Меню Закрыть

Что такое занос – Занос автомобиля. Как выбраться из заноса

Содержание

Занос автомобиля. Как выбраться из заноса

Записаться на занятия

Наиболее опасное явление на обледенелой дороге, приводящее к печальным последствиям, — занос.

Занос — это движение автомобиля, сопровождающееся боковым скольжением его задней или передней оси. Такое скольжение возникает в случае, когда теряется сцепление колес с дорогой, что может произойти по многим причинам.

Чаще случается занос задней оси. При заносе корпус автомобиля изменяет свою ориентацию на дороге — поворачивается. Передняя ось движется в том направлении, куда направлены передние колеса, а задние не идут по следу передних. Поэтому автомобиль, продвигаясь вперед, получает еще и вращательное движение. Возникающая при этом центробежная сила складывается с боковыми силами, вызвавшими занос, и усиливает их. Отсюда ясно: если занос вызван резким ускорением, нужно убавить «газ», если торможением — отпустить тормоз. Но этим можно только уменьшить влияние поперечной силы. Для того чтобы ликвидировать занос, нужно повернуть руль в сторону заноса. Возникшая при этом центробежная сила инерции начнет разворачивать автомобиль в сторону, противоположную заносу, т. е. возвращать его в исходное состояние. По мере возвращения автомобиля в исходное положение нужно поворачивать руль и возвращать передние колеса в исходное положение так, как это приходится делать на повороте — поворот еще не кончился, а колеса поворачиваем в положение прямо. При достаточных навыках водителя занос может быть прекращен одним приемом. Если после возвращения автомобиля в исходное положение он не останавливаясь начал разворачиваться в другую сторону, необходимо опять же поворотом руля в сторону заноса ликвидировать его. При этом важно ве суетиться, действовать хладнокровно и осторожно, поворачивая руль на угол, пропорциональный величине заноса.

Занос можно понять теоретически, а выход из него должен отрабатываться только тренировками. Водитель должен побороть в себе боязнь заноса, которая рождается в его первой стадии, а затем научиться заставлять себя возвращать руль в те напряженные секунды, когда машину еще крутит. Тренировки можно устраивать только на свободных от движения площадках и участках дороги, где нет ни транспортных средств, ни пешеходов. Искусственно создавая заносы и выравнивая машину, постоянно усложняя условия тренировок, можно добиться полной власти над самим собой и над заносом.

Спровоцировать занос при скорости 20-25 км/ч очень просто, если резко затормозить. Можно усилить занос, резко повернув руль перед самым торможением. Отработку приемов лучше проводить в следующем порядке.

  1. Научиться определять момент, когда сцепление колес с дорогой уменьшается до такой степени, что они находятся на грани скольжения. Умение чувствовать эту грань позволит в дальнейшем вовремя снижать скорость, ослаблять торможение, т. е. избегать заносов.
  2. Выработать привычку мгновенно реагировать рулем на начинающийся занос, доведя действие «занос — руль» до автоматизма.
  3. Научиться определять момент, когда поворот руля вызывает ответную реакцию — занос начинает затухать.
  4. Приучить себя начинать поворот руля в обратную сторону, не дожидаясь окончания заноса, и закрепить этот рефлекс.
  5. Научиться согласовывать скорость вращения руля С характером затухания заноса и выравниванием автомобиля, чтобы как можно четче выходить в выровненное положение.

Надо ли выключать сцепление при заносе? Выключать его полезно. Однако нажать на педаль при заносе непросто. Кроме того, это затруднит водителю самое важное — быструю работу рулем. Поэтому получается, что самое разумное,— не трогая педаль сцепления, только слегка прижать педаль «газа» — двигаться «исподволь», когда двигатель и не тянет, и не тормозит. Чувствовать это и умело действовать педалью «газа» нужно тоже научиться.

Что делать при заносе автомобиля?

Занос возникает не сам по себе, типа ехали тихо-мирно, и вдруг — бац, — занесло! В большинстве случаев, занос возникает в результате ошибок водителя. Поэтому, раз уж занос произошел, надо исправлять именно то действие, в результате чего занос возник.

Если занос начался при резком торможении — первое, что нужно сделать — отпустить тормоз. Необходимо также направить передние колеса автомобиля по ходу движения, для чего повернуть руль в сторону заноса, конкретно — навстречу к багажнику автомобиля. В результате правильных действий задняя часть автомобиля начнет возвращаться на свое место, после чего нужно повернуть руль в другую сторону, чтобы выровнять передние колеса, причем поворачивать передние колеса следует немного раньше, чем выравняются задние колеса, чтобы не дай бог, не начался по инерции занос в другую сторону.

Если занос начался при нажатии на газ, необходимо сразу убрать ногу с газа, одновременно с этим крутить руль в сторону заноса (к багажнику), затем в другую сторону, выравнивая автомобиль.

Если занос начался на повороте. На повороте занос может начаться в случаях, если водитель резко нажал на тормоз, резко повернул руль, вошел в поворот на высокой скорости. Также занос может возникнуть, если просто резко отпустить педаль газа.

Тут немного сложнее. дело в том, что тут важно учитывать, какой автомобиль — с передним или задним приводом. На заднеприводном автомобиле нужно отпустить педаль газа, на переднеприводном, наоборот — добавть газку (в этом случае передние колеса должны вытянуть автомо

autonakat.ru

ЗАНОС — это… Что такое ЗАНОС?

  • ЗАНОС — (пузырный, кровяной, мясистый), термин, обозначающий ряд различных по своему происхождению образований, являющихся последствием гибели развивающегося яйца как внутри матки, так и в трубе. Из этих различных образований наибольшего внимания по… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ЗАНОС — 1. ЗАНОС1, заноса, муж. Насыпь, сугроб, образованные бурей, вьюгой, ураганом и преграждающие путь. Снежные заносы. Поезд опоздал на целые сутки по случаю заноса. 2. ЗАНОС2, заноса, муж. (спец.). Действие по гл. заносить занести в 3 и 4 знач.… …   Толковый словарь Ушакова

  • занос — снегозанос, заструг, сугроб, дерапаж Словарь русских синонимов. занос сущ., кол во синонимов: 7 • взятка (21) • вощина …   Словарь синонимов

  • ЗАНОС — ЗАНОС, а, муж. 1. см. занести. 2. обычно мн. Наметённый вьюгой, ветром сугроб, преграждающий путь. Снежные заносы. Песчаные заносы (в пустыне). | прил. заносный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • занос — образовывать наносы запруживать — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы образовывать наносызапруживать EN bank …   Справочник технического переводчика

  • занос — авто; Москва расстояние, на которое может отклониться при повороте задняя часть транспортного средства или прицепа Занос автобуса на повороте из за превышения скорости движения на данном участке дороги. Рывки при прохождении поворотов могут… …   Языки русских городов

  • Занос — Использование заноса в ралли Зано …   Википедия

  • занос — [0/0] Большой успех, обычно в финансовом плане. Заноси капусту! Молоток! Вот это мировой занос! Молодежный сленг …   Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

  • Занос — (физиол.) с древнейшего времени означает выродившийся, недоношенный плод. В первое время беременности после смерти плода последний и самое яйцо, из которого ему надлежало развиться, претерпевают различные изменения и приобретают мясистый вид. Эту …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Занос — м. 1. процесс действия по гл. заносить V 2. Результат такого действия; большие массы чего либо сыпучего (снега, песку и т.п.), наметённые вьюгой, ветром. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • dic.academic.ru

    ЗАНОС — это… Что такое ЗАНОС?

  • ЗАНОС — (пузырный, кровяной, мясистый), термин, обозначающий ряд различных по своему происхождению образований, являющихся последствием гибели развивающегося яйца как внутри матки, так и в трубе. Из этих различных образований наибольшего внимания по… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ЗАНОС — 1. ЗАНОС1, заноса, муж. Насыпь, сугроб, образованные бурей, вьюгой, ураганом и преграждающие путь. Снежные заносы. Поезд опоздал на целые сутки по случаю заноса. 2. ЗАНОС2, заноса, муж. (спец.). Действие по гл. заносить занести в 3 и 4 знач.… …   Толковый словарь Ушакова

  • занос — снегозанос, заструг, сугроб, дерапаж Словарь русских синонимов. занос сущ., кол во синонимов: 7 • взятка (21) • вощина …   Словарь синонимов

  • ЗАНОС — ЗАНОС, а, муж. 1. см. занести. 2. обычно мн. Наметённый вьюгой, ветром сугроб, преграждающий путь. Снежные заносы. Песчаные заносы (в пустыне). | прил. заносный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • занос — образовывать наносы запруживать — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы образовывать наносызапруживать EN bank …   Справочник технического переводчика

  • занос — авто; Москва расстояние, на которое может отклониться при повороте задняя часть транспортного средства или прицепа Занос автобуса на повороте из за превышения скорости движения на данном участке дороги. Рывки при прохождении поворотов могут… …   Языки русских городов

  • Занос — Использование заноса в ралли Зано …   Википедия

  • занос — [0/0] Большой успех, обычно в финансовом плане. Заноси капусту! Молоток! Вот это мировой занос! Молодежный сленг …   Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

  • Занос — (физиол.) с древнейшего времени означает выродившийся, недоношенный плод. В первое время беременности после смерти плода последний и самое яйцо, из которого ему надлежало развиться, претерпевают различные изменения и приобретают мясистый вид. Эту …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Занос — м. 1. процесс действия по гл. заносить V 2. Результат такого действия; большие массы чего либо сыпучего (снега, песку и т.п.), наметённые вьюгой, ветром. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • dic.academic.ru

    ЗАНОС — это… Что такое ЗАНОС?

  • ЗАНОС — (пузырный, кровяной, мясистый), термин, обозначающий ряд различных по своему происхождению образований, являющихся последствием гибели развивающегося яйца как внутри матки, так и в трубе. Из этих различных образований наибольшего внимания по… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ЗАНОС — 1. ЗАНОС1, заноса, муж. Насыпь, сугроб, образованные бурей, вьюгой, ураганом и преграждающие путь. Снежные заносы. Поезд опоздал на целые сутки по случаю заноса. 2. ЗАНОС2, заноса, муж. (спец.). Действие по гл. заносить занести в 3 и 4 знач.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЗАНОС — 1. ЗАНОС1, заноса, муж. Насыпь, сугроб, образованные бурей, вьюгой, ураганом и преграждающие путь. Снежные заносы. Поезд опоздал на целые сутки по случаю заноса. 2. ЗАНОС2, заноса, муж. (спец.). Действие по гл. заносить занести в 3 и 4 знач.… …   Толковый словарь Ушакова

  • занос — снегозанос, заструг, сугроб, дерапаж Словарь русских синонимов. занос сущ., кол во синонимов: 7 • взятка (21) • вощина …   Словарь синонимов

  • занос — образовывать наносы запруживать — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы образовывать наносызапруживать EN bank …   Справочник технического переводчика

  • занос — авто; Москва расстояние, на которое может отклониться при повороте задняя часть транспортного средства или прицепа Занос автобуса на повороте из за превышения скорости движения на данном участке дороги. Рывки при прохождении поворотов могут… …   Языки русских городов

  • Занос — Использование заноса в ралли Зано …   Википедия

  • занос — [0/0] Большой успех, обычно в финансовом плане. Заноси капусту! Молоток! Вот это мировой занос! Молодежный сленг …   Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

  • Занос — (физиол.) с древнейшего времени означает выродившийся, недоношенный плод. В первое время беременности после смерти плода последний и самое яйцо, из которого ему надлежало развиться, претерпевают различные изменения и приобретают мясистый вид. Эту …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Занос — м. 1. процесс действия по гл. заносить V 2. Результат такого действия; большие массы чего либо сыпучего (снега, песку и т.п.), наметённые вьюгой, ветром. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • dic.academic.ru

    Глава 2. Занос автомобиля

    Неразумное торможение на скользкой дороге приводит к заносу автомобиля – это знают все. Но только ли при резком торможении может случиться эта неприятность? Все ли из вас знают, как возникает и развивается занос, как с ним бороться и можно ли его вовсе избежать?

    Заранее должен Вам признаться, что тема заноса трудна для восприятия и осознания. Но не это самое страшное. Теоретически разобраться с причинами возникновения заноса и методами борьбы с ним можно. Проблема же заключается в том, что когда занос происходит не на бумаге, а на реальной дороге, многим водителям не удается соединить теорию с практикой.

    Чтобы окончательно что-то усвоить, это «что-то» надо «пощупать». Поэтому рекомендация будет следующей. Выберите время, найдите подходящее место и потренируйтесь в выводе машины из заноса, используя информацию, полученную из этой главы и из других книг. Если Вы отважитесь на тренировки, то первый «случайный» занос на обычной дороге не застанет Вас врасплох. Ну а пока, советую почаще включать свое воображение, тогда написанное на бумаге начнет приобретать реальные формы.

    Юз

    Каждое из колес движущегося автомобиля имеет некий коэффициент сцепления с покрытием дороги. Величина этого коэффициента зависит от множества факторов (скорость движения, материал покрытия дороги, давление в шинах, загруженность автомобиля, погодные условия, конструкция покрышек колес и многое другое). Вычислить коэффициент сцепления для конкретного автомобиля в конкретной ситуации сложно и не нужно. Вам надо понять только то, что машина «держится» за дорогу с определенным усилием и что усилие это не безгранично.

    Давайте рассмотрим пример с торможением. При необходимости снижения скорости движения один водитель просто убирает «газ», другой немного прижимает педаль тормоза, а третий «с квадратными глазами» так давит на тормоза, что еще немного, и его нога вместе с педалью окажется в моторном отсеке.

    В последнем случае колеса машины уже не в состоянии «цепляться» за дорогу, они блокируются и начинают скользить. Автомобиль переходит в режим движения юзом (заноса пока еще нет).

    ► Юз – это скольжение колес автомобиля по покрытию дороги.

    Чаще всего юз начинается по причине чрезмерного усилия при нажатии на педаль тормоза. Однако юз может возникнуть также и при чрезмерном вдавливании «в пол» педали «газа», в результате чего колеса автомобиля проворачиваются на месте. При движении на повороте с повышенной скоростью может возникнуть боковой юз, который характеризуется специфическим «визгом резины».

    Иными словами, если неразумные действия водителя привели к тому, что колеса машины проскальзывают относительно покрытия дороги, то у него появляется возможность ощутить на себе явление юза, а позже и заноса.

    Занос

    ► Занос – это самопроизвольное отклонение траектории движения колес (и всего автомобиля в целом) от предшествующего направления движения машины.

    Как правило, за юзом следует занос автомобиля. Это связано с тем, что каждое из скользящих колес имеет свой коэффициент сцепления с дорогой, отличный от другого колеса.

    Разность коэффициентов сцепления колес с дорогой приводит к тому, что более «скользкие» колеса смещаются в сторону от предшествующей траектории движения, в результате чего машина начинает разворачиваться относительно своей вертикальной оси (рис. 55).

    Рис. 55. Занос

    Как Вы полагаете, каким колесам легче начать скольжение – передним или задним? Какая ось автомобиля, передняя или задняя, более подвержена явлениям юза и заноса?

    Если у Вас найдется пара свободных минут, рекомендую выйти на улицу и посмотреть на реальные машины, которые активно тормозят перед перекрестком. Обратите внимание на кузов автомобиля, водитель которого «прижал» педаль тормоза.

    Любая машина, как с задним приводом, так и с передним, при торможении «клюет носом»! Передняя ее часть прижимается к дороге, а задняя соответственно приподнимается вверх.

    За счет перераспределения массы автомобиля по осям задние колеса «давят» на дорогу меньше, чем передние, и коэффициент сцепления с дорогой у них получается тоже меньше. Следовательно, задние колеса легче заблокировать и заставить скользить по дороге.

    ► Задние колеса автомобиля более, чем передние, подвержены блокировке, явлениям юза и заноса.

    И это хорошо, что в первую очередь именно задние колеса «срываются» в занос, с таким заносом можно успешно бороться. О передних колесах такого не скажешь. Если в занос «уходит» передняя ось, то машина становится практически неуправляемой!

    Сильно пугаться не стоит, занос передней оси случается очень редко. А с заносом задней оси мы сейчас разберемся.

    Торможение на скользкой дороге

    Как остановить машину на скользкой дороге, если до стоящих на красный сигнал светофора автомобилей остается не так уж много места?

    Первое, что надо сделать, это вспомнить о торможении двигателем и забыть о том, что у Вас есть левая нога. Если не трогать педаль сцепления, то двигатель будет помогать Вам в торможении.

    С правой ногой сложнее. Изначально надо побороть в себе желание давить на педаль тормоза «что есть сил».

    Запомните, тормозной путь на заблокированных и скользящих по дороге колесах увеличивается не менее чем в 2 раза по сравнению с торможением на незаблокированных колесах!

    ► Оптимальным вариантом торможения является – дозированное усилие на педали тормоза, обеспечивающее максимальную эффективность торможения без блокирования и скольжения колес по дороге.

    Однако в экстремальных условиях мало кому удается проконтролировать первое нажатие на педаль тормоза. Обычно водители рефлекторно давят на тормоза с максимальным усилием.

    Будем считать, что Вам, как и многим другим, не удалось «сдержать эмоции» и с первого раза Вы тоже «пережали» тормоза. Колеса автомобиля заюзили, и начался занос.

    Если продолжать удерживать педаль тормоза «в полу», то занос будет развиваться, и Ваш автомобиль приобретет устойчивый вращательный момент. Поэтому, как только Вы почувствовали некоторую «свободу» своего автомобиля, увидели, что «нос» Вашей машины вернулся обратно, после «клевка» в начале торможения, и что багажник начал отклоняться в сторону – надо тут же отпустить педаль тормоза!

    Да-да, вот они стоят машины, а Вам надо отпустить педаль тормоза! Если этого не сделать, то, вращаясь вокруг своей оси, Ваш автомобиль врежется в стоящие машины!

    Как только Вы преодолеете инстинкт «давить на тормоза, что есть мочи» и укротите неуемную силу своей правой ноги, задние колеса автомобиля сразу же прекратят юзить и вернутся в колею передних. Физика явлений в автомобиле такова, что задние колеса всегда хотят следовать за передними и лишь неразумные действия водителя заставляют их отклоняться от заданной траектории движения.

    Поэтому, как только прекращается неправильное действие со стороны водителя, прекращается и начавшийся занос автомобиля!

    Сделаем важный вывод:

    ► Для прекращения начавшегося заноса следует сделать действие обратное тому действию, которое привело к заносу!

    Можно и чуть короче: «Действие – Занос – Противодействие». Это правило подходит для решения проблем начинающегося заноса при торможении, при разгоне, а также при заносе на вираже дороги.

    Теперь вернемся к предшествующим событиям, ведь мы еще не остановились, а впереди стоят машины!

    Отпускать педаль тормоза в начале заноса надо, конечно, не навсегда, а лишь на мгновение, после чего необходимо опять «давить на тормоз». Только во второй раз нажимать педаль надо разумно, применяя меньшее усилие и стараясь почувствовать грань блокировки колес.

    Однако, как это зачастую бывает на практике, водителю и во второй раз не удается нащупать ту грань, которая обеспечит торможение без блокировки колес. Усилие на педали тормоза опять оказалось чрезмерно большим, задние колеса снова заюзили и машина захотела уйти в занос. Но теперь нас это не должно пугать, у нас есть правило, которым можно воспользоваться!

    Занос?! А почему? Нажали на педаль тормоза? Ну так, сделайте обратное действие – прекращайте давить на педаль. Что? Останавливаться надо? Так есть же педаль тормоза – давите! Опять занос? Почему? И так далее.

    В зависимости от состояния покрытия дороги и мастерства водителя приходится повторять цикл «надавил – отпустил» три, пять, десять раз, или, лучше сказать, столько раз, сколько необходимо для остановки автомобиля в конкретной дорожной ситуации.

    Вышеописанный способ борьбы с заносом, возникающим при торможении на скользкой дороге, имеет свое название: «Прерывистое торможение».

    Если маршрут Вашей поездки пролегает по заснеженной или даже просто мокрой дороге, то без «прерывистого торможения» Вам не обойтись. В то же время Вы должны знать и помнить, что в двух конкретных ситуациях любое торможение, в том числе и прерывистое, – недопустимо!

    На небольших по размерам скользких участках дороги трогать педаль тормоза нельзя вовсе, спасает только бездействие!

    Весна, март, капель, ручьи и большие плоские лужи. Те из вас, кто встает рано утром, могут вспомнить еще и второе состояние этих весенних луж. Гладкий и прочный лед на них будет блестеть часиков этак до 9–10 утра.

    К сожалению, по весне эти катки можно встретить не только на тротуаре, но и на проезжей части дорог. Малейшее прикосновение к педали тормоза или любое другое действие органами управления автомобилем моментально приводят к тому, что начинается практически неуправляемый занос, и к противоположной кромке льда-асфальта автомобиль подходит уже боком. А затем происходит то, что называют опрокидыванием или проще «перевертышем».

    Вывод прост:

    ► Если Вы попали на небольшой участок скользкой дороги, то «не дыша», ничего не меняя, выезжаете с него, как въехали. В данном случае пассивность – есть спасение.

    Мокрая обочина является вторым случаем, когда легкое нажатие на педаль тормоза может привести к тяжелым последствиям.

    Если при движении с большой или средней скоростью машина своим правым боком съезжает на мокрую неукрепленную обочину, то в коэффициенте сцепления с дорогой у правых и левых колес возникает огромная разница. В этих условиях любое торможение, пусть даже очень мягкое, заканчивается, как правило, опрокидыванием автомобиля.

    Избежать «перевертыша» в такой ситуации можно лишь в том случае, если Вы воздержитесь от активного торможения и грамотно поработаете рулевым колесом! И поверьте, работа предстоит нелегкая.

    Сначала переднее правое колесо никак не может преодолеть кромку асфальта и выехать из грязи. Чтобы колесо смогло все-таки преодолеть кромку и выбраться на асфальт, приходится все больше и больше поворачивать руль налево. А дальше, в какой-то момент, резким прыжком правое колесо наконец-то выбирается с обочины на проезжую часть.

    Но куда при этом поехала машина? Она устремилась на левую встречную сторону дороги! И это была вторая сокрытая часть проблемы.

    Если изначально знать о грозящем резком изменении траектории движения, то, конечно, можно подготовиться к активной работе рулем сначала налево, а затем не менее активно направо. Но лучше вообще не «соскакивать на ходу» на мокрую обочину. Если же выезд на обочину неизбежен, то, по крайней мере, надо постараться успеть снизить скорость до съезда с асфальта.

    •Прерывистое торможение позволяет избежать заноса автомобиля и сокращает тормозной путь.

    •На небольших участках скользкой дороги любые действия органами управления автомобилем категорически запрещены.

    •Если при движении автомобиля по асфальту его правые колеса съезжают на мокрую неукрепленную обочину, следует постараться вернуться на асфальт, не применяя активного торможения.

     

    Руление при заносе

    Как Вы только что убедились, без разумного руления водителю не обойтись. Пришла пора поговорить и об этой составляющей борьбы с начинающимся заносом.

    Как Вы думаете, куда поедет машина, когда занос прекратится?

    Правильно, куда смотрят передние колеса, туда машина и поедет – направо в кусты (рис. 56 а)! Значит, при заносе автомобиля вовсе недостаточно поработать одной лишь педалью «газа», не мешает поработать еще и головой.

    а

    б

    Рис. 56. Выход их заноса: а) без руления; б) с рулением

    Если во время заноса просто сидеть, уцепившись в руль, то, прекратив скольжение, машина обязательно поедет в ту сторону, в которую будут направлены ее передние колеса. Следовательно, в момент прекращения заноса передние колеса автомобиля должны быть направлены в ту сторону, куда мы собираемся продолжить движение.

    Существует известное выражение «крути руль в сторону заноса». Оно четко отражает суть необходимых действий водителя для безопасного выхода из заноса. Только иногда почему-то бывает трудно осознать сразу – направо надо поворачивать руль или налево. Поэтому сформулируем данное правило немного по-другому:

    ► При начавшемся заносе поворачивай руль навстречу багажнику своего автомобиля.

    Если вовремя почувствовать, с какой стороны багажник Вашей машины пытается Вас «обогнать» и повернуть руль ему навстречу, то передние колеса всегда будут направлены в продолжение безопасной траектории движения (рис. 56 б).

    В результате грамотных действий водителя занос прекращается, и задние колеса автомобиля начинают выстраиваться вслед за передними. И тут, как правило, возникает очередная проблема.

    Если передержать руль повернутым налево, то, возвращаясь на место, задняя часть машины может по инерции «перелететь» через продольную ось направления движения, и тогда опять начинается занос, но теперь уже в другую сторону (рис. 57)!

    Рис. 57. Водитель «передержал» руль

    Можно ли избежать повторного заноса?

    Да, можно, если воспользоваться «опережающим воздействием на рулевое колесо».

    Данное выражение означает, что Вы должны вернуть передние колеса в положение прямолинейного движения чуть раньше, чем задние колеса вернутся на свое место. Для этого Вам придется постоянно контролировать положение багажника своей машины. Как только прекратится скольжение задних колес и багажник «замрет» в крайней точке отклонения от траектории движения (рис. 57, поз. 3), следует сразу же начать поворачивать руль обратно. Причем «возврат» руля должен немного опережать «возврат» багажника. В противном случае машина так и будет «повиливать задом», пока какой-нибудь столб не прекратит эти «танцы на дороге».

    Конечно, с первого раза не всем удается почувствовать тот момент, когда надо начинать поворачивать руль обратно. Поэтому будем считать, что багажник Вашей машины все-таки «перелетел» на другую сторону (рис. 57, поз. 4) и теперь Вам предстоит бороться с повторным заносом.

    Если не паниковать и продолжать сохранять выдержку, то «победить» повторный занос будет не трудно. В этот раз багажник уйдет в сторону от траектории движения не так далеко, как раньше. Поэтому, повторив грамотное руление сначала в сторону нового заноса (направо), а затем опережающим действием в обратную сторону (налево), Вы без особых усилий сможете выстроить задние колеса вслед за передними.

    ► Опережающее действие рулевым колесом позволяет избежать повторного заноса автомобиля.

    Заднеприводные и переднеприводные автомобили

    В зависимости от того, на какую пару колес передается крутящий момент от двигателя, автомобили делятся на заднеприводные и переднеприводные. Существуют также и полноприводные автомобили, но о них разговор отдельный.

    Заднеприводные автомобили движутся за счет того, что именно задние колеса, упираясь в землю, «толкают» перед собой машину. Передние колеса в этом случае служат только для изменения направления движения.

    Примером заднеприводных автомобилей могут служить модели «Жигулей» от ВАЗ 2101 до ВАЗ 2107.

    Переднеприводные автомобили приводятся в движение передними колесами, которые, «цепляясь» за покрытие дороги, «тянут» кузов машины за собой. У таких автомобилей задние колеса нужны лишь для того, чтобы кузов своей задней частью мог опираться на дорогу, а не волочиться по асфальту. Зато передние колеса выполняют сразу две функции – они и двигают, и направляют машину.

    Среди автомобилей Волжского автозавода переднеприводными являются модели ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2111 и т.д.

    Разница в принципах управления автомобилем с задним и передним приводом в благоприятных условиях (небольшая скорость, сухой асфальт и т.д.) незначительна. Но в экстремальных условиях незнание этой разницы может привести к катастрофическим последствиям.

    Разобраться с поведением заднеприводных и переднеприводных автомобилей на скользкой дороге нам поможет… плывущая по реке баржа.

    Да-да, обычная баржа. Как и автомобиль, она может приводиться в движение сзади («толкальщиком») или спереди (буксиром), самостоятельно плавать она не умеет (особенно против течения).

    Задний привод

    Баржа с задним приводом получается следующим образом. Сзади подходит «толкальщик», упирается в корму баржи и затем толкает ее перед собой по водной глади (рис. 58 а).

    А теперь представьте, что в какой-то момент «толкальщик» слегка «перестарался» и в результате задняя часть баржи начала активно отклоняться к берегу (рис. 58 б).

    Как Вы думаете, стоит ли продолжать толкать баржу? Правильно, не стоит, иначе она совсем развернется боком поперек реки.

    а

    б

    в

    Рис. 58. Задний привод

    То, что произошло с баржей на реке, ничем не отличается от заноса заднеприводного автомобиля на скользкой дороге (рис. 58 в). В роли «толкальщика» у него выступают задние колеса и поэтому продолжать «толкать» ими машину – нельзя! Иначе она начнет кружиться в таком замысловатом танце, что выйти из него осмысленно будет практически невозможно. Во избежание этого, в самом начале заноса заднеприводного автомобиля надо прекратить «давить на газ» и начать активно работать рулем.

    ► Для устранения заноса задней оси заднеприводного автомобиля следует уменьшить усилие ноги на педали «газа».

    Иногда достаточно лишь ослабить давление на педаль «газа», а иногда лучше отпустить ее полностью. Но это уже сам водитель должен почувствовать, каких действий в данный момент требует от него сложившаяся ситуация.

    Передний привод

    Теперь нашу баржу тянет за собой буксир (рис. 59 а). И он так увлекся этим делом, что на одном из поворотов реки заднюю часть «каравана», а именно баржу, понесло к берегу (рис. 59 б).

    Что делать? Уменьшить или увеличить тягу?

    Если не добавить «газу», не потянуть баржу за «нос», то она обязательно врежется в берег. Следовательно, буксир должен несколько увеличить скорость движения и «вытащить» за собой все то, что «болтается» у него сзади.

    а

    б

    в

    Рис. 58. Передний привод

    У переднеприводного автомобиля сзади «болтается» – багажник на задних колесах (рис. 59 в).

    Это передние колеса, «цепляясь» за дорогу, тянут за собой машину, а задние – так просто, живут сами по себе. Поэтому при заносе переднеприводного автомобиля именно увеличение тяги на ведущих передних колесах поможет избавиться от заноса. Добавив «газу» (в разумных пределах, конечно), Вы заставите задние колеса вернуться в колею передних.

    ► Для устранения заноса задней оси переднеприводного автомобиля следует немного увеличить скорость движения.

    Занос на повороте

    Итак, занос возник на повороте. А на повороте чего?

    В том-то и дело, что неважно, где произошел занос – на вираже дороги, на перекрестке или на учебной площадке. Важно то, что занос возник в результате резкого поворота рулевого колеса. И теперь мы имеем ту же проблему – задняя часть автомобиля начинает смещаться в сторону относительно траектории движения передних колес и продольной оси автомобиля.

    Исходя из предыдущих разговоров (руление при заносе), для прекращения заноса руль надо поворачивать навстречу непослушному багажнику Вашей машины.

    Если задняя часть автомобиля пошла налево, то и руль надо поворачивать тоже налево. При этом нельзя забывать об опережающих действиях рулем при возврате багажника на место.

    А что нам делать ногами?

    С левой ногой все понятно – в экстремальных ситуациях сцепление трогать нельзя. Об этом мы с Вами уже давно договорились. С правой же ногой немного сложнее. Прежде всего, Вам необходимо вспомнить, в каком автомобиле Вы сейчас находитесь – в заднеприводном или переднеприводном, и лишь после этого приступать к работе педалью «газа».

    На автомобиле с задним приводом надо ослабить усилие на педали «газа» или вообще полностью убрать «газ». Иначе задние колеса могут так разогнать багажник, что он обгонит капот Вашей машины.

    Если Вы уберете «газ» и грамотно поработаете руками, то задние колеса выстроятся вслед за передними и машина начнет двигаться именно туда, куда Вы изначально и собирались поворачивать. Позже, когда автомобиль «успокоится», можно будет прибавить «газу», но только немного, не допуская проскальзывания колес относительно покрытия дороги.

    На автомобиле с передним приводом все совсем наоборот. Если не потянуть за «нос» машины, то задние колеса очень скоро окажутся там, где раньше были передние колеса.

    Для прекращения заноса переднеприводного автомобиля надо прибавить «газу». Тем самым Вы заставите задние колеса вернуться в колею передних. Прибавлять «газ» надо по мере необходимости и, конечно, в разумных пределах.

    В процессе «борьбы» с заносом надо также осознавать, что по окончании заноса переднеприводный автомобиль активно устремится туда, куда в этот момент будут направлены его передние колеса. С какой скоростью он туда устремится, полностью зависит от того, как сильно Вы будете «давить на газ». Поэтому, почувствовав прекращение заноса, необходимо прекратить и излишнее давление на педаль «газа».

    Занос при резком ускорении

    Победить занос, возникший при резком ускорении, совсем не сложно. Но прежде, позвольте несколько строк нравоучения.

    Наверное, надо уже окончательно понять, что резкость действий на скользкой дороге (да и на обычной тоже) явно противопоказана. Если высказаться в философском смысле, то хороший водитель в своих мыслях и поступках не имеет глаголов, предполагающих резкость действия на любом участке дороги и в любую погоду.

    Вместо «проскачу» – «проеду» (а если «не проеду» – значит, остановлюсь), вместо «крутану» – «поверну» (может быть и быстро, но не резко), «вдарю по газам или по тормозам» – «поработаю педалью» и так далее. Много еще какие глаголы можно поменять на другие, более приемлемые для дороги с точки зрения безопасности движения.

    Что же касается заноса при резком ускорении, то у нас есть основное правило борьбы с любым заносом: «Действие – Занос – Противодействие».

    Если зимой при включении зеленого сигнала светофора Вам захотелось уехать с перекрестка первым, и Вы «что есть мочи» надавили на педаль «газа», то может статься, что Ваша машина уедет последней либо вообще не уедет, надолго оставшись в дверце или в крыле соседнего автомобиля. Не стоит забывать, что юз с заносом возникает не только при торможении, но и при любом неразумном действии водителя, которое приводит к проскальзыванию колес относительно покрытия дороги.

    Если занос возник по причине большого «газа», значит, надо сделать его меньше либо отпустить педаль «газа» вовсе, иначе Ваш автомобиль так и будет «плыть» на соседнюю машину.

    Техника вывода автомобиля из заноса

    Давайте последовательно пройдем все стадии развития и прекращения заноса для заднеприводного и переднеприводного автомобиля. Для примера возьмем занос на вираже дороги.

    Вследствие неразумных действий водителя задняя ось его машины «поплыла» влево (рис. 60). Что теперь делать, как выйти из заноса и как при этом сохранить намеченное направление движения?

    Рис. 60. Выход из заноса на вираже дороги: А – на заднеприводном автомобиле; Б – на переднеприводном автомобиле

    Ответить на эти вопросы поможет таблица 2, которая согласуется с рисунком 60.

    Таблица 2. Последовательность действий водителя по выводу автомобиля из заноса на вираже дороги

    Этапы заноса

    Действия водителя

    1. Заноса нет.

    Автомобиль приближается к повороту дороги.

    2. Начало заноса.

    Варианты неразумных действий водителя: – резкий поворот руля; – резкое торможение; – скорость движения оказалась выше той, которая соответствует повороту данного радиуса.

    Занос на повороте может возникнуть и в том случае, если резко нажать или отпустить педаль газа.

     

    Действия водителя по выводу автомобиля из заноса

    Руки

    Правая нога

    на любом автомобиле

    на заднеприводном автомобиле

    на переднеприводном автомобиле

    3. Занос в стадии развития. Багажник автомобиля активно пошел влево.

    Поворачивают руль в сторону заноса (навстречу багажнику) .

    Отпускает педаль тормоза или «газа».

    Отпускает педаль тормоза и переходит на педаль «газа». Нажимает педаль «газа» и делает несколько повышенные обороты двигателя, не допуская при этом прокручивания передних колес относительно покрытия дороги. Пытается вытянуть вслед за передними колесами всю машину.

    4. Стабилизация положения автомобиля. Багажник замер в крайней точке смещения.

    Выравнивают передние колеса в направлении продолжения траектории движения.

    Отдыхает.

    Продолжает работать с педалью «газа», поддерживая повышенные обороты двигателя.

    5. Начало возврата багажника в исходное положение.

    За мгновение до начала возврата багажника в исходное положение начинают поворот руля направо (с некоторым опережением возвратного движения багажника) .

    Продолжает отдыхать.

    Продолжает удерживать повышенный «газ».

    6. Приближение багажника к исходному положению.

    Продолжают работу рулем направо, несколько опережая возвратное движение багажника.

    Все еще отдыхает.

    Немного прибавляет «газ», пытаясь окончательно вытянуть всю машину вслед за передними колесами.

    7. Стабилизация багажника в исходном положении.

    В момент возврата багажника в исходное положение руль должен уже находиться в положении, соответствующем продолжению траектории поворота.

    Готовится к работе с педалью «газа».

    Может начать плавное уменьшение «газа».

    8 . Продолжение движения в намеченном направлении.

    Удерживают руль в положении, соответствующем продолжению траектории поворота.

    Может немного прибавить «газ».

    Может плавно уменьшить «газ» до обычного.

    После внимательного изучения таблицы и рисунка с темой заноса можно было бы и закончить, но на душе остается осадок некоторого неудовлетворения. Дело в том, что занос является практической стороной мастерства управления автомобилем, а не темой для теоретических диспутов. Автогонщики всю свою жизнь продолжают учиться науке управляемого заноса. Мы же с Вами разобрали только элементарные правила борьбы с возникшим по неразумности наших действий простеньким заносом.

    Конечно, для начала хватит и этого «бумажного» разговора. Но «пока сам не пощупаешь, не поймешь». Это выражение как нельзя лучше подходит к явлениям юза и заноса. Поэтому советую Вам изыскать возможность и потренироваться в управлении автомобилем с заносом в каком-нибудь укромном местечке, где Ваши ошибки не принесут вреда окружающим машинам, людям и придорожным столбам. Ошибки же будут обязательно, даже если Вы наизусть выучите эту или подобную книгу. Лишь сделав эти ошибки, можно окончательно осознать, почему они произошли, как надо было делать и как не надо. Только после этого теория воссоединится с практикой, и тогда занос на реальной дороге будет Вам уже не страшен.

    studfile.net

    ЗАНОС — это… Что такое ЗАНОС?

  • ЗАНОС — 1. ЗАНОС1, заноса, муж. Насыпь, сугроб, образованные бурей, вьюгой, ураганом и преграждающие путь. Снежные заносы. Поезд опоздал на целые сутки по случаю заноса. 2. ЗАНОС2, заноса, муж. (спец.). Действие по гл. заносить занести в 3 и 4 знач.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЗАНОС — 1. ЗАНОС1, заноса, муж. Насыпь, сугроб, образованные бурей, вьюгой, ураганом и преграждающие путь. Снежные заносы. Поезд опоздал на целые сутки по случаю заноса. 2. ЗАНОС2, заноса, муж. (спец.). Действие по гл. заносить занести в 3 и 4 знач.… …   Толковый словарь Ушакова

  • занос — снегозанос, заструг, сугроб, дерапаж Словарь русских синонимов. занос сущ., кол во синонимов: 7 • взятка (21) • вощина …   Словарь синонимов

  • ЗАНОС — ЗАНОС, а, муж. 1. см. занести. 2. обычно мн. Наметённый вьюгой, ветром сугроб, преграждающий путь. Снежные заносы. Песчаные заносы (в пустыне). | прил. заносный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • занос — образовывать наносы запруживать — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы образовывать наносызапруживать EN bank …   Справочник технического переводчика

  • занос — авто; Москва расстояние, на которое может отклониться при повороте задняя часть транспортного средства или прицепа Занос автобуса на повороте из за превышения скорости движения на данном участке дороги. Рывки при прохождении поворотов могут… …   Языки русских городов

  • Занос — Использование заноса в ралли Зано …   Википедия

  • занос — [0/0] Большой успех, обычно в финансовом плане. Заноси капусту! Молоток! Вот это мировой занос! Молодежный сленг …   Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

  • Занос — (физиол.) с древнейшего времени означает выродившийся, недоношенный плод. В первое время беременности после смерти плода последний и самое яйцо, из которого ему надлежало развиться, претерпевают различные изменения и приобретают мясистый вид. Эту …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Занос — м. 1. процесс действия по гл. заносить V 2. Результат такого действия; большие массы чего либо сыпучего (снега, песку и т.п.), наметённые вьюгой, ветром. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • big_medicine.academic.ru

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. — Автошколадома | Автошкола онлайн | Водительские курсы ПДД | ПДД учебник онлайн

    Теперь пойдут задачки посерьёзнее. Авторы Билетов хотят выяснить, знаете ли вы, какие силы могут действовать на автомобиль в процессе движения, что такое занос автомобиля, как в него не попасть и как из него выбраться, если уж занос случился.

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_25.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_25.zadachi-gibdd

     

     

    На сухой дороге колёса надёжно держатся за дорожное покрытие, и центробежная сила не может снести автомобиль.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_00.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_00.zadachi-gibdd

     

    И вот, что ещё важно знать водителю. Самое низкое расположение центра тяжести – у пустого автомобиля. При полной нагрузке (с грузом в багажнике и пассажирами в салоне) расположение центра тяжести существенно увеличивается.

     

    А центробежная сила как раз и приложена к центру тяжести автомобиля, и при прохождении поворота это необходимо учитывать.

     

     

     

     

     

     

    С грузом и пассажирами вероятность опрокинуться выше!

    Задача 34

     

    Легковой автомобиль более устойчив против опрокидывания на повороте:

     

    1. Без пассажиров и груза.

     

    2. Без пассажиров, но с грузом на верхнем багажнике.

     

    3. С пассажирами, но без груза.

     

    4. С пассажирами и грузом.

     

     

     

    А теперь вспоминаем курс школьной физики:

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_01.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_01.zadachi-gibdd 

     

     

    Центробежная сила прямопропорциональна массе автомобиля, прямопропорциональна квадрату скорости и обратно пропорциональна радиусу поворота.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Если скорость увеличить , центробежная сила увеличится

    И наоборот, если скорость уменьшить ,  центробежная сила станет меньше

    Задача 35

     

    С увеличением скорости движения на повороте величина центробежной силы:

     

    1. Не изменяется.

     

    2. Увеличивается пропорционально скорости.

     

    3. Увеличивается пропорционально квадрату скорости.

     

     

    Задача 36

     

    Какие действия водителя приведут к уменьшению центробежной силы, возникающей на повороте?

     

    1. Увеличение скорости движения.

     

    2. Снижение скорости движения.

     

    3. Уменьшение радиуса прохождения поворота.

     

     

     

     

     

    Что интересно! Даже не зная о существовании этой формулы, в жизни мы поступаем строго в соответствии с ней – перед входом в поворот снижаем скорость, а, проходя поворот, стараемся по максимуму «спрямить кривую», то есть по возможности стараемся увеличить радиус поворота. Такие действия подсказывает нам вестибулярный аппарат, заложенный в нас Создателем.

     

     

    А что будет, если в процесс прохождения поворота нажать на педаль тормоза?

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_02.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_02.zadachi-gibdd

     

     

     

    При любом торможении вес автомобиля переносится на передние колеса. То есть передние колёса крепко прижимаются к дороге, а задние колёса наоборот стремятся оторваться от дороги.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_03.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_03.zadachi-gibdd

     

     

    В такой ситуации достаточно небольшого бокового усилия, чтобы задняя ось автомобиля начала вращаться вокруг передней оси.

     

    Это явление называют

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Откуда возьмется это боковое усилие? К величайшему сожалению оно обязательно возьмется, и причин для этого предостаточно. Чего стоит только одна центробежная сила!

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_04.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_04.zadachi-gibdd

     

    При прохождении любого поворота на автомобиль обязательно действует центробежная сила, приложенная к центру тяжести машины.

     

    Поскольку передние колёса всегда лучше держат дорогу (они нагружены тяжёлым двигателем), то, как правило, центробежная сила сдвигает в сторону заднюю ось. Происходит занос автомобиля при прохождении поворота.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_05.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_05.zadachi-gibdd

     

    Если сейчас со страху тормозить, к центробежной силе добавятся ещё две – тормозящее усилие передних колёс, и сразу же возникающая сила инерции.

     

    Глядя на рисунок, должно быть понятно, что сейчас машину выбросит на обочину и там она обязательно перевернётся.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_06.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_06.zadachi-gibdd

     

    Поэтому тормозить в процессе поворота крайне нежелательно. Снижать скорость нужно до входа в поворот, а сам поворот следует проходить, что называется, «в натяжку».

     

    То есть на педаль газа давим, но очень несильно так, чтобы автомобиль проходил поворот и без замедления, и без ускорения. В этом случае никакие силы (кроме центробежной) на автомобиль не действуют, а саму центробежную силу мы уменьшили до безопасного предела, снизив скорость до входа в поворот.

     

     

     

     

     

     

    Задача 37

     

    Что следует сделать водителю, чтобы предотвратить возникновение заноса при проезде крутого поворота?

     

    1. Перед поворотом снизить скорость и выжать педаль сцепления, чтобы дать возможность автомобилю двигаться накатом на повороте.

     

    2. Перед поворотом снизить скорость, при необходимости включить пониженную передачу, а при проезде поворота не увеличивать резко скорость и не тормозить.

     

    3. Допускается любое из перечисленных действий.

     

     

     

    Необходимо понимать – для того чтобы создались условия для заноса автомобиля,

     

    вовсе не обязательно двигаться по криволинейному участку дороги.

     

    Занос автомобиля может произойти и на прямолинейном участке, и порой для этого достаточно просто тормознуть или, наоборот, резко нажать на педаль газа, или резко вывернуть рулевое колесо при объезде препятствия.

     

    Ответ очень простой – надо немедленно избавиться от причины, вызвавшей занос!

     

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_07.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_07.zadachi-gibdd

     

    При торможении автомобиль тащит вперёд одна единственная сила – сила инерции. И приложена эта сила к центру тяжести автомобиля.

     

    А сопротивляются силе инерции целых четыре силы, а именно, тормозящие усилия четырёх колёс автомобиля. При этом основная нагрузка ложится на тормозные механизмы передних колёс  (не зря передние тормозные колодки изнашиваются быстрее задних).

     

     

     

     

     

     

    Итак, при торможении задние колёса слабо прижаты к дороге и потому склонны к блокировке. Достаточно резко нажать на педаль тормоза, и вот они уже не катятся, а скользят, потеряв сцепление с дорожным покрытием. В этом случае практически всё торможение осуществляется только передними колёсами.

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_08.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_08.zadachi-gibdd

     

    А теперь представим, что левое переднее колесо тормозит эффективнее правого. Этому может быть множество причин – например, различное давление в шинах, или слева асфальт сухой, а справа влажный. Да порой достаточно, чтобы одно из колёс катилось по дорожной разметке, а другое по асфальту!

     

    В этом случае при торможении сразу же возникает момент сил, стремящихся развернуть автомобиль.

     

     

     

     

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_09.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_09.zadachi-gibdd

     

     

    В результате левая часть автомобиля начинает двигаться медленнее, чем правая. Происходит занос задней оси автомобиля или просто занос автомобиля.

     

    Если сейчас не прекратить торможение, дальнейшее движение будет напоминать движение камня, брошенного на лёд – камень крутится-вертится, но летит по прямой туда, куда его тащит сила инерции.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Первая естественная реакция неопытного водителя – давить на тормоз ещё сильнее. Как вы понимаете, это означает, что занос будет продолжаться.

     

    Изменить ситуации может обратное действие – убрать ногу с педали тормоза.

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_10.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_10.zadachi-gibdd

     

    Убрали ногу с педали тормоза, и сразу же исчез момент сил, разворачивавших автомобиль (колёса свободно катятся). Но сила инерции никуда не делась, она по-прежнему тащит автомобиль вперёд!

     

    Не беда, поворачиваем рулевое колесо в сторону заноса и выравниваем траекторию движения автомобиля.

     

    (Сравните этот рисунок с верхним. Видите, как на этом рисунке водитель повернул передние колёса в сторону заноса).

     

     

     

     

     

     

    Примечание. Как мы уже определились, занос автомобиля – это занос именно задней оси. Задние колеса стремятся сблизиться с передними. В этом случае, выравнивая автомобиль, водитель поворачивает рулевое колесо навстречу приближающимся задним колёсам.

     

    Это и принято называть «поворот рулевого колеса ».

     

    Задача 38

     

    Для предотвращения заноса, вызванного торможением, водитель в первую очередь должен:

     

    1. Прекратить начатое торможение.

     

    2. Выключить сцепление.

     

    3. Продолжить торможение, не изменяя усилия на педаль.

     

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_11.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_11.zadachi-gibdd

     

    При разгоне расклад сил прямо противоположный.

     

    Теперь сила инерции направлена назад, а вперёд автомобиль тянут ведущие колёса. И если ведущие колёса надёжно держат дорогу (не буксуют), то и автомобиль ведёт себя идеально, послушно выполняя все желания водителя.

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_12.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_12.zadachi-gibdd

     

     

    Однако нет никакой гарантии, что левые и правые колёса всегда держатся за дорогу абсолютно одинаково. Мы уже упоминали о возможной разнице давления в шинах, или, скажем, слева проезжая часть сухая, а справа влажная.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Поэтому занос можно получить не только при торможении, но и при ускорении.

     

    Достаточно резко нажать на педаль газа (особенно на скользком покрытии) и ведущие колёса начнут вращаться с пробуксовкой. А любое проскальзывание колёс – это потеря сцепления с дорогой.

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_13.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_13.zadachi-gibdd

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_14.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_14.zadachi-gibdd

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Так что во всех случаях рецепт один – ,

    то есть в данном случае – уменьшить нажатие на педаль управления подачей топлива.

     

     

    Задача 39

     

    Как водитель должен воздействовать на педаль управления подачей топлива при возникновении заноса, вызванного резким ускорением движения?

     

    1. Усилить нажатие на педаль.

     

    2. Не менять положения педали.

     

    3. Ослабить нажатие на педаль.

     

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_15.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_15.zadachi-gibdd

     

     

    Иногда водителям приходится резко вильнуть при объезде препятствия.

     

    Представим, что водитель, двигаясь со скоростью 60 км/ч, в последний момент решил объехать канализационный люк.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_16.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_16.zadachi-gibdd

     

    Но ведь резкий поворот направляющих колёс это тоже своеобразное торможение. В прямом направлении скорость автомобиля резко падает, и машина заметно приседает на передние колёса.

     

    А раз есть торможение, сразу же появляется сила инерции, при этом корпус автомобиля уже развёрнут – идеальные условия для заноса!

     

    Летом на сухом асфальте ничего страшного не случится, просто машину качнёт туда-сюда при объезде препятствия.

     

     

     

     

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_17.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_17.zadachi-gibdd

     

     

    Но зимой на скользкой дороге занос гарантирован. Более того – в следующее мгновение скользить будут все четыре колеса.

     

    Да и летом, если скорость под сотню, события будут развиваться точно так же.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Что делать?

     

    Да всё то же самое. Как только водитель почувствовал, что автомобиль уходит в занос, надо немедленно избавиться от причины, вызвавшей занос. И теперь уже бог с ним, с этим люком.

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_18.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_18.zadachi-gibdd

     

     

    Быстро (но плавно!) поворачиваем рулевое колесо в сторону заноса.

     

    Передние колёса «цепляют» дорогу (перестают скользить), управляемость автомобиля восстанавливается, и машина послушно возвращается на свою полосу.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Задача 40

     

    Что следует предпринять водителю для предотвращения опасных последствий заноса автомобиля при резком повороте рулевого колеса на скользкой дороге?

     

    1. Быстро, но плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса, затем опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения автомобиля.

     

    2. Выключить сцепление и повернуть рулевое колесо в сторону заноса.

     

    3. Нажать на педаль тормоза и воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения.

     

     

     

    Пришло время поговорить о различии в управлении автомобилем и

     

    И тот, и другой совершенно одинаково уходят в занос. Но вот выбираются из заноса по-разному. Связано это с тем, что задние колёса автомобиль, а передние – автомобиль.

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_19.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_19.zadachi-gibdd

     

     

    Представьте человека, который привязал к спинке санок палку и пытается ею толкать эти санки.

     

    Ведь они тут же начнут складываться влево или вправо. То есть по аналогии с автомобилем заднюю ось будет заносить толкающее усилие.

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_20.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_20.zadachi-gibdd

     

     

    Если же человек догадается привязать палку или просто веревку спереди и потянет санки, то они будут следовать за ним, как нитка за иголкой без всяких заносов.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Именно этим и отличается передний привод от заднего. Если задние колёса толкают массу, расположенную перед ними, то передние колёса тянут массу, расположенную после них.

     

    Именно поэтому, выходя из заноса на заднем приводе, мы плавно уменьшаем нажатие на педаль газа, пытаясь усмирить центробежную силу и восстановить управляемость автомобиля.

     

    И именно поэтому на переднем приводе, мы слегка увеличиваем нажатие на педаль газа, чтобы передние колёса вытащили нас из заноса.

     

     

     

    Итак, на повороте возник занос задней оси автомобиля (задние колёса скользят по дороге, и центробежная сила несёт их на обочину). И именно задние колёса у нас ведущие.

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_21.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_21.zadachi-gibdd

     

    Если сейчас добавить крутящий момент на ведущие колёса (то есть нажать на педаль газа) ситуация только усугубится – мало того, что задние колёса скользят, так теперь ещё и буксуют, и сцепление с дорогой потеряно окончательно.

     

    В то же время нельзя и нажимать на педаль тормоза или резко бросать газ – в этом случае к центробежной силе добавиться ещё и сила инерции, и это только усилит занос.

     

     

     

     

     

     

     

    Вспоминаем наш общий универсальный принцип – надо избавиться от причины, вызвавшей занос.

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_22.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_22.zadachi-gibdd

     

    А заносит нас центробежная сила. Ну, совсем-то от неё избавиться невозможно, но можно её уменьшить, если снизить скорость.

     

    Только снижать скорость нужно плавно, слегка уменьшая подачу топлива, одновременно поворачивая рулевое колесо в сторону заноса.

     

    После того как управляемость автомобиля восстановится, завершаем поворот.

     

     

     

     

    Задача 41

     

    Что следует предпринять, если на  повороте возник занос задней оси заднеприводного автомобиля?

     

    1. Увеличить подачу топлива, рулевым колесом стабилизировать движение.

     

    2. Притормозить и повернуть рулевое колесо в сторону заноса.

     

    3. Значительно уменьшить подачу топлива, не меняя положения рулевого колеса.

     

    4. Слегка уменьшить подачу топлива и повернуть рулевое колесо в сторону заноса.

     

     

     

     

    И опять на повороте возник занос задней оси автомобиля. Только на этот раз автомобиль переднеприводной.

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_23.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_23.zadachi-gibdd

     

     

    Как вы думаете, если сейчас повернуть рулевое колесо в сторону заноса и добавить крутящий момент на ведущие колёса, вытянут ли передние колёса нас из заноса?

     

     

     

     

     

     

     

    Только помните!

     

    Наращивать давление на педаль газа нужно слегка, очень плавно и очень осторожно, не допуская пробуксовки передних колёс. Как же они будут тянуть, если начнут буксовать?

     

    Задача 42

     

    На повороте возник занос задней оси переднеприводного автомобиля. Ваши действия?

     

    1. Уменьшите подачу топлива, рулевым колесом стабилизируете движение.

     

    2. Притормозите и повернёте рулевое колесо в сторону заноса.

     

    3. Слегка увеличите подачу топлива, корректирую направление движения рулевым колесом.

     

    4. Значительно  увеличите подачу топлива, не меняя положение рулевого колеса.

     

     

    Задача 43

     

    Устранение заноса задней оси путём увеличение скорости возможно:

     

    1. Только на переднеприводном автомобиле.

     

    2. Только на заднеприводном автомобиле.

     

    3. На любом автомобиле из перечисленных.

     

     

     

    Современные автомобили снабжены всевозможными устройствами, помогающими водителю избегать неприятностей на дороге.

     

    К числу таких умных устройств, прежде всего, относится антиблокировочная тормозная система.

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_24.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_24.zadachi-gibdd

     

     

    Однако следует знать, что антиблокировочная система очень хороша только на прямолинейных участках. При торможении она так умело перераспределяет тормозное усилие по колёсам автомобиля, что все четыре колеса всегда надёжно держатся за дорогу. А это, в свою очередь, исключает занос автомобиля.

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_25.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_25.zadachi-gibdd

     

     

    Но против бокового усилия, то есть против центробежной силы, возникающей на повороте, АБС бессильна.

     

    На сухом покрытии центробежная сила может попросту опрокинуть автомобиль.

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_26.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_26.zadachi-gibdd

     

     

    На скользком покрытии та же центробежная сила может легко занести заднюю ось автомобиля…

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_27.zadachi-gibdd

    Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_27.zadachi-gibdd

     

     

    … или даже полностью снести автомобиль с дороги. И тут никакая АБС не поможет.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Задача 44

     

     

    Исключает ли антиблокировочная тормозная система (АБС) возможность возникновения заноса или сноса при прохождении поворота?

     

    1. Полностью исключает возникновение только заноса.

     

    2. Полностью исключает возникновение только сноса.

     

    3. Не исключает возможность возникновения сноса или заноса.

     

     

    xn--80aaagl8ahknbd5b5e.xn--p1ai

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.