Меню Закрыть

Что такое ручник в машине – Стояночный тормоз: устройство и принцип работы

Содержание

Ножной стояночный тормоз и как им пользоваться

Стояночный тормоз является неотъемлемой частью всей тормозной системы автомобиля в целом. Одной из  задач, которую выполняет стояночный тормоз – это фиксация автомобиля или любого другого транспортного средства в непоколебимом состоянии относительно земли. Стояночный тормоз можно классифицировать на два вида.

Первый вид ручной стояночный тормоз, еще автомобилисты не редко называют его “ручник”. Рычаг ручного тормоза располагается рядом с водительским сиденьем. В зависимости от того с какой стороны располагается в автомобиле руль, ручной тормоз будет находиться либо справа, либо слева от водителя.

Второй вид ножной стояночный тормоз, его как вы наверняка догадались принято называть “ножник”. Чаще всего этот вид стояночного тормоза преобладает на автомобилях, у которых не механическая коробка передач, а автоматическая. В действие он приводится ножной педалью, которая располагается слева от сцепления или газа. Ножной стояночный тормоз состоит из нескольких важных элементов:

  • Рукоятка разблокировки

  • Трос, соединяющий рукоятку и педаль

  • Педаль стояночного тормоза

  • Трос тормоза

  • Стояночный тормоз

Во время плавного надавливания на педаль стояночного тормоза в действие приводится трос тормоза. После нажатия педаль становится не подвижной. Она надежна, зафиксирована храповиком, как и сам автомобиль благодаря натяжению тормозного троса.

Выключение ножного стояночного тормоза может быть либо ручным, либо при помощи той же педали тормоза. Чаще всего если выключение ручное, то на ручке разблокировки стояночного тормоза изображена пиктограмма кружочка со значком P внутри нее. Для большинства водителей, которые сталкиваются с этим впервые, подобное отключение кажется не привычным. Когда вы тянете рукоятку разблокировки ножного тормоза на себя, в этот момент происходит ослабление храповика и педель тормоза разблокируется. За счет демпфирующего эффекта педаль плавно отжимается в первоначальное положение. Трос тормоза, который только что был, натянут, как струна ослабевает, тем самым стояночный тормоз перестает быть активным, колеса освобождаются, и автомобиль может двигаться с места.

При помощи ножного тормоза, возможно, вписываться в повороты и выполнять различные трюки. Порой в той или иной ситуации двигаясь по трассе, возникает ощущение, что вылет с нее не минуем. В этом случае может помочь вписаться в поворот ножной тормоз. Для того что бы это сделать, во время поворота в момент когда передние колеса автомобиля повернуты, заблокируйте задние колеса при помощи ножного стояночного тормоза. Водителю крайне важно поймать именно тот миг, когда колеса машины повернуты на требуемый угол. Что бы это делать с легкостью и простотой необходимо время от времени практиковаться на открытых  безлюдных местах или записаться на курсы контр аварийной подготовки. После того как маневр успешно завершен разблокровать “ножник”. Если момент разблокировки прозевать, то высока вероятность того что машину закрутит. Поэтому  полезно тренироваться ногой блокируем тормоз, а рукояткой  разблокируем. Во время таких маневров не стоит резко вертеть рулем и давить сильно на газ, делайте все плавно и аккуратно. А вообще, что бы избежать подобных ситуаций, не превышайте скоростной режим.

signsign.ru

Как это работает: Электронный ручник

Что такое электрический стояночный тормоз в автомобиле?

 

Электронные ручники (EPB) в автомобилях начали появляться с начала 2000-х годов. В принципе электрический стояночный ручной тормоз был не нужен потребителям, так как всех устраивал классический ручник. Зачем же автомобильные компании начали применять новую технологию электронного ручника? На самом деле для этого были веские причины в автопромышленности. Давайте узнаем, что такое электрический (электронный) стояночный ручной тормоз, как он работает и зачем он пришел в современный автомобильный мир?

 

Что дает автопроизводителям электронный ручник? Во-первых, с помощью электронной системы ручника автомобильным компаниям нет необходимости в размещение в салоне автомобилей громоздкого и неудобного рычага стояночного тормоза.

 

Кроме того, также благодаря электронному ручному тормозу производители избавились от кабельно-тросового механизма, который соединял ручник в салоне с тормозными суппортами или цилиндрами (в зависимости от марки и модели), расположенные на задних колесах.

 

Где в автомобиле расположена кнопка или переключатель электронного ручного тормоза (ручника)?

 

Вместо огромной ручки стояночного тормоза в современных автомобилях, как правило, теперь устанавливают миниатюрный переключатель или кнопку. Это позволило освободить место в пространстве между сиденьями на центральной консоли.

 

Получив дополнительное пространство на центральной консоли между передними сиденьями, автопроизводители получили больше пространства для дополнительных важных удобств, таких как держатели стаканов (подстаканники), пепельниц, кнопок или колес управления информационно-развлекательной системой (в некоторых моделях в этом месте появился полноценный тачпад, которым стало возможно управлять функциями автомобиля, как смартфоном). 

 

Теоретически переключатель или кнопка электронного ручника может быть установлена в любом месте салона. Но чаще всего управление электронным стояночным тормозом располагается на центральной консоли между сиденьем водителя и пассажира. Это место оказалось оптимальным для легкой досягаемости водителя. 

 

Правда стоит отметить, что в наши дни такие компании, как Мерседес и Порше, плывут против течения и размещают кнопки управления электрическим ручником совершенно в других местах. Чаще всего слева от рулевой колонки под приборной панелью. Кнопка, как правило, обозначается литерой «Р».

Но, несмотря на ее необычное месторасположение, электронным ручником легко управлять. Но это позволило компаниям Мерседес и Порше сэкономить ещё пространство между сиденьями спереди, оснастив центральную консоль дополнительными кнопками для других функций, отвечающие за уровень комфорта и удобства в автомобиле. 

 

Как работает электронный ручник?

 

 

Электронный ручник (EPB) работает с помощью специального отдельного электронного блока управления сточным тормозом. В некоторых автомобилях, в зависимости от производителя, электрический стояночный тормоз работает, как часть функции системы контроля устойчивости. 

 

Так что электронный ручник активирует электрическую систему гидравлики задней тормозной системы, в отличие от классического ручного тормоза, который использует гидравлически-механическую систему. То есть в современном автомобиле, оснащенного электронным ручником, задние тормоза активируются с помощью электричества. 

 

В зависимости от типа, модели и марки автомобиля, водитель, для того чтобы поставить автомобиль на электронный ручник, просто смещает переключатель или нажимает просто на соответствующую кнопку в салоне машины. 

 

Далее кнопка или переключатель посылает сигнал блоку управления ручным тормозом, который в свою очередь передает сигнал на задние колеса, для включения гидравлически-электрических суппортов. В итоге автомобиль с помощью простого нажатия кнопки устанавливается на ручник. 

Чтобы выключить электронный стояночный ручной тормоз, водитель передвигает переключатель в обратное положение или снова нажимает кнопку электронного ручника («Р») на панели, и тормозная система машины отжимает задние тормозные суппорты. 

 

Преимущества электронного стояночного тормоза

 

Как мы уже упомянули выше, эта система ручного тормоза освобождает пространство внутри автомобиля. Но это не все. Например, технология электрического ручника имеет некоторые и другие преимущества. 

 

Так благодаря электронному управлению ручника, позволило автопроизводителям автоматизировать процесс функции связанные с ручным стояночным тормозом. Так в некоторых автомобилях электроника может автоматически устанавливать и снимать транспортное средство с ручника. 

 

Например, во многих современных транспортных средствах с электронным ручником стало возможным, при нажатии на педаль газа, автоматически снимать машину с ручного стояночного тормоза. Правда, как правило, для этого двери машины должны быть закрыты, водитель должен быть пристегнут ремнями безопасности, а положение коробки передач, должно быть установлено в режим «Драйв». Согласитесь очень удобная функция. Но без электронного ручника реализовать что-то подобное ранее было тяжело. 

 

С другой стороны электронный ручник позволил автомобильным компаниям предусмотреть функцию, которая позволяет автоматически включать ручник, как только, например, откроется дверь автомобиля, ремень безопасности будет отстегнут, а коробка передач будет переведена на режим «Паркинг» или на нейтральное положение.

 

Правда, подобную опцию предлагают не все автопроизводители. Обычно подобной функцией оснащаются премиальные автомобили. Согласитесь актуальная опция, особенно для тех, кто забывает ставить машину на ручник.

 

Смотрите также: 8 Особенностей автомобилей, которые скоро устареют

 

Электронный ручной парковочный тормоз может также использоваться для ряда других функций. Например, таких, как система Hill Start Assist. Эта система автоматически включает задние тормоза, когда транспортное средство останавливается на наклонной поверхности и удерживает машину, предотвращая ее от скатывания, в тот момент, когда водитель перемещает ногу с тормоза на педаль газа. 

 

Безопасность при использовании электронного ручника

 

В некоторых транспортных средствах электронный ручник может также использоваться в качестве аварийного тормоза. Так нажав и удерживая кнопку или переключатель, автомобиль начинает аварийную остановку. Правда, к сожалению, эта функция доступна не во всех автомобилях.

 

Правда, при использовании современного электронного ручника нужно соблюдать некоторые меры предосторожности. Особенно это касается технического обслуживания автомобиля. Например, перед какими-либо техническими работами электроника автомобиля должна быть переведена в сервисный режим, чтобы электрический стояночный тормоз не смог автоматически включиться во время проведения ремонта или обслуживания машины.

 

Особенно это касается работ связанных с подвеской или тормозной системой. В противном случае, если не отключить электронный ручник, то это не только может повредить некоторые части машины, но и может привести к травме человека, который проводит работы с автомобилем. 

 

В целом электронный стояночный тормоз простая и умная система. К тому же она не нуждается в периодической регулировке, поскольку между кнопкой (или переключателем) и задней тормозной системой нет механической связи с помощью троса, который со временем растягивается. 

Также электронный ручник избавил нас от архаичного дерганья ручки стояночного тормоза, чтобы установить машину на ручник. 

 

Села батарейка в ключе автомобиля: Как открыть дверь и запустить двигатель

 

Так что, несмотря на то, что в принципе владельцев раньше вполне устраивал классический ручной тормоз, появление электронного стояночного тормоза позволило автопроизводителем существенно повысить уровень комфорта в современных автомобилях, а также значительно увеличить безопасность тормозной системы.

 

www.1gai.ru

Стояночный тормоз: устройство и принцип работы

Тормозная система автомобиля – это система, предназначением которой является активная безопасность движения, ее увеличение. И чем она совершенней и надежней, тем безопаснее становится эксплуатация автомобиля.

Что такое «ручник»

Существенной частью автомобиля и тормозной системы является стояночный тормоз, в простонародье — ручник. Он применяется при постановке авто на стоянку и при его движении. Невозможно представить безопасность использования автомобиля без этого механизма.

Инструктор каждой автошколы изначально объяснит основные принципы его работы, всю важность применения стояночного тормоза. В любое время с авто может случиться что-то непредвиденное по простой невнимательности водителя, поэтому пренебрегать им нельзя.

Виды и все особенности этого механизма

Использовать его или не использовать? Об этом позже, сначала стоит выяснить, зачем он необходим. Большинство начинающих автомобилистов не придают должного значения ручному тормозу. Но как только наступит время сдачи экзамена по вождению, все поменяется. Волнение берет верх, и многие ученики забывают снять автомобиль с ручного тормоза. А когда машина стоит на ручнике, ехать она будет через силу. Или противоположный случай, когда машина не на ручнике и стоит под уклоном, при начале движения она обязательно покатится. Пересдача экзамена гарантирована.

Есть и другие, более неприятные варианты. Если машина стоит без водителя на наклонной плоскости и при этом не поставлена на ручник, она может покатиться. Каковы последствия такого самоката, лучше не думать. Становится ясно, за какое действие отвечает ручной тормоз — он блокирует колеса.

Снять блок с колес можно только, если отключить систему ручного тормоза. Такое влияние ручного тормоза на колеса авто связано с особенностями этого механизма.

Устройство механизма

  1. Механизм рабочего предназначения является ответственным за регулирование скорости авто, ее снижение и полную остановку. Применяется при движении на любой скорости. Эта система начинает функционировать при воздействии на педаль тормоза. В системе образуется давление. Усилитель вакуумного типа усиливает его, и через тормозные шланги оно воздействует на колодки – неподвижные части тормозного механизма. Колодки приходят в движение. Они зажимают тормозной диск или зажимают стенки барабана – это зависит от типа тормозов. Начинается процесс торможения. Чтобы остановить этот процесс, надо просто прекратить жать на педаль тормоза. Это самый востребованный механизм, так как он применим все время движения. Является одним из самых эффективных.
  2. Запасная, тормозная система применяется при неисправности рабочей системы. Она бывает в виде автономной системы. Ее функции выполняет часть исправной рабочей системы.
  3. Вспомогательная система используется на автомобилях с повышенной массой — грузовых, тяжеловозах. Применяется гружеными машинами на затяжных спусках. Часто бывает, что на автомобилях роль вспомогательной системы выполняет двигатель.
  4. Тормоз стояночного типа — это механизм, предназначенный для удержания машины на одном месте в тех случаях, когда она находится под уклоном, блокирует возможность ее непроизвольного скатывания. Также его применяют, двигаясь на спусках с большим градусом наклона. Часто приходится применять этот вид тормоза на участках с заторами. Его используют в случаях, требующих экстренного торможения. Также его можно использовать для выполнения сложных и резких маневров. Он может быть двух видов по способу включения: педальный и рычажный (ручной). Педальный вид включения тормоза встречается не часто.

Какой тип системы приводит в движение тормозной механизм

Есть три вида такого тормозного привода: механический, гидравлический и электрический. Чтобы поставить автомобиль на ручник, надо по максимуму, до щелчка, поднять вверх рычаг тормоза. Сам рычаг имеет храповое колесо, которое фиксирует его в рабочем положении. Таким образом натягиваются тросы, которые связывают рычаг с тормозным механизмом, расположенным на задних колесах.

Этот механизм имеет три, два или всего один трос стояночного тормоза. В системе механизма есть уравнитель — это деталь, которая связывает центральный и боковой тросы. В итоге усилие равномерно распределяется между задними колесами.

Основные детали тормозного механизма с тросами соединяются регулируемыми наконечниками. При передаче усилия на рычаги тросы разводят тормозные колодки, прижимают их к барабанам тормозной системы, и происходит процесс торможения. Чтобы отключить блокировку колес, надо зажать кнопку, имеющуюся на рычаге, и опустить его вниз. Существуют две системы тормозных механизмов: барабанная и дисковая. Раньше использовалась барабанная система, но с появлением дисковой она стала отходить на второй план. Сейчас барабанную тормозную систему применяют в основном на грузовых машинах и автобусах.

Дисковая тормозная система

Дисковая тормозная система отлично работает при больших скоростях. Строение дисковой системы тормозов: ротор, прикрепленный к ступице, тормозной суппорт, у которого есть поршень и две колодки. Именно между этими колодками расположен тормозной диск.

Ручной тормоз — это простое, но надежное устройство сегодня устанавливается практически во всех автомобилях.

Гидравлическая тормозная система

Гидравлическая тормозная система обеспечивает не только надежное торможение автомобиля, но и повышает ее маневренность и проходимость. Достигается это за счет того, что гидравлический кран, находясь в центральном положении, соединяет тормозной цилиндр абсолютно со всеми рабочими цилиндрами.

В левом положении он соединяет главный тормозной цилиндр исключительно с рабочими цилиндрами ведущих колес левого борта. В правом положении кран соединяет главный цилиндр исключительно с рабочими тормозными цилиндрами правого борта. Эта особенность гидравлической системы обеспечивает автомобилю высокую маневренность, а также значительно повышает ее проходимость. Гидравлическая тормозная система состоит из таких деталей: тормозного цилиндра, расширительного бачка, регулятора давления в системе и двух тормозных контуров, для задних и передних колес.

Возникающее в системе давление передается на цилиндры. Они, в свою очередь, прижимают колодки стояночного тормоза к тормозным дискам, в результате чего автомобиль останавливается.

Гидравлическая система сегодня широко применяется при создании легковых автомобилей. При желании можно заменить классический механизм ручного тормоза на гидравлический. Кран ручного тормоза также будет блокировать задние колеса авто, но обслуживать такую систему намного проще. Уже нет необходимости подтягивать ручной тормоз. Явным преимуществом является то, что отсутствует уравнитель для правого и левого колеса. Гидравлика выравнивает давление во всех точках тормозного контура. Замену можно сделать как самостоятельно, так и обратившись в сервис.

Недостатки гидравлической системы

Но гидравлическая система имеет недостаток: данная конструкция теряет свою надежность. Если автомобиль потеряет жидкость, остановить его не получится, в то время как механический ручник работает самостоятельно, и потеря жидкости ему не страшна. Электрический ручной тормоз отличается от всех остальных его видов. Это автономный прибор, управление которым осуществляет бортовой компьютер. Состоит из электродвигателя, ременной передачи, редуктора, винтового привода.

Здесь ручник установлен на суппорт задних колес и после подачи сигнала электродвигатель активизирует винтовой привод, который состоит из планетарного редуктора с электродвигателем. Он начинает снижать обороты электродвигателя, и колодки прижимаются к тормозным дискам.

Рекомендуется время от времени проверять исправность и регулировать тормоз. Рассмотрим самостоятельную регулировку стояночного тормоза на примере нескольких автомобилей. Сначала посмотрим на тормоз ВАЗа, а потом на Mazda.

Ручной тормоз на автомобиле ВАЗ 2110

Во-первых, проводить такую регулировку стоит каждые 30 000 км пробега. И когда автомобиль самовольно движется после постановки его на ручной тормоз. Чтобы самостоятельно отрегулировать ручной тормоз автомобиля ВАЗ, достаточно будет эстакады. Из инструментов – пассатижи и несколько ключей на «13».

Стояночный тормоз ВАЗа требуется полностью опустить. Одним ключом ослабляется контргайка, в то же время с помощью второго ключа регулировочную гайку обязательно удерживать. Закручивать регулировочную гайку надо, пока трос привода ручника не будет натянут. Важно знать, что закручивая регулировочную гайку, пассатижами надо придержать шток. Полный ход рычага должен составлять от двух до четырех щелчков.

Далее контргайку уравнителя затянуть. Опустить рычаг тормоза и вручную провернуть вращение задних колес. Оно должно быть равномерным без заедания механизма. Регулировка завершена.

Стояночный тормоз Mazda 6

Хоть автомобиль Mazda японского производства, но технология тормоза практически такая же. Чтобы отрегулировать или заменить стояночный тормоз «Мазды 6», задняя часть авто должна быть приподнята. Блок с подстаканниками необходимо отсоединить. Рычаг стояночного тормоза должен находиться в опущенном положении.

Регулировочную гайку необходимо полностью ослабить. Заранее подготовленный пластиковый щуп толщиной около 1 миллиметра вставить между разжимными рычагами. Гайку регулировать, пока один из разжимных рычагов не станет перемещаться. Тогда надо вытащить щуп и проверять легкость вращения колес до тех пор, пока один из разжимных рычагов не станет перемещаться. Тогда надо вытащить щуп и проверить легкость вращения колес.

Исправным считается стояночный тормоз автомобиля «Мазда», если для его фиксации необходимо от трех до шести щелчков.

Советы по использованию ручного тормоза

Не рекомендуется оставлять автомобиль на ручном тормозе длительный период времени, особенно если он стоит на улице. Излишняя влага может вызвать коррозию, что приведет к «прилипанию» тормозных дисков к колесам. Подобная ситуация может произойти зимой, диски примерзнут к дискам колес. Движение автомобиля на некоторое станет невозможным. Также, начиная движение, не забывайте снимать автомобиль с ручного тормоза, езда при поднятом ручнике может привести к поломкам.

fb.ru

Регулировка стояночного тормоза – четкая работа каждой мелочи

Достаточно распространенным вопросом среди автолюбителей является регулировка стояночного тормоза или же, как его еще называют, ручника, так как это устройство достаточно нужное для того, чтобы удерживать авто на месте на протяжении длительного времени, например на парковках, площадках с уклоном и так далее. В принципе, оно дублирует гидравлическую систему, поэтому также считается аварийной системой торможения. Его работоспособность важна, поэтому разберемся в настройке без помощи автомеханика.

Как организовано устройство стояночного тормоза?

Мы упомянули только самые общие ситуации применения ручника, но есть еще и более экзотичные. Например, он применяется еще и в движении, при резких поворотах, так как, в основном, он воздействует на задние колеса, но это только в спортивных авто и исключительно в рамках соревнований. Также, если на дороге с уклоном образовалась пробка, то удобней всего трогаться с ручника, чтобы не наехать на ожидающего сзади соседа.

Устройство стояночного тормоза достаточно незамысловатое: за счет механического привода обеспечивается передача усилия к блокировочному механизму. Происходит это посредством взаимодействия человека с рычагом, ножной педалью или же тягой. В основном, усилие от рычага к механизму передается за счет тросов. Бывают разные конструкции с применением одного, двух, но чаще всего трех тросов. Трос стояночного тормоза соединен с другими элементами системы с помощью регулируемых наконечников.

Принцип работы: механический ручник и электронный стояночный тормоз

Как видно, строение не сложное, поэтому разберемся теперь, как же работает ручник, когда мы приводим его в движение. Водитель, поднимая рукоятку, увлекает трос и вместе с ним коромысло, за счет которого уравнивается натяжение тросов, и натягивает рычаги блокировочных устройств задних колес, которые, в свою очередь, раздвигают колодки стояночного тормоза в разные стороны. Так блокируются задние колеса и не дают нам сдвинуться с места.

В некоторых современных авто установлен электромеханический стояночный тормоз на дисковых тормозах, где применяется электрический привод. Это устройство, в котором происходит непосредственное взаимодействие дискового блокировочного механизма с электродвигателем. Нажав кнопку, включаем электромоторы, активирующие блокировку колес (скорость менее 10 км/ч), если скорость больше, тогда авто плавно притормаживает, а после остановки колеса блокируются.

Электрический стояночный тормоз воздействует на ходовую часть самостоятельно, чем значительно упрощает движение в гору, а снятие с ручника происходит автоматически.

Когда нужна регулировка стояночного тормоза?

Определить то, что следует отрегулировать ход ручника, можно следующим образом: съезжая с небольшого склона, нужно медленно поднимать рычаг, авто должно притормаживать после того, как рычаг поднялся на треть. На двух третях машина должна полностью остановиться, если этого не произошло, то необходима его регулировка либо замена тросов и колодок стояночного тормоза.

Кроме того, если пользоваться таким ручным тормозом редко, то возможно закисание троса, поэтому не желательно игнорировать возникшую ситуацию. Специалисты рекомендуют производить регулировку раз в год. Если в вашем авто электрический ручник, тогда в случае какой-либо неисправности на бортовом компьютере сразу же загорится желтая перечеркнутая буква «Р», а также восклицательный знак.

Как подтянуть стояночный тормоз – советы для самостоятельных

Вот вы заметили неполадки в работе ручника, и задаетесь вопросом, как отрегулировать стояночный тормоз. Именно за этим мы и затеяли составление данной статьи. Сделать это достаточно просто, но перед этим следует проверить состояние тросов. Для этого необходимо нажать на трос, и если он не будет двигаться в оболочке, значит, следует его заменить, так как он закис.

Регулировка происходит следующим образом. Сначала ручка стояночного тормоза опускается вниз до упора. Придерживая ключом гайку регулировки, надо ослабить контргайку натяжного устройства. За счет регулировочной гайки нужно натянуть трос. Теперь нужно сделать проверку рабочего хода рычага, он должен колебаться в пределах 2-4 щелчков. Если так и есть, то пора затянуть контргайку уравнителя, придерживая гайку регулировки. Вот и все, снимите авто с ручника и проверьте ход задних колес, они должны вращаться равномерно, без заеданий и трений.

Если вы при настройке заметили какие-то повреждения в элементах конструкции ручника и прилагающейся к нему системе, то потребуется ремонт. Для этого продается специальный набор вам в помощь. В такой ремкомплект стояночного тормоза входит:

  • верхняя пружина;
  • верхний кронштейн;
  • 2 колодки тормозные стояночного тормоза;
  • 2 пружины под колодки;
  • 2 чашечки для пружин;
  • регулировочный болт.

carnovato.ru

Стояночный тормоз

Стояночный тормоз, ручной тормоз, ручник — все это об одном и том же устройстве, которое присутствует во всех без исключения автомобилях. Свое название — «стояночный», он получил потому, что именно его принято использовать именно во время стоянки, а «ручной» — потому что  чаще всего он приводится в действие не педалью, а рычагом, расположенным в салоне автомобиля.

Назначение ручника — удержание автомобиля длительное время на стоянке с уклоном. Но зачастую его используют и во время движения — так, наверное, многие водители помнят одно из наиболее трудных заданий при сдаче экзамена на площадке — «эстакада» — когда необходимо тронуться на подъеме. В такой ситуации ручной тормоз — весьма полезная вещь: его использование предотвращает откатывание автомобиля назад.

На заднеприводных автомобилях стояночный тормоз поможет совершить резкий поворот. Особенно популярна эта тактика «управляемого заноса» в дрифт- и раллийных гоночных сериях.

Есть у ручника и третья функция — он служит и запасной аварийной системой: в экстренной ситуации при помощи стояночного тормоза можно добиться быстрой и полной остановки автомобиля.

Устройство и принципы работы

Ручник имеет тормозной привод и тормозные механизмы — в общем, как и любая тормозная система.  При этом конструкцией стояночного тормоза предусмотрено использование тормозных механизмов задних колес.

Тормозной привод выполняет функцию передачи тормозной силы от водителя к механизму: автомобилист поднимает или опускает рычаг, в некоторых случаях нажимает на педаль.  Рычаг, как правило, находится справа от водителького кресла. Он имеет храповый механизм, который и отвечает за то, чтобы тормоза находились в рабочем положении. В рычаг интегрирована система выключения или включения лампы стояночного тормоза. Проще говоря, поднимаешь рычаг — на панели приборов загорается световое предупреждение об активации стояночного тормоза.

Далее усилие передается к тормозному механизму посредством одного или нескольких тросов. Чаще всего используется три троса: передний (или центральный) — соединен непосредственно с ручником, и два задних – соединяются уже с самим тормозным механизмом. При помощи устройства, которое называется «уравнитель» или «коромысло» передний и задние тросы ручника соединяются, а усилие передается равномерно.

Механизм стояночного тормоза имеет еще ряд деталей. Это, например, регулируемые и нерегулируемые наконечники, которые соединяют тросы с тормозными элементами. На регулируемых наконечниках тросов имеются гайки, с помощью которых можно изменить длину привода.

Когда водитель опускает ручник, система возвращается в исходное положение, благодаря возвратной пружине. Она может иметь разное расположение — на переднем тросе, уравнителе или прямо на тормозном механизме.

Но все это — о дисковых стояночных тормозах. Но существуют и барабанные. В этом случае торможение происходит за счет отдельного рычага, который одним концом соединен с задним тросом, а другим — с тормозной колодкой. Трос перемещает рычаг,  который толкает ведущую тормозную колодку, а вместе с ней и ведомую колодку к тормозному барабану: при этом возникает блокировка колес.

Стояночный тормоз может управляться не только при помощи рычага, но и нажатием на педаль, которая находится рядом с педалью тормоза на автомобилях с АКПП. С нажатием педали стояночный тормоз активизируется, а при повторном нажатии  происходит процесс расторможения.

Существуют и другие варианты расположения стояночного тормоза -например, на отечественных автомобилях «Волга» рычаг располагался не рядом с водительским сидением, а ввозле рулевой колонки.

На некоторых автомобилях — например, на грузовиках и некоторых внедорожниках, стояночный тормоз действует не на колеса, а на трансмиссию. От этого он и получил название «трансмиссионный» или «центральный» тормоз. В таких автомобилях детали тормоза расположены на раздаточной коробке или КП, и взаимодействуют с карданным валом.

Современные автомобили все чаще оборудуют электронным приводом стояночного тормоза — он называется электромеханический стояночный тормоз. В такой системе имеет место электромотор, который и взаимодействует c дисковыми тормозами.

Вопросы эксплуатации

Стоит отметить, что ручной тормоз требует постоянного использования, иначе он приходит в негодность. Это происходит потому, что тросы могут закиснуть и тормозная система перестанет функционировать. Однако также вредно и оставить автомобиль на долгое время на стояночном тормозе — так колодки могут приржаветь к барабану.

При этом водители, чьи автомобили оборудованы автоматической коробкой передач зачастую вообще не используют ручник — достаточно просто перевести рычаг АКПП в нужное положение (обычно он называется «сектор P» — от английского слова >) и автомобиль останется недвижим на уклоне, так как валы коробки передач будут заблокированы.

blamper.ru

Стояночный тормоз — это… Что такое Стояночный тормоз?

Рычаг ручного тормоза в автомобиле Saab 9-5

Стояночный тормоз (Ручной тормоз, ручник) — система, предназначенная для удержания транспортного средства в неподвижном относительно опорной поверхности состоянии.[1]

Ручной тормоз предназначен для затормаживания автомобиля на стоянках и удержания его на уклонах.[2]

Использование

Сигнальная лампочка тормозной системы. Включена лампочка, сигнализирующая, что поднят ручник.

Инструкторы в автошколах учат парковаться заносом, включив первую передачу, вывернув руль и затянув ручник.[3]

В большинстве автомобилей, чтобы привести в действие ручной тормоз, используется специальный трос.[4]

Чтобы затормозить автомобиль, водитель натягивает рукоятку ручного тормоза на себя. Для оттормаживания колес автомобиля водитель должен немного потянуть на себя рукоятку ручного тормоза, повернуть и поставить ее в исходное положение.[5]

Принцип действия

Ручной тормоз легкового автомобиля

Стояночный (ручной) тормоз имеет механический тросовый привод на колодки задних тормозов. Рычаг стояночного тормоза соединяется тросом с задними тормозными механизмами, в которых находится устройство, приводящее в действие штатные колодки.[6]

Водитель натягивает рукоятку, увлекая вместе с ней проложенный в оболочке трос и коромысло. Коромысло уравнивает натяжение тросов и через них натягивает рычаги в тормозных устройствах правого и левого колес, которые, опираясь на планки, раздвигают тормозные колодки в разные стороны.[5]

На большей части автомобилей, особенно на внедорожниках, ручник действует не на колеса, а на трансмиссию.[3]. Например ручной тормоз автомобилей ГАЗ-51 А, ГАЗ-63 А, М-21 и М-13 действует на карданный вал и именуется еще центральным тормозом.[7]

Проверка исправности

Для проверки стояночного тормоза можно затянуть его до отказа, включить первую передачу и плавно отпускать сцепление. При исправном стояночном тормозе двигатель должен глохнуть вплоть до полной остановки. Если автомобиль медленно движется, что-то не в порядке.[8]

Замещающие механизмы

При выключенном зажигании удержание автомобиля на поверхности может быть осуществленно включением пониженной передачи. Однако при значительном уклоне эта мера не сможет гарантировать нескатывание машины.

Ситуации применения

  • Трогание на подъёме
  • Парковка на площадке с уклоном
  • Кратковременный выход из машины (туалет, магазин и т. п.)[3]
  • Длительное использование основного тормоза (пробка, светофор и т. п.)[3]
  • Отказ педали тормоза. В случае аварийной ситуации нужно тормозить резким и сильным вытягиванием рукоятки тормоза, не допуская длительного пробуксовывания колодок тормоза о барабан, так как при этом накладки и весь тормоз перегреваются и уменьшается максимальный тормозной момент.[2]
  • Для вхождении в управляемый занос.

См. также

Тормозная система

Примечания

dic.academic.ru

Ручной (стояночный ) тормоз.

Главная > РЕМОНТ и обслуживание > Тормоза > Ручной (стояночный ) тормоз.

Для чего существует ручной (стояночный) тормоз.

Точно не для того чтобы на нем ездить, или тормозить при отказе рабочей тормозной системы.

Про стояночный тормоз вспоминают в основном при прохождении ТО, чтобы получить талон, в остальных случаях он не требуется. Тех, кто пользуется ручником, обычно эти проблемы не касаются. В результате этого возникает несколько проблем:

  • Закисают троса ручника. Ставишь машину на ручник, снимаешь с него, а задние колеса не вращаются. После недолгой поездки по асфальту, они начинают вращаться, но все равно не так ка надо. Через некоторое время, когда барабаны сотрут колодки, все приходит в норму, до очередного использования ручного тормоза.

  • Ручной тормоз вообще не работает. Это происходит когда обрывается один из тросов. Одно колесо может притормаживать, но толку от этого никакого, его можно прокрутить руками. Это опять происходит от того что трос закис и сгнил, а усилие при использовании ручника его порвало.

  • Слишком высоко приходится поднимать рычаг ручного тормоза. Это происходит от того что износились задние колодки, и зазор между колодкой и барабаном больше нормы. Или слишком сильно вытянуты троса ручника. Для начала регулируются зазоры в задних тормозах, и если это не поможет, то подтянуть трос ручного тормоза. Это можно сделать в салоне автомобиля, около самого рычага.

  • Неравномерное усилие на колесах. Это тоже от неправильного зазора в колодках. Лечится регулировкой.

Все эти проблемы возникают от того, что не пользуются ручным тормозом. Не надо оставлять машину на ночную стоянку на ручнике, от этого вытягиваются троса, а зимой колодки могут примерзнуть к барабану. Надо один раз в день пользоваться ручником, а если машина не каждый день ездить, то пользоваться при каждой поездке. И тогда проблемы обойдут вас стороной.

Как подводить задние колодки не испачкав руки

Это касается машин у которых задние тормозные барабаны.
1. Заводим двигатель, нажимаем педаль тормоза до упора.
2. Поднимаем рычаг стояночного тормоза до упора.
3. Отпускаем педаль тормоза.
4. Опускаем рычаг стояночного тормоза.
И так делаем достаточно долго, раз 15-20, а может и больше. В конечном итоге зазор в колодках станет нормальным и тормоза будут хорошими. Если не хочется долго топтать педали, то для начала в тормозном механизме устанавливается минимальный зазор, и выполняется процедура описанная чуть выше. 

При замене задних барабанных колодок следует обратить внимание на сами колодки. C виду обычные одинаковые колодки, ничего особенного, но есть одна маленькая разница, фрикционный материал наклеен по разному. От этого зависит, какая колодка будет стоять впереди, а какая сзади. Если их поставить на оборот, в принципе ничего страшного, все будет работать, но изнашиваться они будут по другому. При снятии барабана, желательно сразу запомнить как они стоят, и не ошибиться при обратной сборке.

www.electrovovik.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о