Меню Закрыть

Цепи на колеса против скольжения – практические рекомендации по выбору и эксплуатации

Содержание

Цепи противоскольжения, сетки или ремни? — журнал За рулем

Помогут ли цепи, сетки и ремни уехать на переднем приводе так же далеко, как на полном?

kaptur

Материалы по теме

Властвуйте, полноприводники! Полный привод рулит! После каждого серьезного снегопада соцсети пестрят подобными восклицаниями. И ведь не поспоришь.

А если полный привод не по карману или нужен раз в год по обещанию? Может, купить съемные грунтозацепы, коих на авторынках в достатке, - и глубокий снег с крутыми подъемами будет не страшен?

Наш выбор пал на три принципиально разных комплекта — традиционные стальные цепи противоскольжения, так называемые композитные цепи (их еще величают сетками из-за характерного рисунка протекторной части) и полиуретановые ремни.

Роль испытателя взял на себя переднеприводный Renault Kaptur с 114‑сильным мотором 1.6 и вариатором. В пару к нему взяли полноприводный Kaptur 2.0 (143 л.с., автомат) — послужит ориентиром. Или буксиром!

Полноприводный Kaptur на снежном поле — словно гламурный трактор. Идет напористо даже с включенной системой стабилизации.

Полноприводный Kaptur на снежном поле — словно гламурный трактор. Идет напористо даже с включенной системой стабилизации.

Переднеприводный Kaptur с сетками на колесах едет по полю вполне уверенно.

Переднеприводный Kaptur с сетками на колесах едет по полю вполне уверенно.

Виновата система

После оттепели Подмосковье засыпало снегом, и мы вывели оба кроссовера в чистое поле. Сверху — снежный «пухляк», а ниже — спрессованный наст и лед. То, что нужно для испытаний. Бамперы не поколем, а лед добавит сложностей.

Материалы по теме

Выставляем обе машины параллельно и пускаем вперед. Обувь у нашей пары одинаковая — шины Nokian N

www.zr.ru

Как изготовить цепи противоскольжения своими руками и видео рабочих процессов

Опытные автомобилисты могут привести тысячи примеров, когда удачному завершению поездки препятствуют грязь, гололед или глубокий снег. Мощь ведущих колес бессильна в подобных ситуациях – только буксир или лебедка. После таких малоприятных моментов одни владельцы отказываются от поездок в непогоду, другие – ставят шипованные шины. Однако существует еще одна категория водителей, которые предпочитают самостоятельно изготовить дополнительное оборудование для увеличения проходимости.

Конструктивные особенности самодельных цепей на автомобильные колеса

Базовая схема представляет собой элементарную конструкцию, которая состоит из набора стальных звеньев или армированной проволоки. Равномерное распределение компонентов по всей площади покрышки является залогом успешной эксплуатации изделия.


цепи противоскольжения своими руками видео

Классические цепи противоскольжения своими руками на видео выглядят как два элемента, которые расположены продольно по радиусу колеса с внешней и внутренней стороны. Между собой они соединены поперечными деталями, так называемыми грунтозацепами. Методика изготовления не представляет сложности даже для начинающих автомобилистов. Компоновка деталей осуществляется по трем схемам:

  1. Ромбы.
  2. Лесенка.
  3. Соты.

Каждый из приведенных типов обладает своими недостатками и преимуществами. Первый вариант с «лесенкой» по финансовым понятиям, а также по трудозатратам наиболее доступен. Не менее интересно решение с браслетами, которые к тому же удобны при установке на колесо.

Что нужно для изготовления самодельных автомобильных цепей противоскольжения на колеса?

Отсутствие возможности приобретения заводских устройств, повышающих проходимость, а также их высокая цена толкают автолюбителей к решению проблемы своими силами. Надо отметить, что это вполне разумный выбор – нужные комплектующие можно найти в любом метизном магазине, а минимальный набор инструмента есть у каждого уважающего себя шофера.

самодельные цепи на колеса

Следует сказать, что не всегда информация о том, как сделать цепи противоскольжения своими руками и видео, включают список элементов конструкции. Остановимся на самой простой модели, изготовленной по схеме «лесенка». Для ее реализации понадобятся:

  • цепь сечением не менее 5 мм из стали;
  • карабины с муфтой на резьбе;
  • механизм для натяжения;
  • шайбы, болты и гайки;
  • крючки, карабины.

В среднем для сборки цепных устройств для ведущих колес легкового авто потребуется около 15 метров цепи, более точные цифры будут известны только после конкретных обмеров. В качестве цепей рекомендуется использовать метизы из нержавеющего металла. Подготовительный процесс завершается сбором инструмента:

  • болгарка;
  • тиски;
  • молоток;
  • набор гаечных ключей.

Изучаем процесс: как сделать своими руками цепи противоскольжения для авто и видео рабочих моментов

Бывалые автомобилисты уверяют, что в критические моменты хорошо выручает трос или даже простой такелаж. Ими можно элементарно обмотать колесо, другой вопрос – не всегда такие вещи есть под рукой. Больше того, данный способ категорически противопоказан для машин, оборудованных тормозной системой дискового типа. Поэтому лучше заранее запастись терпением и изготовить «цепной обвес» самостоятельно.

самодельные цепи противоскольжения

Делая цепи противоскольжения своими руками по доступным видео, где не всегда указан метраж заготовок, важно сделать точные замеры радиуса и ширины покрышки. Исходя из полученных результатов, рассчитать параметры будущего изделия. Количество поперечных элементов (грунтозацепов) также подбирается для каждой модели автомобиля индивидуально. Мастера рекомендуют ориентироваться на то, что в плоскости контактного пятна резины с покрытием должны находиться сразу две поперечные детали.

Процедура сборки устройства для повышения проходимости заключается в выполнении следующих пунктов:

  • нарезать болгаркой продольные и поперечные заготовки цепи;
  • закрепить первый поперечный элемент на 6-м звене продольной детали при помощи болтов и шайб, крючков или сварки;
  • монтировать все последующие поперечины через каждые 8-9 звеньев;
  • по центру одного продольного элемента установить отрезок, состоящий из 6-8 звеньев и устройства натяжения для надежной фиксации изделия;
  • на концах продольных участков установить карабины диаметром не менее 5 мм.

При наличии определенных навыков и инструмента, операция займет около 40-60 минут. Нелишним будет опыт проведения сварочных работ, который позволит на практике отказаться от соединений на резьбе, что положительно отразится на качестве устройства.

Детали: какие замки на самодельных цепях противоскольжения лучше и почему?

При изготовлении противобуксовочных устройств в гаражных условиях водители чаще всего используют для их фиксации на покрышке следующие типы запорных механизмов:

  • S-образный;
  • крюкообразный;
  • с храповым механизмом.

замки на цепях противоскольжения какие лучше

Некоторые самодельные цепи на колеса комплектуются S-образной замочной конструкцией, которая закрывается четырех- или шестигранным ключом. Однако многие жалуются на ненадежную фиксацию и отсутствие регулировок у этого варианта. Кроме этого, установка такого оборудования представляет собой сплошное неудобство.

Второй вариант фиксации цепного устройства более распространен и довольно хорошо держит. При правильно уложенной цепочке застегивание выполняется отверткой без особых проблем. Для полной гарантии автолюбители советуют обвязать место контакта мягкой проволокой 1-3 мм. Разборка оборудования также происходит быстро без больших усилий.

Модель храпового замкового механизма раньше применялась на грузовых автомобилях. Отличается высокой надежностью и простотой в эксплуатации. Образец обеспечивает фиксацию без применения дополнительных материалов.

Как установить цепи противоскольжения на автомобиль своими руками и видео операции

Специалисты рекомендуют монтировать противобуксовочное оборудование на все колеса, а не только на ведущие. Неправильная установка может привести к поломке датчиков ABS, элементов тормозной системы и подкрылков, а также

боковым порезам покрышки. На внедорожниках с подключаемым вторым мостом устройство ставится в первую очередь на ту пару, которая находится в работе постоянно. Операция монтажа выполняется двумя способами:

  1. С поддомкрачиванием.
  2. На стоящей машине.

Суть вопроса состоит не только в том, как правильно сделать цепи противоскольжения на авто своими руками по видео – о монтажных работах следует подумать еще до въезда на проблемный участок. Только так удастся получить удовольствие от проделанной операции, сохранить свое время и избежать досадных ошибок.

Первый способ с применением домкрата описывать не имеет смысла – процедура элементарна и не вызовет никаких затруднений даже у начинающего водителя. Единственная рекомендация – снизить давление в шинах для облегчения выполнения работ.

Другой вопрос, когда данного приспособления нет под рукой. В таком случае установить цепи на колеса для снега своими руками можно по следующей технологии:

  • уложить изделие перед колесной парой, не допуская перекручивания звеньев;
  • наехать колесами на изделие;
  • задействовать ручной тормоз;
  • надеть устройство, чтобы крюк и карабин были с наружной стороны колеса;
  • крюк и последнее звено продольной детали соединить с внутренней стороны колеса;
  • надеть муфту карабина на систему натяжения с наружной стороны и зафиксировать узел;
  • поперечные элементы распределить по всему периметру покрышки и выполнить натяжку.

Важно! Для равномерного распределения компонентов оборудования следует проехать 20-30 метров и затем произвести окончательную регулировку. Это мероприятие будет гарантией максимального прилегания изделия к резине.

Альтернативные варианты

В автомагазинах продаются противобуксовочные браслеты – достойная альтернативная замена цепному оборудованию. Отличаются возможностью быстрого монтажа и невысокой ценой. Но и здесь инженерная мысль наших автомобилистов не стоит на месте, они достаточно умело научились копировать заводские экземпляры.

Браслеты – это те же самодельные цепи противоскольжения, но только без продольных элементов, их преимущества заключаются в следующем:

как сделать цепи и браслеты противоскольжения своими руками и видео

  1. Простота изготовления.
  2. Быстрый монтаж.
  3. Высокая эффективность и надежность.

Для изготовления понадобится скромный набор:

  • элемент крепления глушителя ВАЗ из резины;
  • болты длиной 40-60 мм, шайбы и гайки;
  • трубка с диаметром равным диаметру болта;
  • цепь из стали диаметром не менее 5-6 мм.

Для оборудования колес с типоразмером 195 и 205 мм потребуется 4-5 метра метизной продукции. В магазинах также продаются готовые комплекты для самостоятельной сборки браслетов, за исключением китайских наборов, они довольно приличного качества и недороги. Он состоит из:

  • заготовок;
  • крепежной фурнитуры;
  • строп;
  • зажимного замка.

Комплект удобен в эксплуатации, перевозится в специальном кейсе и не занимает много лишнего места. Важное преимущество металлических браслетов – возможность установки на колеса с дисковыми тормозами. А если учесть отзывы, то такими приборами не брезгуют пользоваться и владельцы дорогих иномарок, что тоже говорит о многом.

Важно помнить

Любое противобуксовочное оборудование неблагоприятно сказывается на сохранности покрышек, а также на состоянии ходовой части. Особо тщательно нужно подходить к выбору замков для самодельных цепей на автомобильные колеса, поскольку от них зависит безаварийная эксплуатация машины.

Передвигаться по твердому покрытию недопустимо. При езде по рыхлому снегу или грязи следует выдерживать режим движения 20-30 км/ч, допускать пробуксовку колес не рекомендуется. Опытные водители советуют во время движения периодически контролировать натяжение оборудования по всему внутреннему и наружному периметру покрышки.

autobann.su

Цепи на шинах для суровых зим

Цепи являются альтернативой шипованным шинам, обеспечивая более стабильную и надежную езду в суровую зиму. Тем не менее вы должны знать, когда вы можете надеть их и как двигаться вместе с ними. Здесь подготовили несколько советов для людей, планирующих купить цепи противоскольжения.

Шины с шипами и цепями противоскольжения.

Грузовые шины в цепяхЦепь для грузовых шин


Зимние шины с шипами датируются послевоенными годами. Затем производители превзошли себя в решениях, которые облегчили бы управление автомобилем в сложных условиях. Шины Nokian с шипами в 1961 году принадлежали к одной из первых моделей этого типа. Хотя прошло много лет, производители все еще работают над проектом шин с выдвижными шипами. Зимняя шина идеально подходит для ралли, но при повседневном использовании она разрушительна для дорожного покрытия. Поэтому неудивительно, что шины с шипами стали запрещаться в большинстве стран. Альтернативой являются цепи для автомобильных колес, использование которых регулируется Положением о дорожных знаках и сигналах. Цепи противоскольжения в России могут использоваться на заснеженных или обледенелых поверхностях после предупреждающего знака с символом снежинки. Во многих европейских странах, включая Францию или Италию, езда на цепях обязательна для граждан и туристов после знака C-18 (шины с натянутыми цепями). Планируя поездку в зиму, стоит оборудовать себя автомобильными цепями, чтобы вы могли поставить их в нужное время и, таким образом, избежать проблем. Исключением из Старого Континента являются Нидерланды, где нельзя использовать цепи. Положить цепи на колеса.
Цепи противоскольжения для колес также являются противоскользящими цепями, которые обычно используются на дороге, когда дорожные и погодные условия становятся очень тяжелыми.

 

Поэтому важно помнить несколько правил безопасной сборки и использования:

  1. Установка цепей противоскольжения должна происходить на обочине дороги, чтобы не мешать движению. Стоит в 50 метрах от машины установить предупреждающий треугольник и купить одежду со светоотражающими элементами. Это важно, потому что, например, во время метели видимость на дороге ограничена.
  2. Убедитесь, что вы можете легко установить цепи шин, не создавая опасности для участников дорожного движения, и убедитесь, что ручной тормоз определенно включен.
  3. Цепи против снега должны быть установлены по крайней мере на ведущем мосту, а в случае 4×4, VAN или SUV, обязательно на всех колесах.
  4. После завершения сборки вам нужно пройти до 200 метров, затем остановиться и убедиться, что цепи не скользят и не двигаются. Если есть необходимость, цепи необходимо снять и снова надеть. В случае натяжных цепей в этом нет необходимости.
  5. Автомобиль, оснащенный противоскользящими цепями, может развивать скорость до 50 км / ч.
  6. Водитель должен помнить, чтобы избежать внезапных маневров или попыток динамического ускорения или торможения следует соблюдать плавность хода.

 Установка цепей на шины

Как выбрать цепи для колес?

Перед покупкой цепей проверьте руководство по эксплуатации автомобиля, чтобы узнать, разрешает ли их использование производитель, и если да, то какие параметры они должны иметь. Это зависит главным образом от количества пространства между шиной и колесной аркой автомобиля. Плохой выбор может привести к повреждению автомобиля, поэтому вы также должны учитывать размеры установленных на данный момент шин и ободом. Также убедитесь, что модель защищает колеса от царапин — особенно алюминия. Производители предлагают много разных моделей. Цепи противоскольжения для колес могут быть легко выбраны в соответствии с нашими потребностями и предполагаемой частотой использования. Одним из основных различий между моделями является метод сборки. Можем выбрать цепи с ручным натяжителем, который следует затягивать после прохождения первых метров. Второй вариант — автоматический натяжитель, который автоматически натягивает цепь на шину во время движения. Вы также можете легко найти цепи, установленные на внешней стороне колеса.

В условиях бездорожья передвигаться на автомобиле довольно затруднительно. На пути у транспортного средства могут встретиться не только грязь и вязкий грунт, а также большое количество снежных масс и скользкая поверхность. Зимой справиться с управлением на такой дороге и не застрять, вообще сложно.

Однако, чтобы добраться до пункта назначения совсем не обязательно ехать на тракторе. Можно сделать это и на легковом автомобиле. Но для этого рекомендуется установить на его колеса противоскользящие цепи. При помощи данных аксессуаров реально выбраться из самых, казалось бы, безнадёжных ситуаций. Ведь порой даже резина с шипами не может обеспечить нормальное сцепление с дорогой.

Независимо от структуры поверхности дороги, цепи против скольжения создадут нормальную адгезию колёс с основанием дороги. В то время, как шипованные шины нередко не могут ехать по льду или выбраться из грязевой впадины.

Противоскользящие цепи изготовляются из различных материалов. Кроме этого, они имеют разные размеры и сами конструкции. Например, для езды по скользкой дороге лучше всего выбирать цепи со звеньями небольшой величины. А вот для передвижения по грязи или снегу стоит устанавливать цепи с большими звеньями.


Из какого материала лучше выбирать противоскользящие цепи?

  1. Пластик и пластмасса. Приспособления из этих материалов предназначены для езды по рыхлым снежным массам. Такие цепи способны немного увеличить размеры колеса, но при использовании они его не повреждают. Срок их эксплуатации невелик. К плюсам можно отнести то, что с ними можно передвигаться на больших скоростях. Установка цепей на шиныСамая простая цепь, больше похожа на стяжку
    Пластиковая пробуксовочная цепь на шинеПластиковая цепь на легковой покрышке
  2. Резина. С такими цепями допускается ехать со скоростью 80-90 км/ч. Их надевают на колеса для преодолевания, как твёрдых, так и мягких поверхностей. Резиновая цепь для легковых шинРезиновые цепи
  3. Сталь. Металлические аксессуары являются самыми надёжными и прочными. С их помощью можно проехать мягкий грунт, но в данном случае существует риск повреждения покрышки. Стальная цепь для легковой покрышкиСтальная цепь
  4. Алюминиевые сплавы. Цепи используются для прохождения дорог с твёрдым основанием. Приходят в непригодность они достаточно быстро.

При выборе антискользящих цепей необходимо учитывать ширину протектора резины и её величину. У всех цепей против скольжения присутствуют специальные грунтозацепы, при помощи которых они хорошо фиксируются на поверхности.

В завершение стоит отметить, что лучше всего покупать противоскользящие цепи отечественного производства. Что касается иностранных изготовителей, то такие изделия нередко имеют замки низкого качества и пластиковые оплётки.

Другие решения.


В идеале производители должны подготовить универсальные цепи противоскольжения. Однако, вы должны согласиться с другими идеями, которые также могут повысить вашу безопасность во время вождения в сложных зимних условиях. Одной из альтернатив являются жидкие цепи противоскольжения. Это смесь полимеров, которая после легкого и быстрого нанесения на шину увеличивает сцепление со льдом в несколько раз. Гладкие нескользящие цепи на колесах могут не работать в сугробах. Оказывается, не только толстая стальная цепь может поддержать нас зимой. Производители также используют композит. Другим решением являются цепочки из снежного материала, широко известные как снежные носки. Они сделаны из армированного сталью материала и, следовательно, тоньше и немного более универсальны, чем традиционные цепи. Однако они менее эффективны, особенно на свежем снегу.

 

А Вы пользовались когда-нибудь цепями для легковых или грузовых шин? Напишите в комментариях где и при каких условиях это было!

mtyre.ru

6 способов улучшить сцепление шин на зимней дороге

Зима, как известно, в России наступает неожиданно. Как быть, если вы еще не переобули автомобиль в зимнюю резину, а ехать нужно? Мы предлагаем несколько готовых решений, которые позволят даже на летней резине чувствовать себя на дороге более или менее комфортно

Конечно же, первое, что приходит на ум, когда речь заходит о комфортной и безопасной езде в зимних условиях, – это шипованные или фрикционные покрышки. Но зачастую случается так, что вы еще утром приехали на работу по сухому асфальту, а к вечеру ваш автомобиль занесен снегом. Как улучшить сцепление летней покрышки с обледенелой дорогой? Начнем с самого простого.

1. СПРЕЙ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ

А самое простое – это обработать покрышки специальным составом из баллончика.  На чистую покрышку вы распыляете это средство и спустя 3–4 минуты смело отправляетесь в путь. Надо отдать должное, средство действительно работает. Не шипы, конечно, но, по заявлению производителя, сцепление покрышки с обледенелой поверхностью улучшается на 30%. Далеко, разумеется, уехать не получится, но на 25–30 км пути без резких пробуксовок и торможений одной обработки хватить должно. Стоит такой баллончик не так уж дорого, чтобы при случае его купить и положить в багажник. Кстати, неплохо этот спрей действует и с обувью. Вот только использовать его можно в том случае, если вы знаете, что в ближайшее время не сядете за руль. В противном случае подошвы, в прямом смысле, будут прилипать к педалям.

2. БРАСЛЕТЫ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ

БРАСЛЕТЫ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ

Это приспособление являет собой некий симбиоз цепей противоскольжения и пластиковых хомутов. В свое время кому-то пришла в голову гениальная идея увеличить пластиковый хомут до размеров, при которых его можно будет надеть на колесо и снабдить пластиковыми шипами. Получилось дешево и довольно сердито. В комплекте, как правило, идет двадцать хомутов, то есть по десять на ведущее колесо. Рассекать на оборудованных такими браслетами покрышках по льду, конечно, не получится – вгрызться в лед пластику явно не удастся, а вот по рыхлому или слегка укатанному снегу добраться до чистого асфальта получится вполне. Неплохо такие браслеты работают и в грязи. Так что полезны они будут не только зимой, но и летом. К тому же ставить и снимать их можно несколько раз, конструкция это предусматривает.

3. СИЛИКОНОВЫЕ БРАСЛЕТЫ С ШИПАМИ

СИЛИКОНОВЫЕ БРАСЛЕТЫ С ШИПАМИ

Ехать по льду позволяет другое приспособление – силиконовые браслеты с шипами. По сути это вариация на тему тех же цепей, вот только вместо металлических цепей здесь выступает прочный силиконовый чехол с имплантированными в него шипами. Крепление может быть устроено как по принципу браслетов, так и традиционно, с помощью натяжного троса по радиусу колеса. Последнее не очень удобно, зато обеспечивает более плотное прилегание всей конструкции к колесу. Если эта конструкция не снабжена устройством самонатяжения, то останавливаться и проверять крепление рекомендуется через каждые 20–30 минут, а в тяжелых условиях и того чаще. Но зато на таких колесах вы сможете доехать до дома что в снегопад, что по гололеду. Правда, соблюдая определенные ограничения по скорости и маневрированию. Кстати, в отличие от более тяжелых стальных цепей, скорость на мягких может достигать 70–80 км/ч, в то время как на стальных она не может превышать 50 км/ч: большая центробежная сила может сорвать их с колеса и причинить немало хлопот.

4. ЦЕПИ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ

ЦЕПИ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ

Нужно сказать, что это приспособление человечеству известно довольно давно. На заре автомобилизации, когда покрышки не имели рисунка и были лысыми, как коленка, продвинутые автомобилисты перед преодолением трудных участков обматывали колеса веревками, тем самым улучшая сцепление с грунтом. Цепи в том виде, как мы привыкли, начали использовать уже во время Первой мировой войны. И вот теперь этот атрибут хорошо знаком как джиперам, так и людям, живущим в местах, где снег на дорогах – не редкость, а постоянная составляющая.

ЦЕПИ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ

Разновидностей цепей, как правило, всего три: «лесенка», «ромб» и «соты». У каждого типа есть свое предназначение. «Лесенка» – самый простой и предназначен для преодоления небольших участков дороги. «Ромб» обеспечивает более комфортное передвижение по дороге в связи с постоянным контактом цепи с поверхностью дороги, к тому же он лучше сопротивляется боковому сдвигу. Самыми дорогими и самыми прочными – ввиду более плотного переплетения цепи – являются «соты». При правильном подборе к размеру колеса эксплуатировать их можно столь долго, сколько это требуется.

5. СЪЕМНЫЕ ШИПЫ

ЦЕПИ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ

Да, не так давно на рынке появились и такие средства противоскольжения. Эти шипы, по заявлению производителя, можно ввернуть в любое колесо при наличии соответствующей головки и шуруповерта. Фактически такой шип являет собой саморез, на конце которого вместо шляпки победитовый наконечник. Задумка, конечно, интересная, но есть вопрос, насколько это удобно с точки зрения эксплуатации. Ведь не будете же вы их вворачивать, если вдруг выпал снег и дороги обледенели, и выворачивать, если вышло солнце. Да и прокрутить насквозь можно с непривычки, а это прямая дорога в шиномонтаж. К тому же зимняя резина все же имеет несколько иной состав и рисунок протектора.

6. РЕМОНТНЫЕ ШИПЫ

ЦЕПИ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ

А вот если у вас в зимней покрышке после долгой эксплуатации стало не хватать нескольких шипов, то на пустующее место можно ввернуть ремонтные. Отличие их от съемных в конфигурации платформы, с помощью которой они держатся в покрышке: вворачиваемая часть имеет тупой наконечник, что не позволяет таким шипам проткнуть покрышку насквозь. В комплекте к ним также идет специальная головка. 

Хочу получать самые интересные статьи

5koleso.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *