Меню Закрыть

Что такое агм аккумулятор – что это такое, плюсы и минусы технологии

Содержание

что это такое? плюсы и минусы этой технологии, характеристики и срок службы

Каждый автовладелец старается подобрать для своей машины надежный и простой в обслуживании аккумулятор. На сегодняшний день на рынке представлены устройства на любой вкус, однако, многие продолжают рассматривать только традиционные модели АКБ, в то время как, возможно, стоит взять на вооружение новые технологии.

Многие современные автомобили иностранных производителей оснащены АКБ с маркировкой AGM, что расшифровывается как Absorbent Glass Mat – абсорбирующие стеклянные маты. Этот вид устройств в последнее время начинает завоевывать рынок и встречается на прилавках магазинов автозапчастей все чаще.

Некоторые автолюбители ошибочно относят эти АКБ к классическим свинцово-кислотным аккумуляторам, или же к батареям с технологией GEL. Однако, эти устройства произведены по совсем другому принципу, они имеют свои конструкционные и эксплуатационные особенности, и в сравнении с другими видами батарей, обладают как плюсами, так и некоторыми минусами.

Что это такое?

Технологи изготовления свинцово-кислотных аккумуляторов AGM была разработана инженерами Gates Rubber Company в начале 1970х годов. Ключевая особенность этих батарей в том, что они содержат в себе не жидкий, не гелевый электролит, как в классических или гелевых устройствах, а абсорбированный. Такая конструкция придает ряд новых свойств этому устройству.

Обычно такой вид АКБ используется в наши дни в автомобилях премиум-класса, для авто с высокой степенью энергопотребления и для машин, оснащенных системой start-stop. Также этот вид устройств нашел применение там, где требуется глубокий разряд, например, на морском транспорте и в источниках бесперебойного питания. Батареями AGM комплектуются истребители F-18 и бомбардировщики B-52 с 1985 года и по наши дни.

В классической модели свинцово-кислотной АКБ корпус разделен на отсеки микропористыми пластинами-сепараторами из пластика. В эти отсеки залит раствор серной кислоты – электролит, а в него погружены положительные и отрицательные пластины. Между этими пластинами с разными полюсами заряда протекает электрический ток.

В отличие от классической технологии производства свинцово-кислотных аккумуляторов, AGM использует пористый наполнитель из стекловолокна, пропитанный жидким электролитом. Распределение жидкости в наполнителе осуществляется таким образом, что происходит постоянная рекомбинация газа в системе.

Благодаря такому подходу, корпус устройства можно сохранить полностью герметичным, исключив утечку едкой жидкости во время эксплуатации.

Конфигурация батарей AGM бывает спиральная или плоская. Устройства со спиральной конструкцией изготавливают по большей части на территории Северной Америки, а плоскую – в Северной Америке и в Европе.

У спиральных элементов площадь поверхностного контакта обширнее, поэтому они могут быстрее заряжаться и кратковременно выдавать более высокие токи. С другой стороны, по сравнению с плоскими элементами, у спиральных блоков удельная емкость батареи меньше. В наши дни плоские блоки более широко используются.

Спиральные же элементы запатентованы компанией Johnson Controls и не могут применяться без ее согласия, в отличие от плоских моделей.

Внимание! Для стационарного заряда батарей AGM желательно использовать специальное зарядное устройство с фиксацией выходного напряжения.

Из батарей со сроком службы в 5-12 лет, батареи с технологией AGM – самые дешевые. Такая батарея способна выдерживать до 200 циклов стопроцентного разряда. Только эти устройства можно эксплуатировать в любом положении, например на боку.

Преимущества и недостатки технологии

Многие автолюбители путают AGM аккумуляторы с гелевыми, это ошибочно. Две эти технологии принципиально различаются как по своей конструкции, так и по области применения.

Герметизированные батареи с абсорбированным сепараторами электролитом содержат кислоту не в гелевой, как в батареях, построенных по GEL технологии, а в жидкой форме.

Однако их принципиальное отличие от жидконаполненных АКБ состоит в том, что теперь жидкий электролит содержится в порах специальных сепараторов из тонкого стекловолокна, размещенных между пластинами аккумулятора.

Такая система представляет собой пористую среду, в которой удерживается кислота в жидком виде, причем электролит находится в мелких порах, в то время как крупные поры остаются свободными для рециркуляции газа в системе. Принцип сепарации такой же, как и у гелевых АКБ: газ успевает, не покидая корпус батареи, вернуться в состав электролита.

Таким образом, этот вид батарей, также как и гелевые АКБ, не требует обслуживания и долива кислоты на протяжении всего срока эксплуатации.

  • У AGM батарей ниже внутреннее сопротивление, по сравнению с другими видами устройств, они способны отдавать более высокие токи за короткое время.
  • Такая батарея заряжается в среднем в 4 раза быстрее других видов АКБ и обеспечивает быстрый холодный запуск двигателя в любое время года.
  • AGM батареи очень долговечны из-за своей конструкции: плотного расположения пластин и герметичного корпуса, они устойчивы к низким и к высоким температурам, к высоким вибрациям и механическим воздействиям, что очень важно в условиях отечественных дорог.
  • Конструкция этих устройств позволяет
    сохранить работоспособность даже при ударах
    и других механических повреждениях корпуса.
  • Эти аккумуляторы лучше переносят тяжелые условия работы, которые быстро изнашивают традиционные АКБ и ощутимо снижают срок их службы. В современных автомобилях нагрузки на батарею довольно существенны, и чем выше класс автомобиля, чем больше в нем различной электроники и автоматики, тем износ АКБ происходит быстрее.
  • Главное преимущество этих АКБ – устойчивость к глубоким разрядам. Аккумуляторы с технологией AGM способны без повреждений разряжаться до 40%, в то время как другие батареи теряют свои свойства при многократных разрядах до 50% и ниже. Такой эффект достигается за счет повышенной плотности пластин в блоке и удержания активной массы. Поскольку электролит находится в связанном состоянии, при разряде АКБ не происходит выпаривание жидкости и последующее окисление пластин, как это бывает в традиционных АКБ.

AGM аккумуляторы не содержат жидкий электролит в свободном состоянии, что означает их повышенную устойчивость к замерзанию при отрицательных температурах в холодное время года. Эти аккумуляторы запускают двигатель при более суровых погодных условиях, чем классические кислотные или GEL — батареи.

Батареи с технологией AGM уязвимы к превышению зарядного напряжения, причина этого в меньшем количестве электролита, чем в других видах оборудования. При выборе такого типа аккумуляторов, требуется тщательно подбирать зарядное устройство и контролировать работу генератора.

Плюсы и минусы

Плюсы автомобильных AGM аккумуляторов:

  • Не требуется обслуживание во время всего срока эксплуатации
  • Конструкция полностью герметична, утечка электролита полностью исключена
  • Можно установить батарею в любом положении
  • Газовые выделения отсутствуют при правильной зарядке
  • Срок службы более 10 лет
  • Устойчивость даже к высоким вибрациям
  • Количество циклов разряда 200-800 раз
  • Емкость аккумуляторы высока за счет большего количества пластин
  • Пусковой ток на 50-70% выше, чем у обычных аккумуляторов
  • Зимний пуск происходит легко

Минусы автомобильных AGM аккумуляторов

  • Большой вес по сравнению с устройствами других типов
  • Характеристики снижаются от полной разрядки
  • Чувствительны к превышению степени заряда
  • Стоят дороже обычных батарей
  • Для их зарядки требуется специальное зарядное устройство

Устройство

Аккумулятор имеет основу в виде укрепленного корпуса с крышкой, предохранительным клапаном и центральным газоотводом.

Как и в традиционных батареях, в аккумуляторах нового поколения применяются отсеки с положительно и отрицательно заряженными пластинами, изготовленными из свинца. Обычно 12-вольтовый АКБ имеет шесть герметичных банок с пластинами, между которыми уложен сепаратор из стекловолокна, пропитанный раствором серной кислоты. Бывают устройства и с большим количеством банок, но они встречаются нечасто.

Сепаратор в этой системе играет очень важную роль: в его порах за счет капиллярных сил удерживается электролит. При этом часть пор заполнена жидким электролитом, а в другой части располагается газ.

Пластины АКБ с технологией AGM изготавливаются из чистого свинца, это дает батарее возможность набирать заряд в кратчайшие сроки и так же быстро его выдавать. У этих батарей пусковой ток значительно выше, чем у традиционных видов свинцово-кислотных аккумуляторов.

Полезное видео

Вот подробное видеоописание AGM технологии:

Основные характеристики

Срок службы: 10 лет и более

Циклы разряда: до 200 с глубиной разряда 100%, до 350 с глубиной 50% и до 800 с глубиной 30%

Оптимальный температурный режим: 15-25 C°

Выдаваемый ток: 550-900 Ампер

Стоимость: около 10000 р.

Заключение

Несмотря на относительно высокую стоимость, AGM аккумуляторы обладают ощутимыми преимуществами по сравнению с обычными свинцово-кислотными АКБ. К минусам этих батарей можно отнести только цену, ведь они стоят примерно в два раза дороже обычных, что отпугивает некоторых автолюбителей.

В определенных ситуациях AGM значительно превосходят батареи других типов, поэтому следует проанализировать, что за нагрузки должен будет выдерживать аккумулятор в процессе эксплуатации и какое техническое обслуживание для него потребуется.

В условиях труднопроходимых дорог, морозов, повышенных вибраций АКБ с технологией AGM оправдывает себя. В Сибири и других регионах с суровым климатом покупка такой батареи целесообразна. Эти АКБ – прекрасный выбор для автомобилей с высоким уровнем энергопотребления и машин премиум-класса. AGM аккумулятор обеспечит хороший пуск двигателя в любые морозы и прослужит долгие годы.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

akkummaster.com

описание и основные характеристики аккумуляторной технологии Absorbent Glass Mat

В настоящее время на рынке комплектующих для транспортных средств предлагаются не только новейшие разработки в виде гелевых аккумуляторов, но и устройства с маркировкой AGM, которая знакома лишь немногим. И это не странно, так как рядовые потребители просто не успевают разобраться с принципами передовых технологий, которые развиваются невероятными темпами. Так что же представляет собой аккумулятор AGM?

Описание технологии

Аккумулятор АГМ появился в продаже на российском рынке сравнительно недавно. По сути, сокращение «AGM» переводится с английского языка как «прокладка, обработанная стекловолокном» — «Absorbent Glass Mat Battery». В зарубежных странах подобные АКБ продавались уже несколько десятилетий назад. Первые упоминания о производстве устройств по этой технологии датируются началом 80-х годов — тогда их использовали для военной авиации. С момента выхода на рынок продукция обрела большую популярность, став лидером в области автомобильных источников питания.

Ее преимущества очевидны и представлены:

  1. Безопасностью эксплуатации:
  2. Способностью выдерживать большие нагрузки.
  3. Отличные показатели мощности.

При выпуске AGM-аккумуляторов задействуется совершенно иная технология, чем для классических батарей свинцово-кислотного типа. Особым плюсом АКБ AGM является отсутствие не совсем безопасного электролита, способного принести потребителю ряд дополнительных хлопот и проблем при эксплуатации.

Конструкция аккумулятора устроена таким образом: между пластинами с положительным и отрицательным зарядом расположены специальные прокладки (так называемые маты), которые обрабатываются электролитом. Для их изготовления применяется высококачественное стекловолокно, способное впитывать в себя электролит наподобие губки. В результате он становится якобы «запечатанным» между этими пластинами и не представляет собой никакой опасности для потребителя.

Эти особенности АГМ-аккумуляторов делают их более востребованными, чем многие другие типы. При этом далеко не каждый автомобилист может описать принцип работы таких моделей.

Принцип работы аккумулятора

Технология AGM в аккумуляторных батареях стала применяться относительно недавно. Тем не менее, за короткий промежуток времени она обрела большую популярность и вытеснила многих конкурентов. Как и в классических моделях свинцового типа, между пластинами с положительным и отрицательным пластинами расположен специальный сепаратор.

Только в этом случае он изготовлен из высококлассного стекловолокна, который предварительно обрабатывается электролитом. Как правило, аккумуляторы на 12 вольт оснащены шестью герметичными банками с этими пластинами, поэтому обслуживать их попросту не приходится. Также роль сепаратора в таких моделях заключается в следующем:

  1. Он выполнен в виде пористой системы, которая удерживает электролит капиллярными силами.
  2. Нужный объем электролита дозируется таким путем, что мелкие поры мата заполняются жидкостью, а самые свободные циркулируют газ.

Посредством рециркуляции газы продолжают оставаться в корпусе и при этом поступают в жидкий электролит. Для производства пластин используется высококлассный свинец, обеспечивающий быстрый и продуктивный набор и отдачу зарядки.

Элементы независимого электроснабжения относятся к классу VRLA и применяются не только для питания различных электронных приборов, но и для транспортных средств. Для примера, автомобиль премиального класса BMW 7 G 11 оснащен батареей, изготовленной по технологии AGM. Конструкция блоков может быть представлена двумя конфигурациями:

  1. Плоская.
  2. Спиральная.

Спиральные модели производятся в США, а модели с плоским размещением электродом являются продуктом европейского производства. Первый тип характеризуется обширной площадью поверхностного контакта, что обеспечивает максимальную площадь поверхностного контакта, а соответственно — увеличенные значения тока при пуске. Интересуясь, как правильно осуществлять зарядку, важно помнить о том, что модели со спиральной конфигурацией способны восстанавливать заряд намного быстрее, чем классическая разновидность.

Основные плюсы AGM

Технология, которая задействуется в АГМ-батареях, гарантирует высочайшую степень их безопасности. Конструкцию часто называют «брикетом с электролитом», так как имеющийся стекловолоконный сепаратор играет роль мощного диэлектрика. У пластин отсутствует возможность соприкосновения с собой, что предотвращает вероятность короткого замыкания.

В отличие от классических свинцовых моделей, эти АКБ не боятся переворачивания на любую сторону. Электролит никогда не взрывается и не вытекает, так как здесь нет испарений взрывоопасных и ядовитых газов, таких как водород и кислород. Тем не менее, определенные правила эксплуатации нужно соблюдать, не подвергая оборудование чрезмерно жесткой эксплуатации.

Еще одним бесспорным достоинством технологии является то, что ее пластины изготовлены из невероятно качественного сырья с высочайшей степенью очистки. В результате степень сопротивления свинца способствует повышению эффективности цикличной зарядки и разрядки. Проводить процедуру десульфатации для таких моделей просто не нужно, так как материал изготовления очень качественный.

Обе пластины способны плотно сжимать сепаратор по обеим сторонам, работая наподобие сэндвича. Таким образом получается прочнейшая конструкция, которую сложно повредить. В одной ячейке таким аккумуляторов размещается гораздо больше пластин, чем в моделях жидкого типа, что объясняет увеличенную емкость.

Процесс зарядки обычной жидкокислотной батареи занимает около 10−12 часов. Что касается АГМ-аккумуляторов, то с помощью большого тока их можно зарядить всего лишь за 2−3 часа. Сепараторные пластины предотвращают преждевременное рассыпание свинцовых, поэтому эти батареи лучше справляться с глубоким зарядом, чем все остальные типы.

Десульфатация пластин — процесс, который больше всего нужен для моделей жидкого «кислотного» типа, так как у них недостаточно качественный свинец и технология расположения пластин.

Показатели емкости АГМ-батарей гораздо выше, что объясняется возможностью поместить больше стекловолокнистых пластин с электролитом. Именно из-за этого показателя и мощных пусковых токов популярность этих моделей постоянно растет. Тем более, если речь идет о выборе аккумуляторов для холодной местности с сильными морозами.

Список недостатков

Но как и у любой другой разработки, созданной человеческими усилиями, у аккумуляторов Absorbent Glass Mat есть и свои существенные недостатки. К ним следует отнести такие пункты:

  1. Повышенная стоимость, если сравнивать их с традиционными моделями, работающими на жидком электролите.
  2. Отсутствие возможности хранить конструкцию при нулевом заряде. Нельзя допускать опускания напряжения каждого элемента ниже 1.8 Вольта. То есть минимальный вольтаж 12-вольтной АКБ должен составлять как минимум 10.5−10.8 В.
  3. Нельзя заряжать такие устройства зарядниками с повышенными показателями напряжения.

Учитывая эти недостатки, к обслуживанию и эксплуатации устройств АГМ-типа нужно относиться с особой ответственностью. Несоблюдение базовых правил может повлечь за собой самые неприятные последствия.

Тонкости правильной зарядки

Заряжают AGM батареи таким же образом, как и обычные устройства. Главное, чтобы прибор для зарядки обладал ручной регулировкой показателей тока или работал в таком же режиме, как и сама батарея. При этом важно соблюдать уровень напряжения в пределах 14,8 В. Несоблюдение правильных показателей может привести к повреждению конструкции.

Если говорить о силе тока, то оптимальный показатель должен составлять 10 процентов от емкости батареи, которая указывается на корпусе. Если зарядка осуществляется с помощью более высоких токов, ампераж не должен превышать 30 процентов. Только если соблюдать правила зарядки батареи, она сможет выработать свой ресурс без преждевременных потерь. В конечном итоге срок службы источника питания будет существенно продлен.

Для производства свинцовых пластин задействуется высококачественный материал, поэтому процесс десульфатации в момент зарядки осуществляется в несколько раз быстрее и эффективнее: растворение белого налета сульфата свинца происходит в кратчайшее время. Для сравнения, при десульфатации пластин у жидкокислотных ПКБ (промывание очищенной водой) присутствуют многочисленные хлопоты.

При выполнении зарядки оборудования важно помнить об основных этапах процесса и учитывать рекомендации специалистов:

  1. Первый, основной этап, заключается в восстановлении заряда до уровня 80% от общей емкости АКБ.
  2. Второй, плавающий этап, подразумевает восстановление емкости до стопроцентных показателей.
  3. Третий этап заключается в хранении. На этом цикле батарея потребляет минимум электроэнергии от зарядника.
  4. Четвертый, последний, этап — накопление. В течение этого процесса АГМ-аккумулятор с потенциалом 12 вольт восстанавливает стабильные рабочие характеристики.

Для осуществления зарядки важно задействовать устройство со световой индикацией, причем как по напряжению, так и по току. Если контролировать значения, то это позволит предотвратить интенсивное газообразование. Отличной популярностью пользуются ЗУ, поддерживающие интеллектуальную систему управления и способные восстанавливать заряд в щадящем режиме. Для примера, положительные отзывы можно услышать о зарядках от Hyundai.

Восстановление поврежденного устройства

Понять, можно ли восстановить батарею АГМ, несложно. Для этого нужно обратить внимание на ее состояние и срок эксплуатации. Нередко в руки автомобилистов попадают старые модели, которые были выпущены много лет назад и теперь оказались на отечественном рынке. Их рабочий ресурс может отличаться от желаемого, а срок службы существенно сокращен.

Однако при неправильной эксплуатации из строя могут выйти и совершенно новые модели. К счастью, процесс восстановления не считается слишком сложной задачей, так как в составе электролита присутствует та же кислота, что и в классических жидких АКБ, только в этом случае она расположена другим образом.

В большинстве случаев на различных форумах предлагаются видеоролики, где мотоциклист самостоятельно восстанавливает батарею для своего транспортного средства. Его задача заключается в заполнении внутренней подсохшей конструкции дистиллированной водой с помощью шприца. И как только пластина пропитается жидкостью, батарею ставят на полноценную зарядку в обычном режиме тока, который составляет 10 процентов от номинальной емкости.

Что касается восстановления автомобильных аккумуляторов, то здесь применяется аналогичный способ. И как гласит опыт многих специалистов, методика действительно работает.

Также можно применить одну хитрость, пытаясь якобы «обмануть» зарядное устройство и подсоединить его к обоим аккумуляторам. При этом один из них должен быть «живым», а второй — вышедшим из строя. Если АКБ, нуждающаяся в восстановлении, по истечении нескольких минут начнет потреблять ток, значит она подлежит восстановлению. Уже через небольшой промежуток времени можно отключить второй аккумулятор от зарядки и продолжить восстановление «ожившей» батареи, используя режим обычного тока и напряжения не больше 14.8 В.

При покупке АГМ-аккумулятора важно помнить о соблюдении правил его эксплуатации. В таком случае потребителю не придется задаваться вопросом, как восстановить источник питания при снижении рабочих показателей. Ведь даже если провести полноценную реанимацию, ее хватит ненадолго, и через какое-то время батарея снова начнет сбоить и перестанет справляться со своими задачами.

proakkym.ru

Кому нужен автомобильный аккумулятор AGM? — журнал За рулем

Что такое аккумулятор AGM? Формально говоря, автомобильный аккумулятор AGМ — то же самое свинцово-кислотное изделие, к которому привыкли многие поколения автомобилистов, но при этом оно гораздо совершеннее своих предков и в ближайшее время полностью вытеснит их с рынка. Сегодняшние области применения AGМ — это автомобили с режимом «старт-стоп» (на таких батареях часто так и пишут — «Start Stop»), машины с повышенным энергопотреблением (МЧС, «скорая») и т. п. Но уже завтра «простой» автомобильный аккумулятор потихоньку уйдет в историю…

09

Взаимозаменяемы ли AGМ и обычные батареи между собой? Если у вас была установлена батарея AGM, то и менять ее следует только на AGM, а не на «обыкновенную» — такая замена на практике только в безвыходной ситуации и лишь временный вариант. Обратная же замена вполне допустима, но нецелесообразна экономически: батареи AGM дороже обычных примерно в полтора, а то и в два раза!

AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология изготовления аккумуляторов с абсорбированным электролитом, которым пропитаны микропоры сепаратора. Свободный объем этих микропор разработчики используют для замкнутой рекомбинации газов, тем самым не давая испаряться воде. Водород и кислород, покидающие отрицательную и положительную пластины соответственно, попадают в связанную среду и вновь соединяются, оставаясь внутри батареи.

03Start-Stop zr02–12

Внутреннее сопротивление такой батареи ниже, чем у «жидких» предшественниц, поскольку проводимость сепаратора из стекловолокна лучше по сравнению с традиционными «конвертами» из полиэтилена. Поэтому она способна отдавать более высокие токи. Плотно сжатый пакет пластин мешает активной массе осыпаться, что позволяет выдерживать глубокие циклические разряды. Такой автомобильный аккумулятор может работать хоть вверх ногами. А если разбить ее вдребезги, то даже в этом случае ядовитой лужи не будет: связанный электролит должен остаться в сепараторах.

Подробнее об автомобилях с режимами «старт-стоп» (а именно там и применяют такие аккумуляторы) можно прочитать по ссылке.

[размеры аккумуляторов] [марки и цены аккумуляторов] [гарантия и зарядка аккумуляторов]

Фото: «За рулем»

www.zr.ru

Аккумуляторы GEL, AGM и особенности их обслуживания

Герметизированные автомобильные аккумуляторы с иммобилизованным (связанным, не находящимся в батарее в виде свободной жидкости) электролитом — это и есть аккумуляторные батареи типа AGM и GEL с предохранительным клапаном VRLA.

В производстве герметизированных батарей разработаны два способа связывания жидкого электролита:

  • загущение (получение гелеобразного) электролита — GEL;
  • адсорбция (пропитка) жидкого электролита в сепараторах из стекловолокна с высокой пористостью — AGM.

Создание полностью необслуживаемого свинцово-кислотного автомобильного аккумулятора стало возможным после изобретения сепараторов (межпластинных изоляторов, пропитанных электролитом) из стекловолокна с мельчайшими микропорами, в которых происходит кислородный цикл — замкнутая рекомбинация газов, иначе сказать переход молекул газа в другие химические соединения без «открытого» газовыделения.

Процессы, при которых происходит выделение кислорода и водорода, это:

  • Гидролиз — распад молекул воды на кислород и водород в электролите. При зарядном напряжении до 15,2V, процесс гидролиза практически отсутствует.
  • Выделения кислорода и водорода из намазки пластин при зарядке.

При увеличении на несколько процентов емкости отрицательных пластин в аккумуляторе, чем положительных, в ходе заряда положительные пластины полностью заряжаются раньше, чем отрицательные. Благодаря этому, активное выделение кислорода начинается до начала активного выделения водорода. Эта часть образующегося кислорода сразу вступает в химическое взаимодействие с активной массой (намазкой) отрицательной пластины. Одновременно образующийся кислород (на положительной решетке) и водород (на отрицательной решетке) попадают в микропоры сепаратора и там вновь соединяются.

Для увеличения скорости поступления кислорода от положительной пластины к отрицательной уменьшили объем «свободного» электролита.

Искусственное ограничение емкости положительных пластин и объема электролита привели к тому, что емкость таких аккумуляторов со «связанным» электролитом на 15-20% меньше, чем батарей со «свободным» электролитом того же объема и массы.

В качестве загустителя для создания гелеобразного электролита применяют силикагель, аллюмогель и другие вещества. При смешении с серной кислотой эти вещества образуют тиксотропный гель (вязкость уменьшается со временем).

В качестве сепараторов в подавляющем большинстве герметизированных аккумуляторов используют стекломаты из ультратонких волокон. Объемная пористость (способность пропитываться) современных стеклосепараторов достигает 80-85%. Их применяют для как для батарей GEL, так и AGM.

Технология производства батарей типа AGM немного дешевле, но емкостные показатели хуже, чем у аккумуляторов GEL. Свинцовые аккумуляторные батареи со «связанным» электролитом являются герметизированными, но не являются полностью герметичными как, например, никель-кадмиевые герметичные щелочные аккумуляторы. Во всех свинцовых герметизированных аккумуляторах есть предохранительный клапан VRLA (означает Valve Regulated Lead Acid, т.е. кислотная батарея с предохранительным клапаном). Он служит для того, чтобы давление внутри аккумулятора не превышало величины, которая является допустимой по условиям работоспособности и прочности корпусных деталей аккумулятора, проще говоря, что бы АКБ не лопнул. Дело в том, что, несмотря на используемые ограничения емкости положительных пластин, выделение водорода на отрицательной пластине в процессе заряда, особенно на завершающей стадии, полностью подавить невозможно. Причем скорость выделения водорода в конце заряда несколько выше, чем скорость выделения кислорода. Избыточная часть водорода вызывает увеличение давления внутри батареи и для избежания взрыва служит клапан.

Эксплуатация герметизированных аккумуляторов ограничена более узким диапазоном допустимого напряжения бортовой сети на автомобиле и при зарядке, чем для обычных батарей. Эту величину напряжения недопустимо превышать как при эксплуатации на автомобиле, так и при заряде стационарным зарядным устройством. Максимальное напряжение заряда 15,2 V. При достижении этого напряжения начинается активный процесс гидролиза (распада молекул воды в электролите на водород и кислород). В случае превышения величины напряжения на 0,05 V скорость газовыделения становится так велика, что ведет:

  • к нарушению контакта между активной массой пластин с электролитом (образуется газовая подушка).
  • к «высыханию» аккумулятора. Обильная потеря молекул воды из электролита в результате гидролиза (распада), а в батареях такого типа количество электролита сильно снижено, приводит к еще большему его уменьшению.

Все эти причины ведут к быстрому преждевременному выходу из строя батареи. Весьма жесткие ограничения величины зарядного напряжения и более высокая стоимость батарей AGM и GEL, в сравнении с обычными, создают определенные трудности для их широкого использования на автомобилях.

Зарядка

Зарядка аккумуляторов AGM и GEL производиться специальными зарядными устройствами в полном соответствии с инструкцией к зарядному устройству и АКБ. Для таких аккумуляторов надо использовать зарядное устройство имеющее индикацию, как по току, так и по напряжению, т.е. одновременно контролировать оба эти параметра.

При зарядке аккумуляторов жестко отслеживается температура электролита. Температура выше +45°C считается не допустимой и влечет за собой преждевременный выход из строя аккумулятора. Так же по этой причине не рекомендуется размещение таких батарей в подкапотном пространстве.

Особенность заряда AGM и GEL аккумуляторов это стабилизация заряда по напряжению, а не по току, что позволяет не допускать сильного газообразования.

Пример: Инструкция по эксплуатации АКБ AGM для БМВ

  • Напряжение заряда АКБ AGM для автомобилей БМВ не должно превышать 15,2 V.
  • Оптимальное напряжение заряда AGM аккумуляторной батареи должно быть 14,4-14,8 V (согласно инструкции производителя).
  • Температура аккумуляторной батареи во время зарядки должна составлять +15°C — +25°C.
  • Батарея считается достаточно заряженной, если зарядный ток падает ниже 2,5 А.
  • Если аккумуляторная батарея заряжается при более низкой температуре, то процесс зарядки завершается только после падения зарядного тока ниже 1,5 А.

Предостережение

  • Не заряжать батарею AGM и GEL ускоренным режимом зарядки. Быстрая традиционная зарядка аккумуляторов с применением обычных зарядных устройств может привести к существенной поломке (раздутию) а в крайних случаях от переизбытка газов корпус АКБ может взорваться.
  • Ни в коем случае не открывать пробки-клапана, так как в результате поступления из воздуха кислорода нарушится ее химическое равновесие, что приведет к потере функциональных свойств батареи.

Рекомендуемое зарядное устройство
Интеллектуальное зарядное устройство HYUNDAI (HY 1500 EXPERT)

6-ти ступенчатое зарядное устройство предназначено для зарядки свинцово-кислотных 6/12/24V аккумуляторных батарей легковых, грузовых автомобилей, мотоциклов, снегоходов, катеров (лодок), газонокосилок, тракторов, гидроциклов и т.д. Обслуживаемых и необслуживаемых, GEL, AGM, глубокого цикла (тяговые).

Емкость заряжаемых АКБ от 20 до 300 А/ч.

Зарядное устройство обладает высокой эффективностью и имеет защиту от ошибок, которые может допустить пользователь. В случае выключения питания зарядное устройство обладает памятью, переходит в режим ожидания и после включения питания продолжает заряжать с той же ступени. Имеет датчик контроля температуры, который регулирует напряжение заряда в диапазоне от-20°С до +50°С.

Устройство управляется с помощью 12-битного процессора ADC. Микропроцессор позволяет оценивать состояние батареи с анализом ее исправности и соответствующим образом устанавливает силу зарядного тока от 2 до 15 А и напряжение (в зависимости от типа АКБ и ее состояния). Это позволяет наиболее эффективно зарядить АКБ и продлить срок его службы.

Ещё почитать:

Гель или AGM?
Необслуживаемые аккумуляторы: Жидкостные, Гелевые и AGM

www.avtomotiv.ru

Что это такое? Плюсы и минусы, технология и особенности

Как устроен обычный свинцово-кислотный аккумулятор, многие автомобилисты хорошо знают. Не будем расписывать данную технологию во всех деталях, поскольку на нашем сайте Vodi.su данной тематике посвящено несколько статей. Расскажем лишь об основных принципах.

Свинцово-кислотная батарея имеет следующую конструкцию:

  • пластиковый корпус, состоящий из отсеков — банок;
  • в каждой банке в роли катода и анода выступают свинцовые пластины;
  • электрический ток протекает в водной среде с растворенным в ней электролитом.

При такой конструкции необратимо происходят процессы коррозии и сульфатации пластин, хотя для их защиты применяют небольшие добавки мышьяка и сурьмы. Тем не менее именно сульфатация пластин является основной причиной выхода АКБ из строя. А по мере появления ржавчины уменьшается значение пускового тока, быстрее выкипает электролит. В результате АКБ разряжается гораздо быстрее и единственно верным решением становится замена аккумулятора.

Пути решения проблемы быстрого разряда

Инженеры пытаются всяческими способами решить проблему недолговечности АКБ. Как мы писали ранее на Vodi.su, средний срок службы свинцовой батареи составляет 4 года. Уже сегодня есть и широко применяются технологии, способные отодвинуть данную временную рамку, а также улучшить показатели АКБ. Например, для гоночных авто используют никель-кадмиевые АКБ, которые также применяют в авиации. Электромобили оснащаются никель-металл-гидридными АКБ, в военной сфере и космонавтике используют серебряно-цинковые, серебряно-кадмиевые и даже никель-водородные батареи. Но все они построены по одному принципу — жидкий электролит и металлические пластины.

Довольно неплохо себя зарекомендовали два относительно новых вида аккумуляторов:

В гелевых АКБ в состав электролита добавляют кремний, из-за чего он приобретает гелеобразную консистенцию. Данные аккумуляторы намного лучше традиционных по ряду причин: электролит не испаряется, пар остается в порах геля, выдерживают многократные глубокие разряды, пластины не подвержены коррозии и осыпанию.

AGM — это особая технология, суть ее состоит в том, что электролит находится в порах стекловидного материала наподобие минеральной ваты. Данная аббревиатура расшифровывается как Absorbent Glass Mat, то есть электролит абсорбирован в стекловолокне. Данная технология была придумана еще в начале 1970-х годов.

Технология AGM и ее преимущества

В разрезе такая батарея напоминает сэндвич-панель — между металлическими пластинами находится слой стекловолокна. Что интересно, в США AGM АКБ имеют спиральную конфигурацию, то есть напоминают в разрезе рулет. При такой конструкции они быстрее заряжаются и способны выдавать больший пусковой ток, но страдает емкость, то есть при равных нагрузках разряжаются быстрее.

Основные преимущества AGM аккумуляторов:

  • более прочные, с легкостью переносят вибрации;
  • стоят дороже свинцово-кислотных батарей, но дешевле гелевых;
  • не боятся глубокого разряда;
  • срок службы может превышать десятки лет, производитель готов дать гарантию на 10-12 лет;
  • выдают стабильное напряжения при температурах до -30°С, но оно может быть заметно ниже номинального.

Нашли широкое применение в основном в качестве источников бесперебойного питания. В зависимости от энергоемкости способны поддерживать автономную работу оргтехники от нескольких минут (UPS) до десяти часов.

Плюсы и минусы

Сегодня многие интернет-магазины предлагают возможность купить AGM аккумуляторы. Это необслуживаемые батареи производства, как правило, Varta, Bosch, Delta Battery, Venture, Stinger Power. Помимо выше перечисленных преимуществ можно выделить еще и такие пункты:

  • высокая отдача;
  • быстрая зарядка — даже в условиях города им вполне хватает подзарядки от генератора;
  • не подведут в морозы;
  • нет риска вытекания электролита и образования его паров.

Одним словом, казалось бы, что можно купить такой стекловолоконный аккумулятор и ездить с ним десять лет, не зная проблем. Но имеются существенные минусы, которые делают не слишком эффективным их применение именно на транспорте.

Ну, во-первых, это цена. Просто введите в интернете запрос типа «AGM аккумуляторы для авто», и увидите, что стоят они в несколько раз дороже обычных свинцово-кислотных батареек. Во-вторых, они уступают гелевым АКБ в том плане, что не способны длительное время работать в режиме полного разряда-зарядки. Их нельзя долго хранить в разряженном состоянии. Если же при зарядке будет превышена емкость на 30% и более, то АКБ попросту вспенится.

В-третьих, они обойдутся дороже в обслуживании, так как для их зарядки нужно специальное устройство. Их вес больше, чем у обычных АКБ. Ресурс работы таких АКБ на транспорте варьируется в пределах 300-500 циклов глубокого разряда с последующей зарядкой.

В продаже есть как стартерные, так и тяговые AGM АКБ. Первые обеспечивают надежный пусковой ток. Их даже специально используют для запуска ДВС в сильный мороз. Вторые применяются для стабильного обеспечения током всей электросети автомобиля.

Стоит отметить, что однозначных мнений о том, стоит ли заменить свинцовую батарею на AGM, мы не нашли. В принципе, если финансы для вас не вопрос, то лучше выбрать именно гелевые АКБ, о которых положительно отзываются все эксперты, и их ресурс работы на 30-40% выше, чем у AGM.

Загрузка…

Поделиться в социальных сетях

vodi.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о