декларацию в налоговую инспекцию. При этом, если Вы продали второй автомобиль дороже, чем купили, то обязаны заплатить налог с суммы продажи.

Подробнее…
Как продать машину без снятия с учета

Каким образом реализовать дорожное транспортное средство, не снимая с учета? Решение этой проблемы волнует многих автовладельцев.

Подробнее…
Договор купли-продажи автомобиля юридического лица физическому

На данный момент услугами рынка по продаже автомобилей пользуются не только частные лица, но и компании, так как они нуждаются в регулярном обновлении рабочих автомобилей.

Подробнее…
Как грамотно оформить договор купли-продажи автомобиля

При продаже автомобиля очень важно юридически грамотно оформить договор купли-продажи. Действующее законодательство регламентирует определённые правила проведения сделки, учитывая интересы и продавца и покупателя.

Подробнее…
Как избежать штрафа за тонировку авто

Если Вы любите затонировать свой автомобиль вкруговую, то данный текст именно для вас.

Как не получить штрафные санкции за подобное?

Подробнее…
Как продать автомобиль, полученный в наследство

После получения автомобиля по наследству, большинство людей задумываются о его продаже, причин этому достаточно много, возможно автомобиль старый, он вас не устраивает, вы хотите от него избавится или хотите вложить в какие-то внутренние инвестиции.

Подробнее…
Продажа авто при разводе, особенности и «подводные камни»

У нас часто спрашивают, как же продавать машину, если она была приобретена в браке, развод не за горами или уже состоялся.

Подробнее…
Как проверить историю автомобиля по VIN коду

Одним из наиболее важных показателей, по которому можно определить наиболее значимую информацию, касаемо автомобиля, является его VIN-номер. С помощью данного кода можно определить, в какой стране и когда было произведено авто, основные его технические показатели и даже его историю (владельцев, нахождение в залоге или угоне).

Подробнее…

avtovikyp.by

что это такое, устройство и принцип работы

Датчик уровня топлива (ДУТ) является одним из основных датчиков автомобиля. По нему водитель ориентируется о необходимости дозаправки.

датчик количества топлива в баке

Если датчик уровня топлива в баке работает неправильно, в процессе эксплуатации автомобиля могут возникнуть непредвиденные ситуации.

Что такое ДУТ на автомобиле

Основное назначение датчика уровня топлива (ДУТ) – определить, какое количество топлива находится в баке. Во многих случаях уровень оставшегося либо заправленного топлива индицируется относительно общего объема бака, то есть ½, ¼, ¾. Это не создает точной оценки уровня топлива в баке. Водитель не может по показаниям таких датчиков точно определить расход топлива на единицу пути, сколько осталось топлива, и как долго он может двигаться до заправки.

Для получения более точных сведений в некоторых автомобилях применяются датчики уровня топлива оригинальной конструкции, использующие различные принципы измерения. Это имеет принципиальное значение, если автомобиль находится в коммерческом использовании, им управляют наемные водители.

Для личного пользования высокая точность не принципиальна. Расчет потребления топлива на единицу пути может производиться с помощью специальных расходомеров, встроенных в топливопровод. Дозаправку в большинстве зарубежных стран (в отличие от российских автолюбителей) производят, как только уровень топлива стал меньше четверти бака. Ездить «на последней капле топлива» опасно:

  • на дне бака остаются частицы грязи, примесей, воды, ржавчины, которые забивают фильтр, топливопроводы, бензонасос, форсунки;
  • «оголяется» бензонасос, расположенный в баке, он может перегреться;
  • топливо может закончиться в самый неподходящий момент, например, в пробке.

Из этих же соображений нельзя эксплуатировать автомобиль с неисправным датчиком уровня топлива.

Датчик уровня топлива в большинстве случаев находится непосредственно в баке, хотя есть конструкции, в которых датчик помещен в отдельный резервуар, связанный с баком по типу сообщающихся сосудов. Такой способ размещения датчика предусмотрен для увеличения точности показаний и обеспечения оригинального метода измерений.

Виды автомобильных датчиков уровня топлива

В технических устройствах существует много типов датчиков уровня топлива:

  • резистивные;
  • емкостные;
  • электромагнитные;
  • магнитные;
  • ультразвуковые;
  • оптические;
  • лазерные и другие.

Спецификой применения датчиков уровня топлива в автомобилях является:

  • наличие расплескивания топлива, перемещения уровня во время движения транспортного средства;
  • легковоспламеняемость топлива;
  • летучесть углеводородов;
  • агрессивность среды;
  • помещение топлива в металлический бак.

Учитывая перечисленные особенности, многие типы ДУТ теоретически невозможно использовать в автомобиле, другие показали свою ненадежность. В некоторых автомобилях использовались ультразвуковые датчики объема, но и они часто дают некорректные результаты. В большинстве легковых автомобилей используют датчики рычажного и трубчатого типа.

Рычажного типа

Это самый распространенный тип датчиков уровня топлива. Типовая схема изображена на рисунке:

датчик уровня топлива в баке рычажного типа

На рисунке:

  1. Потенциометр.
  2. Бегунок потенциометра (перемещающийся контакт).
  3. Рычаг.
  4. Поплавок.
  5. Топливозаборник.

Основное преимущество таких датчиков – предельная простота. Поплавок имеет инерционность, поэтому во время движения автомобиля он медленно перемещается по поверхности топлива в баке, не создавая эффекта «дергания» стрелки индикаторного прибора на панели. Датчики такого типа начали применять еще в начале прошлого века.

Принцип действия основан на изменении сопротивления (соответственно, тока в цепи) между крайним выводом потенциометра и бегунка. Этот потенциометр включен в цепь +12 Вольт – индикатор на приборной панели – масса автомобиля. Индикатор на приборной панели показывает ток в цепи, пропорциональный уровню топлива.

В последнее время появилась тенденция передавать сигнал по цепям электрооборудования в цифровом виде. Это немного усложнило устройство датчика. Потенциометр встраивается в один модуль с аналогово-цифровым преобразователем и ретранслятором цифрового сигнала. Преимущества такого способа передачи – увеличение надежности, помехозащищенности,  возможность «повесить» данные датчика сразу на CAN-шину, не вести отдельный провод на модуль приборной панели. Стоимость таких устройств значительно выше.

Удобность расположения ДУТ в едином модуле с бензонасосом в том, что, производя регламентные работы по обслуживанию бензонасоса (например, замена фильтра), можно одновременно почистить потенциометр и бегунок. В некоторых автомобилях предусмотрена отдельная шахта для ДУТ.

Трубчатого типа

Такие датчики находят применение в современных автомобилях. Их преимущества:

  • менее чувствительны к колебаниям топлива в баке;
  • измерительный элемент защищен от соприкосновения с топливом, что увеличивает срок его эксплуатации;
  • большая точность измерений.

Типовая схема датчика трубчатого типа показана на рисунке:

датчик уровня топлива трубчатого типа

  1. Отверстие, через которое поступает топливо.
  2. Пластина изолирующая.
  3. Трубка защитная.
  4. Стойка направляющая.
  5. Поплавок.
  6. Кольца контактные.
  7. Резистивный провод.
  8. Фланец крепежный.

Внешний вид такого датчика в разобранном виде:

трубчатый ДУТ

и в сборе:

как выглядит ДУТ

Применяют также электромагнитные датчики с магнитным поплавком.

 

Датчик топлива неправильно показывает уровень топлива: основные причины неисправности и способы устранения

  1. Индикатор все время показывает нулевой уровень топлива. Причиной такой неисправности могут быть:
  • обрыв элетропроводки к датчику;
  • неисправность резистивных элементов;
  • отказ индикатора уровня топлива на приборной панели;
  • отказ предохранителя по цепи питания приборной панели.
  1. При заправке или включении зажигания индикатор перемещается на определенный уровень, затем возвращается в ноль. Такая неисправность наблюдается в случае плохого контакта бегунка с зонами потенциометра, износом потенциометра.
  2. Дергание стрелки индикатора. Обычно наблюдается при износе контактных зон потенциометра.
  3. Отсутствует индикация лампочки предельного уровня топлива в баке. Возможна неисправность индикаторной лампочки, износ датчика, нарушение контактов в разъеме, обрыв электропроводки.
  4. Неправильные показания датчика. Такая неисправность возможна при разгерметизации поплавка, изгибе рычага во время проведения замены или ремонта бензонасоса, датчика уровня топлива.

Как его снять

Если датчик уровня топлива установлен совместно с бензонасосом, необходимо демонтировать всю конструкцию.

Здесь существует два варианта:

  • доступ к бензонасосу с ДУТ предусмотрен через шахту со стороны салона (под задним сиденьем) или багажника;
  • бензонасос демонтируется только после снятия бензобака.

демонтаж ДУТ со стороны салона автомобиля

В первом случае размещение автомобиля на подъемнике не требуется, все операции можно произвести сверху. Во втором варианте требуется подъемник. С ямы выполнить работы проблематично, так как приходится опускать бак. Некоторые автолюбители самостоятельно прорубают шахту, вскрывая кузов автомобиля, как консервную банку. Такие эксперименты делать опасно: уменьшается жесткость кузова в районе багажника.

После извлечения конструкции бензонасоса (для этого обычно необходимо открутить несколько винтов по периметру), приступают к демонтажу ДУТ и его осмотру.

переменное сопротивление датчика уровня топлива

Проверку резистивных зон можно выполнить при помощи мультиметра, переключенного в режим измерения сопротивлений 2 кОм. Обрывы и износ резистивных зон обычно виден при помощи увеличительных приспособлений.

Целесообразность ремонта

Ремонт датчиков уровня топлива выполняют только в исключительных ситуациях. Полностью восстановить контактные зоны практически невозможно. Есть способы восстановления при помощи резистивного клея, точечной пайки. Все способы недолговечны, и главное, после ремонта данные датчика не совсем корректны. В зависимости от количества ремонтируемых зон его точность теряется на 20-50%.

Видео — ремонт датчика топлива в баке автомобиля Toyota Haice 3L:    0.11

Целесообразно заменить датчик на аналогичный новый или бэушный с другого автомобиля такой же марки. Важно, чтобы он полностью совпадал по параметрам с «родным» датчиком. Это можно проверить даже без помощи мультиметра, не устанавливая датчик. Достаточно надеть на него разъем, включить зажигание. Далее следует отклонить рычаг в верхнее положение. На приборной панели индикатор должен показать полный бак. Таким образом можно подобрать датчик от другой марки автомобиля.

Предупреждение: Все операции при снятом датчике уровня топлива и открытой шахтой бензобака следует выполнять в хорошо проветриваемом помещении, лучше, на открытом воздухе, при открытых дверях авто. Пространство бака следует изолировать полиэтиленовым пакетом, чтобы пары топлива локализовать.

Что делать, когда ДУТ вышел из строя во время движения

Самый надежный способ – заправить топливо с таким расчетом, чтобы точно доехать до места стоянки или предполагаемого ремонта. «Заглянуть» в бензобак, чтобы проверить, какое там количество топлива осталось, без демонтажа датчика или бензонасоса невозможно.

В стареньких Жигулях можно было проверить уровень бензина при помощи длинного тонкого шланга, отправленного в горловину бензобака. В современных автомобилях такое вряд ли возможно. Обычно по пути следования заправляющегося топлива стоит У-колено (может перемычка, сетка), которое препятствует движению шланга.

Оценить, есть еще в баке бензин можно путем постукивания по нему ладонью или деревянной палочкой. Можно попробовать раскачать автомобиль. Если датчик заклинило, при раскачивании он может временно восстановить работоспособность. Такое может произойти и при сильном ударе ладонью по баку снизу, но лучше не экспериментировать.

Если положение совсем критическое, можно выкачать все имеющееся топливо в баке в емкость, определить его объем и далее рассчитать оставшийся путь. Чтобы выкачать топливо из бака, необходимо разъединить доступный топливопровод под капотом, направить его в свободную емкость. Далее следует принудительно подать + 12 Вольт на предохранитель бензонасоса (или прямо на бензонасос). Это можно сделать без включения зажигания. Бензонасос начнет выкачивать топливо из бака.

Все работы с датчиком топлива в баке, бензонасосом, открытым топливом чрезвычайно опасны. Следует соблюдать меры пожарной безопасности.

переменное сопротивление датчика уровня топливаКакой может быть рабочая температура бензинового двигателя современного автомобиля.

Читайте про принцип работы автомобильной спутниковой сигнализации и в каких случаях оправдана её установка.

Как прогревать двигатель зимой перед поездкой https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/dvigateli/nuzhno-li-progrevat-zimoj.html и нужно ли это делать.

Видео — замена датчика уровня топлива на Приоре, Калине и Гранте:

Может заинтересовать:

переменное сопротивление датчика уровня топлива
Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Добавить свою рекламу

переменное сопротивление датчика уровня топлива
Как быстро избавиться от царапин на кузове авто

Добавить свою рекламу

переменное сопротивление датчика уровня топлива
Что дает установка автобаферов?

Добавить свою рекламу

переменное сопротивление датчика уровня топлива
Зеркало видеорегистратор Car DVRs Mirror

Добавить свою рекламу

voditeliauto.ru

что такое ДУТ, устройство и принцип работы

Как известно, любой автомобиль, даже простейший карбюраторный или дизель с механическим впрыском, в обязательном порядке оснащен несколькими основными датчиками. К таким датчикам можно отнести датчик давления масла, датчик температуры двигателя, датчик, показывающий уровень бензина или солярки в топливном баке и т.д.

Авто с электронным впрыском (инжекторный двигатель) кроме основных, также имеют целый ряд дополнительных датчиков (в зависимости от модели, года выпуска и т.д.). При этом датчик уровня топлива (сокращенно ДУТ) в топливной системе автомобиля является обязательным. Далее мы рассмотрим,  что такое датчики уровня топлива, как работает датчик бензобака, а также где стоит датчик уровня топлива в баке автомобиля.

Читайте в этой статье

Датчики топлива в топливном баке: устройство и принцип работы

ДУТ — это датчик в топливной системе автомобиля, который определяет уровень топлива в топливном баке. При этом указатель уровня топлива, при всей своей кажущейся простоте, является важным элементом в устройстве любого автомобиля.

Указанный датчик позволяет не просто определить уровень топлива в баке. Благодаря взаимодействию датчика и нанесенной шкале на панели приборов (указатель топлива) становится понятно, сколько топлива осталось в баке в литрах.

В свою очередь, это позволяет эксплуатировать автомобиль с опорой на данные показания, приблизительно определить расход горючего, необходимость заправки машины топливом. Также при помощи данного указателя удается распланировать поездку из расчета на то, сколько горючего имеется в баке и т.д.

  • Разобравшись с тем, для чего нужен сам датчик, давайте подробнее рассмотрим, что такое ДУТ. Прежде всего, для определения уровня топлива, этот датчик ставится прямо в топливном баке. В свою очередь, сигналы посылаются от ДУТ к указателю уровня топлива, который размещен на панели приборов. Совокупность данных решений позволяет водителю четко понимать, сколько горючего осталось в баке,  постоянно контролировать расход топлива и т.д.

  Виды ДУТ и общее устройство датчика уровня топлива

Если не рассматривать старые авто, на более современных машинах датчик уровня топлива является потенциометрическим датчиком перемещения. Среди его основных плюсов можно выделить простое устройство, точность данных, а также высокую надежность и небольшую стоимость самого устройства.

Что касается недостатков, датчик имеет группу подвижных контактов, которые в процессе эксплуатации имеют свойство изнашиваться. Также часто указанные контакты окисляются. Это приводит к тому, что в результате окисления или полностью не работает датчик топлива, или же работает, но со сбоями (данные не верны).

Идем далее. В топливной системе могут быть использованы потенциометрические датчики:

  • рычажного типа;
  • трубчатого типа;

Чувствительный элемент в такой конструкции (как у рычажного, так и трубчатого датчика) выполнен в виде поплавка. Указанный поплавок датчика уровня топлива может быть пенопластовым, металлическим или пластиковым. Сам поплавок размещается на поверхности, то есть плавает в горючем.

  • В датчиках рычажного типа поплавок соединяется стальным рычагом с подвижным контактом потенциометра. В свою очередь, потенциометр — устройство, которое создает сопротивление при прохождении электрического тока.

При этом потенциометр разделен на отдельные участки-сектора в виде полос. Указанные полосы выполнены из особого резистивного материала, причем для каждого сектора он разный. В основе потенциометра лежит толстопленочный резистор.

Рычажный датчик уровня топлива стоит в блоке подачи топлива. Если просто, датчик зачастую установлен на самом бензонасосе. Реже решение может быть отдельным. Также можно отметить, что благодаря простой конструкции датчик уровня топлива данного типа вполне можно считать универсальным решением. Это значит, что его можно ставить в любые бензобаки.

Трубчатый датчик уровня топлива предполагает в конструкции особую трубку, в которой (благодаря наличию направляющих)  поплавок получает возможность перемещаться. При этом провода сопротивлений располагаются параллельно, на них замкнуты контактные кольца на поплавке.

Плюсом трубчатого ДУТ является то, что уровень топлива показывается более точно. Этот датчик устойчив к колебаниям горючего в баке, которые возникают при изменении положения кузова авто. Однако такой датчик нельзя ставить во все без исключения топливные баки, так как есть зависимость от геометрических параметров бака.

Еще добавим, что после активного перевода ДВС на альтернативные виды топлива (использование этанола, метанола, биодизеля) использовать контактные датчики для измерения уровня топлива нельзя. Дело в том, что датчик (его контактные поверхности) быстро изнашиваются в такой среде, которая является весьма агрессивной.

По этой причине в данном случае используют бесконтактные датчики уровня топлива. В качестве примера, MAPPS. Такое решение хорошо подходит для агрессивных сред, так как это неактивный магнитный датчик положения.

При этом чувствительный элемент полностью закрыт в герметичный корпус, нет прямого контакта датчика уровня топлива в баке с самим горючим. Замер уровня происходит за счет рассмотренного выше поплавка, который присоединен к рычагу с постоянным магнитом.

Указанный магнит осуществляет перемещения по сектору, где в виде лучей крепится большое количество пластин из металла. Наличие магнитного поля позволяет на каждой пластине сформировать отдельный электрический сигнал, причем на каждой пластине такой сигнал разный. Далее сигнал считывается с датчика уровня топлива, что и соответствует тому или иному уровню горючего в баке.

Датчик топлива: принцип работы

Итак, рассмотрев, как работает контактный и бесконтактный датчик бензина, дизтоплива или других типов горючего, можно перейти к его работе. В основе лежит принцип, что для каждого отдельного значения уровня топлива в баке должен быть сформирован отдельный сигнал. Казалось бы, все просто, однако это не так.

С учетом того, что на современных авто топливные баки могут быть достаточно сложными по форме и геометрии, а также сам уровень топлива постоянно меняется, причем не линейно, работа ДУТ имеет некоторые особенности.

Прежде всего, с учетом конструкции датчика уровня топлива, топливо сначала должно опускаться, только после чего начнет опускаться и сам поплавок. При этом указатель уровня топлива сначала определенное время будет показывать завышенный уровень, после чего произойдет понижение. Вполне очевидно, что датчик уровня горючего неизбежно имеет небольшую погрешность.

Также датчики могут формировать разный выходной сигнал. Бывают датчики уровня топлива с аналоговым, а также цифровым сигналом. Аналоговый сигнал ДУТ является меняющимся напряжением на потенциометре. Такие датчики отличаются большой погрешностью, что и свело к минимуму их использование.

Рекомендуем также прочитать статью о том, какие датчики используются в устройстве АКПП. Из этой статьи вы узнаете о датчиках АКПП, для чего предназначены и как работают те или иные датчики коробки автомат, а также какие признаки указывают на возможные неисправности датчиков автоматической коробки передач.

Цифровой датчик более сложный, так как сначала аналоговый сигнал преобразуется в цифровой, далее контроллер учитывает погрешность измерений и вносит поправку. В результате погрешность измерений минимальна, так как цифровой датчик отдельно учитывает возможные колебания уровня топлива, форму бака и т.д.

Именно по этой причине на авто сегодня ставят цифровые датчики уровня топлива, так как они имеют высокую точность и в любой момент показывают практически полностью достоверные данные (погрешность в цифровом датчике измерения уровня топлива минимальна).

Что в итоге

Как видно, ДУТ или датчик уровня топлива в баке является  достаточно простым, однако важным элементом в устройстве системы топливоподачи.  Причина вполне очевидна, так как при эксплуатации автомобиля важно всегда точно знать, сколько горючего находится в баке.

При этом следует учитывать, что как и любое другое устройство, указанный датчик может выходить из строя или работать со сбоями. По этой причине, если показания датчика уровня топлива явно отличаются от реальных, такой датчик подлежит проверке и замене.

Рекомендуем также прочитать статью о том, какие признаки неисправности имеет датчик коленвала. Из этой статьи вы узнаете об устройстве, назначении и принципах работы датчика коленчатого вала, а также какие признаки указывают на проблемы с ДПКВ или сбои в его работе.

В противном случае автомобиль может остаться без топлива в самый неподходящий момент, а также критическое снижение горючего в бензобаке может привести к скорому выходу из строя бензонасоса, засорению топливных фильтров и элементов системы топливоподачи осевшей грязью и частицами со дна бака и т.д.

Читайте также

  • Что такое датчик Холла?

    Устройство датчика положения (датчик на основе эффекта Холла). Конструктивные особенности, назначение и принцип работы. Как самому проверить датчик на авто.

krutimotor.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о