Меню Закрыть

Авто с роторным двигателем: История роторных моторов Mazda — Читальный зал — Motor

Содержание

Глава Mazda подтвердил возвращение автомобилей с роторными моторами :: Autonews

Компания Mazda в первой половине 2022 года снова начнет выпускать автомобили, оснащенные роторными двигателями. Об этом во время выступления рассказал глава японской марки Акира Марумото, сообщает Motor1.

Компактный роторный мотор используют в гибридной силовой установке маленького кроссовера Mazda MX-30. При этом агрегат не будет применен в качестве тягового элемента — он выступит в роли генератора для подзарядки аккумуляторов, питающих электрические моторы.

По словам Марумото, дорожные испытания автомобилей с роторными двигателями начнутся в январе 2021 года, а спустя год-полтора такие машины появятся в продаже.

На данный момент кроссовер Mazda MX-30 доступен с полностью электрической силовой установкой мощностью 105 кВт (143 л. с.), а также со 150-сильным двухлитровым бензиновым атмосферным мотором. Главной стилистической особенностью кроссовера Mazda MX-30, который был представлен в октябре прошлого года, стали маленькие задние двери, открывающиеся против направления хода.

Такие же распашные задние двери были и у последнего серийного автомобиля Mazda с роторным двигателем — спорткара RX-8, производство которого завершилось в 2012 году. Японская компания была одним из немногих автопроизводителей, которые во второй половине 20-го века серийно делали машины с роторно-поршневым двигателем Ванкеля.

Преимуществом таких моторов был низкий уровень вибраций, способность к работе на высоких оборотах, а также высокая мощность при небольшом объеме и меньшем количестве деталей. При этом для производства таких агрегатов требовалось дорогостоящее высокотехнологичное оборудование, а сами моторы обладали меньшим ресурсом по сравнению со стандартными поршневыми двигателями внутреннего сгорания.

7 автомобилей с двигателем Ванкеля, о которых вы не знали — АвтоМания

Роторный двигатель Ванкеля сегодня хорошо известен, как силовой агрегат Mazda RX или гоночной Mazda 767В. Однако ему так и не удалось завоевать сердца других автопроизводителей, хотя многие проводили с ним эксперименты. На самом деле, им оснащалось больше моделей, чем можно было себе представить. Даже чешская Skoda одно время пыталась вставить это блок в автомобиль массового рынка.

Мы выбрали семь интересных моделей, оснащенных двигателем Ванкеля, о которых вы наверняка не слышали. Некоторым из них несколько десятилетий, другие же выглядят вполне современно. Итак в хронологической последовательности.

1. Citroën M35

Фраза «старый Citroën» ассоциируется с моделями 2CV или DS, но М35, введенный в 1969 году, не менее интересен. Под капотом стоял двигатель Ванкеля, разработанный совместно с немецкой компанией NSU. Он имел объем один литр и развивал 50 лошадиных сил мощности. Автомобиль был разработан в качестве прототипа, чтобы узнать мнение потенциальных клиентов и решить вопрос, запускать ли его в производство. Но, видимо, оценка оказалась не слишком лестной, ибо он так и не вышел на рынок.

2. Mercedes-Benz C111

Экспериментальная серия моделей Mercedes, концепты которой мир увидел в вариантах I и II — 1969 и 1970 годы соответственно. Первая версия была оснащена трех-роторным агрегатом Ванкеля с двойным зажиганием, который развивал 280 л.с. мощности. А под капотом C111-II стоял уже четырех-роторный блок объемом 2,4 литра в 349 л.с. С такой мощностью в то время автомобиль с «плоским» кузовом, его высота была 1 112 мм, развивал максимальную скорость 290 км/час. Он имел ABS и регулируемое по высоте шасси. И это было в 1970-ом! Как вы догадались, в серию автомобиль так и не пошел.

3. Citroën GS Birotor

Хотя потенциальные клиенты не проявили восторга к модели М35, Citroën в 1971 году отважился на другую версию с двигателем Ванкеля — GS Birotor. У него было два ротора, а мощность достигала 107 л.с. В основном, это был приемник М35, но его даже запустили в производство. Правда, не слишком успешное, ибо было продано лишь 800 экземпляров. Среди причин, почему авто не приглянулось покупателям, называют слишком высокую стоимость, которая была примерно такой же, как у роскошной модели DS.

4. Mazda Roadpacer AP

Это была не совсем Mazda, а Holden Premier, который путешествовал из Австралии в Японию без двигателя, а там уже устанавливали двух-роторный Ванкель в 136 л.с. Но, так как это был слишком большой автомобиль, силовой агрегат оказался слабым и страдал от недостатка крутящего момента. Разгон был затяжным, скорость ограничивалась 166 км/час, а расход топлива был ужасающим.

5. Chevrolet Aerovette

Слухи о том, что Chevrolet готовит Corvette со средне-установленным двигателем, ходили долго. В 70-х американский производитель создал прототип Aerovette, появившийся под названием XP-882. Он был похож на Corvette и имел два дух-роторных двигателя Ванкеля от более раннего концепта XP-897 GT, соединенных друг с другом. По существу получился четырех-роторный агрегат, развивавший не менее 420 л.с. мощности. Но прототипу не удалось пойти в производство.

6. Mazda Eunos Cosmo

Последнее поколение Eunos Cosmo (так авто назвалось в Японии) появилось в 1990 году. Это был единственный автомобиль Mazda, имевший трех-роторный блок. У него был объем 2.0 литра и два турбонагнетателя, расположенные последовательно. Хотя двигатель имел огромный расход топлива, он «выдавал» впечатляющие 300 «лошадей» и 407 Нм крутящего момента.

7. Audi A1 E-Tron

Он пришел в автомобильный мир в виде концепта. По сути это был электрокар с расширителем диапазона. Но вместо традиционного двигателя внутреннего сгорания, работающего в качестве генератора, был установлен небольшой блок Ванкеля объемом 254 куб. см и мощностью 20 л.с.

Автомобили с роторным двигателем – стоят ли они внимания? + видео » АвтоНоватор

Обычно «сердце» машины представляет собой цилидро-поршневую систему, то есть основано на возвратно-поступательном движении, однако есть и другой вариант – автомобили с роторным двигателем.

Автомобили с роторным двигателем – главное отличие

Основная сложность в работе ДВС с классическими цилиндрами – преобразование возвратно-поступательного движения поршней в крутящий момент, без которого колеса не будут вращаться. Именно поэтому с того момента, как был создан первый двигатель внутреннего сгорания, ученые и механики-самоучки ломали головы над тем, как сделать мотор с исключительно вращающимися узлами. Удалось это германскому технику-самородку Ванкелю.

Первые эскизы были им разработаны в 1927 году, по окончании высшей школы. В дальнейшем механик купил небольшую мастерскую и вплотную занялся своей идеей. Итогом многолетней работы стала рабочая модель роторного ДВС, созданная совместно с инженером Вальтером Фройде. Механизм оказался похожим на электромотор, то есть основой его стал вал с трехгранным ротором, очень похожим на треугольник Рело, который был заключен в камеру овальной формы. Углы упираются в стенки, создавая с ними герметичный подвижный контакт.

Полость статора (корпуса) делится сердечником на соответствующее числу его сторон количество камер, причем за один оборот ротора отрабатываются три основных такта: впрыск топлива, воспламенение, выброс отработанных газов. На деле их, конечно, 5, но два промежуточных, сжатие топлива и расширение газов, можно не принимать во внимание. За один полный цикл происходит 3 оборота вала, а если учесть, что обычно устанавливаются два ротора в противофазе, автомобили с роторным двигателем имеют мощность в 3 раза больше, чем классические цилиндро-поршневые системы.

Насколько популярен роторный дизельный двигатель?

Первыми машинами, на которых был установлен ДВС Ванкеля, стали легковушки NSU Spider 1964 года выпуска, мощностью в 54 л.с., что позволяло разгонять транспортные средства до 150 км/ч. Далее, в 1967 году, был создан стендовый вариант седана NSU Ro-80, красивый и даже элегантный, с суженым капотом и несколько более высоким багажником. В серийное производство он так и не вышел. Впрочем, именно этот автомобиль подтолкнул многие компании покупать лицензии на роторный дизельный двигатель. В их число вошли Toyota, Citroen, GM, Mazda. Нигде новинка не прижилась. Почему? Тому причиной были серьезные ее недостатки.

Образуемая стенками статора и ротора камера значительно превышает объем классического цилиндра, топливно-воздушная смесь получается неравномерной. Из-за чего даже с применением синхронного разряда двух свечей не обеспечивается полное сгорание топлива. Как следствие – ДВС неэкономичен и неэкологичен. Именно поэтому, когда разразился топливный кризис, NSU, сделавшая ставку на роторные двигатели, была вынуждена слиться с Volkswagen, где от дискредитировавших себя «ванкелей» отказались.

Компанией Mercedes-Benz было выпущено лишь два автомобиля с ротором – С111 первого (280 л.с., 257.5 км/ч, 100 км/ч за 5 сек) и второго (350 л.с., 300 км/ч, 100 км/ч за 4.8 сек) поколения. Компанией Chevrolet также были выпущены две пробные машины Corvette, с двухсекционным двигателем на 266 л.с. и с четырехсекционным на 390 л.с., но все ограничилось их демонстрацией. За 2 года, начиная с 1974, компанией Citroen были выпущены с конвейера 874 автомобиля Citroen GS Birotor мощностью в 107 л.с., затем их отозвали для ликвидации, однако около 200 так и остались у автолюбителей. А значит, есть вероятность встретить их сегодня на дорогах Германии, Дании или Швейцарии, если, конечно, их владельцам дался капитальный ремонт роторного двигателя.

Наиболее стабильное производство смогла наладить компания Mazda, с 1967 по 1972 годы было выпущено 1519 автомобилей марки Cosmo, воплощенные в двух сериях по 343 и 1176 машин. За тот же период было выпущено в массовое производство купе Luce R130. «Ванкели» начали ставить на все без исключения модели Mazda с 1970 года, в том числе и на автобус Parkway Rotary 26, развивающий скорость до 120 км/ч при массе 2835 кг. Приблизительно в то же время началось производство роторных двигателей в СССР, правда, без лицензии, а, следовательно, до всего доходили своим умом на примере разобранного «ванкеля» с NSU Ro-80.

Разработка осуществлялась на заводе ВАЗ. В 1976 году был качественно изменен двигатель Ваз-311, а через шесть лет массово стала выпускаться марка Ваз-21018 с ротором мощностью 70 л.с. Правда, на всей серии вскоре был установлен поршневой ДВС, поскольку все «ванкели» сломались при обкатке, и потребовалась замена роторного двигателя. С 1983 года с конвейера стали съезжать модели Ваз-411 и Ваз-413 на 120 и 140 л.с. соответственно. Ими были оснащены отряды ГАИ, МВД и КГБ. В настоящее время роторами занимается исключительно компания Mazda.

Возможен ли ремонт роторного двигателя своими руками?

Самостоятельно что-либо сделать с ДВС Ванкеля довольно сложно. Наиболее доступное действие – замена свечей. На первых моделях они были вмонтированы непосредственно в неподвижный вал, вокруг которого вращался не только ротор, но и сам корпус. В дальнейшем, наоборот, статор сделали неподвижным, установив в его стенке 2 свечи напротив клапанов впрыска топлива и выпуска отработанных газов. Любые другие ремонтные работы, если вы привыкли к классическим поршневым ДВС, практически невозможны.

В двигателе Ванкеля деталей на 40 % меньше, чем в стандартном ДВС, работа которого основана на ЦПГ (цилиндро-поршневой группе).

Опорные вкладыши вала меняются в том случае, если начала проглядывать медь, для этого снимаем шестерни, осуществляем замену и снова напрессовываем зубчатые колеса. Затем осматриваем сальники и, если необходимо, меняем их тоже. Осуществляя ремонт роторного двигателя своими руками, будьте внимательны при снятии и установке пружин маслосъемных колец, передние и задние различаются по форме. Торцевые пластины тоже при необходимости подвергаются замене, причем устанавливать их нужно согласно буквенной маркировке.

Угловые уплотнения в первую очередь монтируются с передней стороны ротора, желательно их сажать на зеленую кастроловскую смазку, чтобы зафиксировать на время сборки механизма. После установки вала ставятся тыльные угловые уплотнения. Накладывая на статор прокладки, смажьте их герметиком. Апексы с пружинами в угловые уплотнители вставляются уже после того, как ротор помещен в корпус статора. В последнюю очередь смазываются герметиком прокладки передней и задней секций перед крепежом крышек.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Не только Mazda. Редкие автомобили с роторными двигателями — ClassicAutoClub.ru

Роторные двигатели пытались ставить на свои машины многие производители, но далеко не все смогли наладить их серийное производство.

Мы уже рассказывали об устройстве роторного двигателя и о классических роторных Маздах в одной из наших статей. Однако первыми машинами с «ротором» были не они.

NSU Spider

В 1964 году немецкая компания NSU из Неккарзульма выпустила первый в мире серийный автомобиль с двигателем Ванкеля – NSU Spider.

Машина выпускалась только в кузове кабриолет и имела мотор мощностью 50 л.с. (на более поздних моделях – 54 л.с). В 1966 году гонщик Аль Оже из Ричмонда, Калифорния, стал первым официальным победителем в автоспорте на машине с двигателем Ванкеля. В 1967 году Spider был снят с производства и заменен моделью NSU Ro 80 с роторным мотором второго поколения.

NSU Ro 80

Этот автомобиль имел более мощный «ротор» (113 л.с.) и необычную полуавтоматическую трансмиссию: вместо педали сцепления здесь устанавливался электрический переключатель, который включал нужную передачу с помощью вакуумной системы.

Дизайн Ro 80 был разработан Клаусом Люте, который позже создал облик многих моделей Audi и BMW. К сожалению, первые роторные моторы были ненадежны и слишком быстро изнашивались, что и привело компанию NSU к разорению.

Citroen M35 и GS Birotor

Небольшая партия прототипов в кузове купе на основе модели Ami 8 была создана для испытания роторного двигателя, выпущенного компанией Comotor – совместным предприятием NSU и Citroen. Модель получила название M35.

Машина официально не поступала в продажу, а поставлялась лояльным покупателям Citroen для тестирования. Мощность двигателя объемом 0,9 л составляла 49 л.с.

Эксперимент был признан успешным, и роторный мотор увеличенной мощности (106 л.с.) установили на модель GS Birotor (также известную как GZ), вышедшую в 1973 году. Однако из-за неэкономичности «ротора» и начавшегося топливного кризиса выпуск автомобиля был прекращен. Всего было продано 847 экземпляров Birotor.

Mercedes-Benz C111

Под этим индексом компания Mercedes-Benz выпускала самые разные прототипы автомобилей, экспериментируя с новыми технологиями. Очередь дошла и до роторного двигателя: первую версию с таким мотором представили на Франкфуртском автосалоне в 1969 году. Мощность двигателя составляла 280 л.с., а максимальная скорость машины была 270 км/ч.

Вторую версию автомобиля показали публике в следующем году на Женевском автосалоне. На этом прототипе стоял четырехсекционный «ротор» мощностью уже 370 л.с., а до «сотни» он разгонялся за 4,9 секунды! Максимальная скорость машины при этом достигала 300 км/ч.

Chevrolet Aerovette

Не осталась в стороне от роторных двигателей и компания Chevrolet: флагман марки, Corvette, стал основой для экспериментов. В 1972 году среднемоторный прототип под кодовым названием XP-895 оснастили двумя роторными моторами, превратив их в один четырехсекционный мощностью 420 л.с.

В 1973 следующий прототип, XP-897GT, получил уже двухсекционный роторный двигатель. Однако из-за топливного кризиса, как и многие другие компании, Chevrolet прекратила разработки в сфере роторных моторов и оснастила концепт-кар двигателем V8 объемом 6 л и мощностью 400 л.с., после чего он получил название Aerovette, но в производство так и не пошел.

Mazda Rotary Pickup и Parkway 26

Роторные автомобили компании Mazda не нуждаются в представлении, но не всем известен тот факт, что фирма выпускала единственные в мире автобус и пикап с двигателями Ванкеля.

Rotary Pickup продавался с 1974 по 1977 год только на американском и канадском рынках и оснащался 1,3-литровым роторным двигателем 13B мощностью 110 л.с.

Автобус Mazda Parkway 26 с роторным мотором выпускался в эти же годы только в Японии, однако объем двигателя 13B был увеличен до двух литров, а мощность возросла до 135 л.с. Всего было произведено 44 таких автобуса, рассчитанных на 26 посадочных мест.

Отечественные роторные двигатели

В Советском Союзе велись собственные разработки роторных моторов. Первый такой «ротор», ВАЗ-311 мощностью 65 л.с., увидел свет в 1976 году, а спустя пять лет доработок была выпущена пробная партия в 50 штук роторных ВАЗ-21018, которые в продажу не поступали, а разошлись среди сотрудников ВАЗа.

Позже из двух двигателей ВАЗ-311 был сделан один двухсекционный мощностью 120 л.с., который устанавливался на ВАЗ-21019: такие машины изготавливались для сотрудников спецслужб. И только в 1998 году был выпущен гражданский вариант двухцилиндрового роторного 1,3-литрового мотора ВАЗ-415, которым оснащались некоторые «пятерки», «семерки», «восьмерки» и «девятки».

Заключение

Производители пытались также устанавливать двигатель Ванкеля на мотоциклы и даже на… снегоходы! В 1966 году американская компания Outboard Marine Corporation (OMC) создала свой роторный мотор Rotura, подписав контракт с фирмой NSU – это была первая попытка создания подобного двигателя в Америке. Однако компания не выдержала конкуренции с другими производителями снегоходов, так как модели с «роторами» стоили гораздо дороже обычных (примерно на 235 $).

Роторный двигатель, несмотря на изящество своей конструкции, так и не стал массовым. Большой расход топлива и масла, быстрый износ деталей, повышенная токсичность выхлопных газов стали препятствием для его установки на серийные автомобили. И лишь инженеры Mazda смогли сбалансировать устройство «ротора», использовав его преимущества, а повышенная мощность таких двигателей позволила компании достичь успехов в автоспорте.

Есть ли у роторного двигателя будущее? Сложно дать определенный ответ, однако, несмотря на некоторые особенности, у этого мотора есть свои преданные поклонники и поныне.

Текст: Юлия Измайлова

Автомобили Mazda — модельный ряд, характеристики и комплектации

30 Января

30 Января

По итогам 2011 года компания Mazda реализовала в России 39 718 автомобилей, что на 59% больше результата 2010 года. Тройка лидеров — Mazda3, Mazda6, Mazda CX-7

2010

2010

1 Июня

1 Июня

Компания Mazda подписывает соглашение о промышленной сборке автомобилей с Минэкономразвития России. Оно предусматривает создание автосборочного производства в Приморском крае. Сейчас сборочные заводы компании действуют в 21 стране мира, экспорт осуществляется более чем в 120 государств

1998

1998

1 Января

1 Января

Mazda вступает в альянс Ford/Daimler-Benz/Ballard с целью разработки технологии топливных элементов

1996

1996

1 Января

1 Января

Процент доли Ford в компании Mazda увеличился с 25% до 33,4%

1993

1993

1 Января

1 Января

Заключается долгосрочное соглашение с Ford

1983

1983

1 Января

1 Января

Mazda вступает в финансовый союз с Kia Motors, купив 8% её активов

1980

1980

1 Января

1 Января

Mazda Familia становится автомобилем года в Японии

1970

1970

1 Января

1 Января

Произведено 100 000 автомобилей с роторным двигателем

1967

1967

1 Января

1 Января

Начало полномасштабного экспорта автомобилей Mazda на европейский рынок

1963

1963

1 Января

1 Января

В Токио показан первый роторный двигатель Mazda, а общее количество выпущенных автомобилей достигло 1 миллиона

1961

1961

1 Января

1 Января

Начало сотрудничество с немецкой компанией ТЫГ в области разработки и производства роторных двигателей. В этом же году выпущен пикап Mazda Proceed (B-series 1500)

1960

1960

1 Января

1 Января

Выпущен первый легковой автомобиль Mazda — 2-дверная городская модель R360

1950

1950

1 Января

1 Января

После Второй Мировой войны завод Toyo Kogyo оказался разрушен лишь частично и к 1950 году компания начинает производство грузовиков Type CT

1932

1932

1 Января

1 Января

Автомобили Mazda экспортируются в Китай

1931

1931

1 Января

1 Января

В 1920-х годах компания выпускает небольшую тестовую партию мотоциклов, а с 1931 году начинается производство трёхколёсных грузовичков с двигателями объёмом 500 куб.см. В качестве торговой марки для этих машин было выбрано название Mazda

1920

1920

1 Января

1 Января

Дзюдзиро Мацуда с группой инвесторов купил разорившуюся компанию по производству строительных материалов в Хиросиме и назвал ее Toyo Cork Kogyo. Компания занималась производством стрйматериалов из пробки

Роторный двигатель на «Ладах». От «Копейки» до «Десятки»: mexanizm — LiveJournal

Внешне  эти машины ничем не отличаются от обычных, производства ВАЗ, как  классических моделей, так и «зубил». Лишь звук работы мотора несколько  иной, отличался от звука обычных «жигулевских» движков. Но если нужно  было, то роторная «Лада» с лёгкостью могла догнать любую машину,  встречавшуюся на дорогах СССР.

Роторно-поршневой  двигатель серийно на советские машины никогда не устанавливался и  обычным покупателям был недоступен. Небольшие партии автомобилей, с  установленным на них РПД предназначались для спецслужб, это так  называемые «догонялки». 

Бытует  мнение, что разработкой роторно-поршневых двигателей в СССР впервые  занялись на ВАЗе, изучив конструкцию мотора серийной японской Мазды. Эта  японская компания уже в 1970-х серийно производила автомобили с  двигателем Ванкеля. 

В  этой версии правда смешалась с мифом. Исследованиями на тему роторных  двигателей в СССР занимались задолго до того, как был заложен первый  камень в фундамент Волжского автогиганта. Разработки велись и в НАМИ,  правда, основной сферой применения таких моторов видели всё же авиацию.  Но и за «железный занавес» посматривали с интересом, ведь на Западе то и  дело появлялись любопытные решения, наподобие германского NSU Ro-80. 

Поэтому  первопроходцем в теме разработки РПД в СССР Волжский автозавод не был,  но он действительно первым установил такой двигатель на советскую  легковую машину. Да, и правда насчет Мазды, но о прямом копировании там  речи не идет. В ходе испытаний мотора выяснилась масса слабых мест,  устраняя которые, наши конструкторы внесли столько корректировок, что по  итогу получился совсем другой мотор.

Основоположником  концепции РПД является талантливый немецкий изобретатель Генрих  Ванкель. Работы над своим детищем он начал еще в 1920-х годах. Мотором  заинтересовалась BMW, оказывала финансовую поддержку исследователю, но  до коммерческого продукта дело тогда так и не дошло, а там и вовсе  смутные времена в Европе наступили…

Принцип работы РПД. 

Продолжил  Ванкель свои исследования уже после войны, и при поддержке компании  NSU, на автомобили которой предполагалась установка РПД.

На  этот раз почти получилось. В 1963 году появилась роторная версия  знаменитого NSU Prince, вскоре подобным мотором обзавелся и  полноразмерный седан NSU Ro-80, завоевавший в 1968 году почетный титул  Автомобиля года в Европе. 

Двигатель NSU Ro-80. Машина, кстати, переднеприводная.

Несмотря  на столь высокое достижение, автомобили разочаровали владельцев низким  ресурсом капризного мотора и его высокой прожорливостью. Спрос на них  был невысок, за 10 лет производства собрали всего 37 тыс. экземпляров.

Опыт  западных коллег, в том числе и негативный, помог советским инженерам  выработать саму концепцию применения будущего мотора – автоспорт, и  различные «догонялки», где такие факторы как ресурс мотора и его  экономичность были, по сути, не важны.

ВАЗ-21018

Большую  роль в появлении «советского Ванкеля» сыграл В.Н.Поляков, фактически,  под свою ответственность распорядившийся начать работы по разработке  двигателя уже конкретно для применения его на автомобилях ВАЗ.

Опытные  образцы односекционного РПД были готовы в 1976 году, но испытания  показали, что на машины их ставить пока рано, слишком они были «сырыми».  Процесс доводки занял несколько лет, на завод даже сам Ванкель  приезжал, делился своим опытом. 

Впервые  РПД мощностью 70 л.с. под капотом «копейки» оказался в 1982 году.  Машина получила индекс ВАЗ-21018 и одно из неофициальных названий «волк в  овечьей шкуре». Учитывая специфику будущего применения, информации о  машине в прессе было мало, а те скромные крупицы, что просачивались в  советскую прессу, обрастали впоследствии массой мифов и догадок. 

Скромные упоминания о машине в советской прессе. 1985 год.

В  ходе испытаний двигатели ВАЗ-311 один за одним выходили из строя, менее  чем за год они все вышли из строя. По результатам очередной масштабной  работы над ошибками, уже через год появился двухсекционный двигатель  ВАЗ-411 мощностью 120 л.с. 

Этот  двигатель, а так же его более мощная (140 л.с.) версия ВАЗ-413 нашел  применение в машинах КГБ. В основной состав кортежей они не входили,  статус ведь не тот, но, как говорят, всегда были где-то неподалёку, под  видом обычных гражданских машин. Но большая часть машин шла на службу  МВД, в особенности – ГАИ. 

Внешне  эти «заряженные» версии ничем не отличались от обычных патрульных  машин. Ели очень уж хорошо присмотреться к передней части, то за  радиаторной решеткой можно рассмотреть, помимо обычного, еще и масляный  радиатор, которого на обычных «Жигулях» никогда не было. Роторный  двигатель при работе сильно греется.

Чаще всего, советский «Ванкель» ассоциируется именно с «копейкой», иногда еще вспоминают «пятерку», имевшую индекс ВАЗ-21058. 

Небольшие  партии выпускались до 1991 года, в свободную продажу они не поступали, и  даже после распада СССР, с выходом роторной ВАЗ-21079, всё было не так  просто. Отсутствовали необходимые документы, разрешающие её реализацию  населению, ведь необходимыми сертификатами для свободной, коммерческой  реализации машин с таким двигателем завод не обзавелся, учитывая узкую  специфику применения в СССР, сертификаты для розницы просто были не  нужны.

Шли  годы, и лишь в 1997 году любой желающий мог купить новый отечественный  автомобиль с двигателем Ванкеля. Желающих, правда, было немного. О  плюсах, и тем более минусах таких моторов автолюбители, в основной своей  массе, уже знали.

Для  любителей «светофорных гонок» и прочего стритрейсинга способность  «восьмерки» набирать сотню за 8 секунд было большим плюсом, скорость под  200 км/час тоже являлась важным преимуществом (с нарушением ПДД,  естественно), но масса проблем тоже имела вес. 

РПД под капотом ВАЗ-2108

Низкий  ресурс, постоянно текущие сальники, повышенный расход бензина и  капризность не нового мотора не вызывали оптимизма у потенциальных  покупателей из категории тех, кому автомобиль нужен просто что бы  ездить.

В  принципе, эти же проблемы преследовали и зарубежные машины с РПД, из-за  чего те и не получили массового развития, так что в данном случае  упрекать ВАЗ особо не в чем, сама конструкция мотора очень уж  специфична.

Кстати,  в 90-х и начале 2000-х появились роторные модификации ВАЗ 2110 и 2115, к  которым добавлен индекс 91, но большого распространения они тоже не  получили, и в 2004 году работы над совершенствованием РПД на ВАЗе были  свернуты окончательно.  Oldtimer

Mazda возобновит производство роторных двигателей. Они станут экстендерами

Softeis / wikipedia.org

Японская компания Mazda объявила о намерении возобновить выпуск роторных двигателей, которые будут использоваться в качестве экстендеров на перспективных гибридных автомобилях. Как пишет AutoBlog, первый серийный автомобиль с новым роторным двигателем будет выпущен в 2019 году.

Экстендерами принято называть небольшие двигатели внутреннего сгорания на гибридных автомобилях, отвечающие за привод генератора, который, в свою очередь, подзаряжает аккумуляторы и питает ходовые электромоторы в поездке. Экстендер получил такое название благодаря способности увеличивать дальность электрического хода автомобиля.

Компания Mazda занималась выпуском роторных двигателей с 1960-х годов и фактически была единственным серийным производителем таких силовых установок. Они ставились на спортивные автомобили RX-7, Cosmo и RX-8. В 2012 году выпуск автомобилей RX-8 прекратился, а вместе с ними компания перестала производить и роторные двигатели.

В роторных двигателях внутреннего сгорания, в отличие от распространенных поршневых, основу силовой установки составляет ротор, планетарно вращающийся вокруг вала и передающий вращение на него. Во время работы двигателя между ротором и корпусом установки образуются полости переменного объема, выполняющие роль цилиндров. Роторные двигатели Mazda имеют ротор в виде треугольника Рело.

В целом роторные двигатели Mazda имели меньшие, чем поршневые, размеры, но при этом могли выдавать большие мощность и крутящий момент. Тем не менее роторные силовые установки были сложнее в техническом обслуживании.

Как ожидается, на перспективном гибридном автомобиле Mazda, который, предположительно, по своим размерам будет соответствовать Mazda 3, будет установлен роторный двигатель с одним ротором. При этом сама установка будет ориентирована горизонтально. Двигатель будет приводить вал электрогенератора.

Следует отметить, что Mazda уже проводила эксперименты с использованием роторного двигателя в качестве экстендера. В 2013 году компания представила демонстратор технологий гибридного автомобиля с роторным мотором Mazda 2 EV. Дальность хода этой машины на аккумуляторах составляла 200 километров и 380 километров с использованием экстендера.

Василий Сычёв

6 увлекательных роторных автомобилей — это не Mazda RX

В то время как знаменитое стремление Mazda к созданию спортивных автомобилей с роторным двигателем, возможно, является самым большим успехом Ванкеля, RX-7 и RX-8 были не единственными, кто добился успеха. Изображение: Wikimedia Commons / Tennen-Gas

Никто не станет спорить, что Mazda RX-7 и RX-8 были самыми известными рокадными автомобилями, построенными с роторными двигателями.Была также потрясающе красивая Mazda 787B, единственная машина с роторным двигателем, когда-либо выигравшая Ле-Ман.

Но было много других автомобилей, в которых использовалась поворотная конструкция. Некоторые из них преуспели в жизни лучше, чем другие, но все они разделяли дух сочетания небольшой емкости с высокой удельной производительностью. Давайте прокатимся по переулку памяти и рассмотрим некоторые из проектов, о которых забыла роторная слава.

Концепт Audi A1 e-tron

Маловероятная запись в этот список с четырьмя кольцами также является самой последней.Концепция A1 e-tron появилась в 2010 году как видение того, как можно приводить в движение малый автомобиль будущего. Он использовал гибридную трансмиссию, основанную на двух электродвигателях и двигателе; в данном случае это 254-кубовый двигатель Ванкеля, но можно было бы заменить и другие типы двигателей.

Как и любой расширитель диапазона, он мог работать только на электричестве или на комбинации двигателя и моторов. Он весил всего 1190 кг, даже с учетом батарей и двигателей, но все равно был не очень впечатляющим в движении.Разгон 0-100 км / ч занял неторопливые 10,2 секунды. У него всегда было только 60 лошадиных сил; его пиковая мощность в 101 л.с. была только вашей короткими очередями. По крайней мере, его 12-литровый наперсток топливного бака мог превысить общий теоретический пробег автомобиля до 155 миль.

Mazda Cosmo (HB)

Изображение: Wikimedia Commons / Tennen-Gas

Cosmo был первым автомобилем Mazda с роторным двигателем и долгое время был флагманом компании.Mazda продолжала придерживаться этого, пока не стало ясно, что она потеряла потребительскую привлекательность вместе с более гладким и желанным RX-7. Это было огромным позором, потому что последний (JC) Cosmo стал технологическим центром, намного опередив свое время.

Это HB Cosmo, который, как правило, остается незамеченным, хотя он менее желателен, чем JC или ранние версии, L10A / B и CD. Модель HB была воплощена в чистом дизайне 1980-х годов, она отличалась потрясающим интерьером и, конечно же, выдвигающимися фарами.Это не самая красивая вещь в мире, но сегодня она сохраняет сладкий ретро-шарм.

НГУ Ро 80

Изображение: Wikimedia Commons / Лотар Спурзем

NSU был первым западным автопроизводителем, построившим автомобиль с роторным двигателем.Это был Паук 1964 года, но нам не удалось найти его достаточно больших изображений. Вместо этого мы представляем более позднюю модель. Ro 80 1967 года был четырехдверным седаном, предназначенным для семей из бывшей Западной Германии. Wankel, построенный на Comotor, имел объем 995 куб.см и выдавал на переднюю часть очень здоровые 106 л.с.

NSU был постепенно поглощен Audi в течение следующих десятилетий, но место, на котором он был построен, в Неккарзульме, до сих пор используется Audi для производства A4, A5, A6, A7 и A8. Audi Sport также базируется там.

AMC Pacer

Изображение: Wikimedia Commons / Кристофер Зимнович

Прежде, чем кто-либо начнет яростно комментировать, что Pacer на самом деле не использовал роторный двигатель, для которого он был разработан; мы знаем.Мы говорим о прототипе, который поразил Северную Америку в то время, когда обстоятельства только начинали выталкивать людей из их гигантских пожирателей бензина в нечто меньшее. В этом прототипе использовался ротор.

К несчастью для AMC, соглашения о поставке двигателей были разорваны и забыты поставщиком General Motors, когда стало ясно, что агрегат просто не будет соответствовать грядущим и более строгим нормам США по выбросам. Спешно адаптированный рядный шестицилиндровый Pacer сначала продавался хорошо, но его низкая топливная экономичность подводила его по сравнению с четырехцилиндровыми автомобилями GM и другими, выпущенными к концу 70-х годов.

Citroen GS Биротор

Исходные изображения: Wikimedia Commons / order_242 / Gérard Delafond

Великолепный Citroen GS породил роторного брата, иногда называемого GZ, но обычно известного как Birotor.Два ротора Ванкеля работали в идеальной гармонии, обеспечивая плавную передачу мощности, которая шла рука об руку с удивительно удобной гидропневматической подвеской Citroen.

Но это был ужасный провал. Великолепно, но с соответствующей ценой, он стоит столько же, сколько больший DS и примерно на 70 процентов дороже, чем обычный GS. Как только он был выпущен, разразился нефтяной кризис 1970-х, и жаждущий Birotor стал таким же желанным, как лицевые бородавки. Сообщается, что было продано всего 847 автомобилей, и Citroen фактически попытался полностью отказаться от этой модели, первоначально отказавшись поставлять запчасти или даже признать существующих владельцев.

Chevrolet Aerovette

Независимо от того, что приводило в движение, Aerovette со средним расположением двигателя был абсолютным шедевром американского дизайна.Первоначально написанный в 1960-х годах, он сохранял чувство родства с Corvette Stingray, но в то же время выглядел намного быстрее. Экспериментальный проект 882 (XP-882) был постоянным проектом во второй половине десятилетия, прежде чем в 1972 году он был модернизирован новым четырехроторным двигателем.

Два двухроторных двигателя Chevrolet Vega были объединены, и автомобиль был переименован в XP-895. Он производил 420 л.с. и, скорее всего, звучал эпично, но, как и в случае с другими роторными автомобилями той эпохи, нефтяной кризис разрушил все шансы на его производство.В 1976 году Wankel был заменен красивым, эффективным 6,6-литровым двигателем V8, названным Aerovette и добавленным в производственный календарь 1980-х годов. Затем он был снова отменен после того, как несколько высокопоставленных сотрудников GM ушли на пенсию и компания сменила направление. Жаль, если вы спросите нас, хотя спорткар Chevrolet со средним расположением двигателя наконец-то прибывает в США.

Автомобили с роторным двигателем: прошлое, настоящее и будущее

Мы все знаем о мнениях — у каждого есть свое мнение и так далее, — но, возможно, в автомобильном мире нет ничего столь же вызывающего разногласия, как роторный двигатель.Поклонники будут ликовать о присущей им плавности и великолепной возможности изменения, в то время как все остальные будут бормотать что-то о наконечниках ротора, NSU Ro80 и замененных двигателях. Но где же правда? Был ли роторный двигатель автомобильным тупиком или ему следовало дать еще один шанс?

История

Роторный двигатель был детищем немецкого инженера Феликса Ванкеля (поэтому его часто называют роторным двигателем Ванкеля), которому в 1929 году был выдан патент на этот новый тип двигателя внутреннего сгорания.Тем не менее, только после Второй мировой войны в NSU всерьез начались дальнейшие разработки: Ванкель разработал один двигатель, а второй, построенный под руководством Ханна Дитера Пашке, в конечном итоге был принят в качестве образца современного двигателя. роторный двигатель.

В начале 1960-х Mazda и NSU объединили усилия для дальнейшей разработки роторного двигателя и устроили почти официальную гонку, чтобы увидеть, кто первым сможет запустить в производство роторный двигатель. NSU победила дебютом NSU Spider, за которым последовал (не) знаменитый Ro80.Mazda, тем временем, могла быть черепахой для зайца NSU, но ее двигатель был лучше решен в некоторых отношениях, и именно Mazda произвела несколько серийных автомобилей с роторным двигателем, в частности, поколения моделей RX.

> Роторный двигатель Mazda — 50 лет роторным автомобилям

Как это работает?

Практически единственным элементом роторного двигателя и традиционного бензинового агрегата является то, что он использует одни и те же четыре ступени — впуск, сжатие, зажигание и выпуск — но об этом процессе не заботятся цилиндры и поршни в традиционном смысле.В роторном двигателе типичный цикл Отто имеет место в камере овальной формы, в которой вращается треугольный ротор, эффективно заменяя поршни в традиционном двигателе.

Для тех из вас, кто достаточно взрослый, чтобы помнить, как выглядел набор чертежей спирографа, это очень хорошо отражает вид движения ротора в его корпусе. Когда ротор перемещается по камере, он расширяется и сжимает содержащиеся внутри газы, втягивая воздух в камеру и вытесняя выхлопные газы.Через центр ротора проходит выходной вал, который связан с помощью набора планетарных шестерен, чтобы концы ротора контактировали со стенками «цилиндра», в то время как эксцентриковый вал передает мощность на маховик.

Фаза впуска начинается, когда кончик ротора проходит мимо впускного отверстия — здесь нет необходимости в клапанах, впускные и выпускные порты всегда открыты — и по мере увеличения размера камеры втягивается топливно-воздушная смесь. , и когда следующий конец ротора проходит через впускное отверстие, камера закрывается, что позволяет перейти к следующему этапу.По мере вращения ротора камера, в которой находится топливно-воздушная смесь, становится меньше, сжимая смесь, что позволяет начать горение при подаче искры от традиционных свечей зажигания.

Две свечи обычно устанавливаются на роторный двигатель, так как из-за формы камеры сгорания возникающее пламя будет слишком долго перемещаться внутри камеры, что приведет к образованию слишком большого количества несгоревших газов. Как только кончик ротора проходит через выхлопное отверстие, отработанные газы удаляются, завершая цикл.

Какие преимущества?

Итак, это краткое изложение теории, но где же преимущества по сравнению с традиционным двигателем внутреннего сгорания? Во-первых, здесь гораздо меньше движущихся частей, нет распредвалов и клапанов, о которых нужно беспокоиться. Во-вторых, поскольку ротор и связанные с ним валы работают в одном круговом движении, роторный двигатель имеет тенденцию быть намного более плавным, чем традиционный двигатель с его возвратно-поступательным движением.

И хотя ротор проходит тот же четырехтактный цикл, что и традиционный двигатель, каждый из трех лопастей ротора проходит через этот процесс непрерывно, поэтому фактически существует три такта мощности на каждый оборот двигателя.Таким образом, роторные двигатели, как правило, имеют высокую удельную мощность — 1-литровый двигатель в NSU Ro80 выдавал 114 л.с. чрезвычайно впечатляюще в конце 1960-х годов.

Поскольку роторные двигатели очень компактны по конструкции, физический размер двигателя значительно меньше, чем у традиционного двигателя внутреннего сгорания, что также дает очевидные преимущества с точки зрения экономии веса и упаковки.

Есть недостатки?

К сожалению, много. Первоначально у NSU была проблема с конструкцией наконечников ротора, из-за которых они либо теряли контакт со сторонами камеры, либо повреждали стенки камеры, что приводило к многочисленным претензиям по гарантии и замене двигателей.Это было настолько финансово, что NSU в конечном итоге перешла к Audi. В то время как Mazda лучше справилась с решением проблемы наконечников ротора, в целом роторный двигатель не так долговечен, как обычный агрегат, что приводит к необходимости ремонта на более раннем этапе эксплуатации автомобиля, чем двигатель с обычным двигателем.

Роторный двигатель также не очень экономичен и имеет низкие оценки в тестах на выбросы загрязняющих веществ. Даже с двумя свечами, обеспечивающими искру для сгорания, форма и размер камеры сгорания действительно означает, что значительное количество несгоревшего топлива выходит через выхлопное отверстие, делая автомобиль с роторным двигателем более голодным, чем автомобиль с обычным двигателем.Гораздо лучшим предложением был бы роторный двигатель, работающий на водороде, поскольку его значительно более летучая природа не приводила бы к утечке несгоревшего топлива.

Что еще хуже, роторные двигатели нуждаются в том, чтобы их камеры ротора смазывались маслом, и даже при точном впрыске очень небольших количеств, чтобы роторы не повредили стенки камеры, часть этой смазки неизбежно будет выбрасываться вместе с выхлопом. газы, усугубляющие их выбросы.

Наши пять лучших автомобилей с роторными двигателями

Несмотря на свои проблемы, роторные двигатели часто возвращаются на рынок, особенно Mazda, главный сторонник их достоинств.Концепция RX-Vision была представлена ​​в Токио еще в 2015 году, но серийная версия так и не была реализована, и хотя были разговоры о том, что роторный двигатель используется в качестве расширителя диапазона для электромобилей несколькими производителями (включая, что неудивительно, Mazda), поскольку пока серийных моделей не было.

А пока нам придется наслаждаться теми роторными двигателями из прошлого. Вот наша пятерка.

NSU Ro80

В то время как люди более молодого возраста почти наверняка подумают о Mazda, когда их спросят о машине с роторным двигателем, для людей определенного возраста NSU Ro80 будет первым автомобилем, который придет на ум.И по совершенно неправильным причинам. Большинство не помнит его передовой дизайн, использование дисков по кругу или его мощность в 114 л. С. Всего из одного литра емкости.

Нет, большинство будет помнить сгоревшие наконечники ротора, ремонт двигателя на 30 км миль и репутацию хронически ненадежного человека. Это будет несправедливое примечание в учебниках истории роторного двигателя — это был отличный автомобиль для вождения, и во многих отношениях он был на десять лет раньше своего времени. Да, вначале у него были проблемы с двигателем, но они были решены в течение его срока службы.Однако для NSU было уже слишком поздно, и, несмотря на десятилетний производственный цикл, было выпущено всего 37 398 экземпляров, а финансовое бремя автомобиля ускорило безвременную кончину NSU.

Mazda RX-7 (третье поколение)

Несмотря на объем всего 1,3 литра, Mazda RX-7 Mk3 была хороша на 252 л.с., в немалой степени благодаря двойным турбонагнетателям, и при небольшой снаряженной массе в 1218 кг. был наделен 210 л.с. на тонну. Небольшой двигатель был установлен прямо рядом с переборкой для конфигурации с передним и средним расположением двигателя — он был исключительно маневренным и делал его достойным автомобилем для водителя.

Играя главные роли во многих гоночных играх, таких как Need for Speed ​​ и Grid , автомобиль оставался знаменитым еще долго после прекращения производства в 2002 году. Сегодня автомобиль вспоминают как культового героя. И хотя это правда, что роторный двигатель RX-7 может нуждаться в ремонте всего за 60 000 миль (основная причина — изношенные концы ротора), ухоженный RX-7, безусловно, является заманчивой перспективой.

Citroën GS Birotor

Классический случай правильного автомобиля, неправильного времени? Мы никогда не узнаем, но Citroën GS Birotor был основан на популярном GS, и с его двигателем объемом 995 куб. См, развивающим 106 л.с., он должен был быть подходящей моделью с максимальным объемом.Это был не только более быстрый, чем обычный GS, но и более качественный продукт, с дисковыми тормозами со всех сторон и более роскошным интерьером.

Но, как и все автомобили с роторным двигателем, у него была трагическая жажда топлива, и его запуск в октябре 1973 года, к сожалению, совпал с нефтяным кризисом 1973 года. Цены на топливо взлетели, и покупатели стали держаться подальше, отдав предпочтение более экономичной технике. Всего было продано 847 экземпляров, прежде чем Citroën прекратил поставки, даже попытался выкупить все экземпляры, которые он уже поставил.В результате сегодня выживают очень немногие GS Birotors.

Mercedes C111

Хотя изначально предполагалось, что это будет только исследовательский проект, Mercedes C111 должен быть в самом верху списка концептов, которые мы хотели бы построить. Футуристический стиль Бруно Сакко был великолепен — несомненно, этому способствовал его прекрасный оранжевый оттенок — но, возможно, часто забывают, что два экземпляра были сделаны с роторными двигателями.

C111-I 1969 года имел трехроторный двигатель Ванкеля мощностью 276 л.с., в то время как C111-II 1970 года имел четырехроторный двигатель мощностью 345 л.с., что давало им максимальную скорость 168 и 186 миль в час соответственно, в то время как C111-II имел 0-62 миль в час всего за 4.9сек. Однако даже инженеры Mercedes не смогли заставить его работать должным образом, ссылаясь на проблемы с надежностью и долговечностью, а также на потенциальные проблемы при прохождении правил выбросов США.

Mazda 787B

Эпоха Группы C породила замечательную технику, возможно, ничто не лучше, чем единственный автомобиль без поршневого двигателя, выигравший в Ле-Мане — Mazda 787B. 2,6-литровый четырехроторный агрегат автомобиля выдавал 697 л.с. при 9000 об / мин и 448 фунт-фут крутящего момента при 6500 об / мин в гоночной комплектации (Mazda утверждает, что 845 л.с. могли быть произведены в квалификационных спецификациях), гарантируя, что соотношение мощности к массе двигателя было значительно лучше, чем у двигателя. его конкуренты с более крупными двигателями.

Тем не менее, конкуренты, такие как твин-турбо V8 C11 от Mercedes, были быстрее на одном круге. Но что интересно, безнаддувный роторный агрегат 787B превзошел тенденцию, установленную где-то еще в этом списке, будучи удивительно надежным. Это позволило ему превзойти все шансы и выиграть «24 часа Ле-Мана» 1991 года под управлением Джонни Герберта, Фолькера Вайдлера и Бертрана Гашо. Впоследствии роторные автомобили были запрещены в Ла Сарте, но победа 1991 года продемонстрировала, что при правильной разработке роторный двигатель может конкурировать с лучшими поршневыми машинами и превосходить их.

50 ЛЕТ РОТАЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Без роторного двигателя, наверное, не было бы Mazda. А без Mazda роторный двигатель, конечно, не производился бы почти 50 лет.
Именно инженеры Mazda реализовали уникальную концепцию двигателя Феликса Ванкеля и довели ее до коммерческого успеха пять десятилетий назад в этом году.
Роторный двигатель меньше и легче обычного поршневого двигателя, с превосходным соотношением мощности к массе. Поскольку в нем нет возвратно-поступательных частей — только трехсторонний ротор, вращающийся в корпусе, он также работает тише и плавнее.Ротор также обеспечивает выдающуюся производительность при заданном рабочем объеме. Это было большим прорывом для компании, полной автолюбителей.
Mazda также приняла роторный двигатель, чтобы отличаться от других, — философия «бросить вызов условностям», которая сохраняется и по сей день. В 1950-х и 1960-х годах Министерство международной торговли и промышленности Японии, архитектор послевоенной промышленной политики страны, пыталось сделать свой зарождающийся автомобильный сектор конкурентоспособным на мировом рынке. Он хотел упростить количество автопроизводителей, мотивируя это тем, что более крупные производители с большей вероятностью будут конкурировать с американскими и европейскими тяжеловесами.Небольшие производители автомобилей, такие как Mazda, оказались уязвимыми для принудительного слияния.
Но производитель автомобилей, который «думает иначе», первопроходец смелого нового типа двигателя, с гораздо большей вероятностью сохранит свою независимость. Роторный двигатель: отличная причина купить Mazda — автомобиль, который понравился не только тем, кто просто хотел добраться из точки А в точку B, но и поклонникам вождения.
Высоко оцененный роторный Cosmo Sport (также известный как 110S) 1967 года не только укрепил репутацию Mazda как небольшого, но очень влиятельного производителя автомобилей, но и в конечном итоге гарантировал компании постоянное место на автомобильном небосклоне.

Преодоление невзгод

В то время как другие автопроизводители пытались сделать роторный двигатель успешным, но безуспешно, Mazda упорно отказывалась позволить сложным двигателям встать у них на пути. Постоянно возникающая проблема заключалась в появлении царапин, получивших название «следы дьявольских когтей», на внутренней поверхности корпуса двигателя. Это было вызвано тем, что верхние уплотнения треугольного ротора дергались, а не плавно скользили по внутреннему корпусу. Такая оценка привела к плохой прочности уплотнения и вызвала преждевременный отказ от предложений по вращению от многих других производителей автомобилей (см. Панель справа).Инженеры Mazda
под руководством Кеничи Ямамото в конечном итоге не только решили проблему с уплотнением из графит-алюминиевого сплава, но и устранили другие недостатки, такие как чрезмерный расход масла и отсутствие крутящего момента на низких оборотах. В конце концов роторный двигатель стал реальным, сочетая надежность с впечатляющей мощностью для своего размера.
Эта выигрышная комбинация привела к значительному успеху продаж Mazda в 1970-х годах. Около 100 000 автомобилей с роторным приводом было продано в США только в 1972 году, а в оставшееся десятилетие половина автомобилей Mazda была произведена с роторным двигателем.

Известные роторы

Странные и непонятные роторные автомобили истории

Не будем лгать, не все из нас знали, что некоторые из этих странных роторных машин существовали до сегодняшнего дня. Но между несколькими участниками MOTOR и более широкой командой WhichCar мы составили список из нескольких малоизвестных автомобилей, оснащенных двигателями, которые Mazda так любила.

Mazda RX-500 1970 концепт

10

Автомобиль, с которого начался этот список, мы честно забыли о существовании до этой недели.Этот испытательный стенд Mazda со средним расположением двигателя не так уж «супер», как может показаться, но респектабельные 184 кВт от его 1,0-литрового роторного двигателя 10A делают его более значительным с точки зрения мощности, чем несколько позиций в этом списке.

Основная функция RX-500 заключалась в тестировании серии фар, установленных на его задней части, которые меняли цвет не только при торможении, но и при ускорении или замедлении.

10

Очевидно, это так и не сдвинулось с мертвой точки, поэтому RX-500 остается немного странным.У него отличные кожухи двигателя и двери кабины типа «бабочка». Его также вытащили из хранилища и показали на Токийском автосалоне в 2009 году, почти через 40 лет после того, как он был впервые показан на автосалоне 1970 года. — Крис Томпсон

1973 Chevrolet Corvette XP897 GT концепт

10

Некоторых может удивить, узнав, что General Motors так же оптимистично относилась к роторным двигателям, как и Mazda. Они были настолько очарованы ротором, что серьезно подумали о том, чтобы установить его в Corvette со средним расположением двигателя, идея, которая родила концепцию Corvette XP897 GT Twin Rotor.

По общему мнению, он действительно ездил довольно хорошо и мог бы стать звездным соперником RX-7, если бы не нефтяной кризис 1970-х годов — и тот факт, что роторный двигатель GM потреблял достаточно топлива, чтобы сделать даже большой двигатель. блок V8 завидовал — убил его еще до того, как он успел зародиться. — Тони О’Кейн

1974 Mazda Parkway RE13 Роторный 26 Superdeluxe

10

Из всех вещей, в которые можно бросить роторный двигатель, городской автобус, наверное, хуже всего.Тем не менее, Mazda 70-х годов была настолько взволнована тем, что сделала вращающуюся концепцию работоспособной, что вкладывала вращающиеся треугольники во все, что попадалось под руку.

Хиросима должно быть особенно мощным, потому что роторный двигатель не способен обеспечить достаточный крутящий момент, чтобы мотивировать большой 26-местный автобус на платформе грузовика. Это было одно из первых применений двигателя 13B — безнаддувного, конечно, — хотя, к удивлению, Mazda не последовала этому примеру с Parkway Rotary второго поколения.Кстати, это сарказм. — Тони О’Кейн

Mercedes-Benz C111-II 1970 года выпуска

10

Когда Mercedes-Benz подумал, что им следует попробовать революционный двигатель Wankel Rotary, штутгартский гигант сделал это в впечатляющем стиле, создав экспериментальные автомобили C111.

Первый C111 1969 года стартовал с трехроторным двигателем мощностью 206 кВт, а годом позже Mercedes превзошел себя, выпустив C111-II с четырехроторным двигателем мощностью 257 кВт — аналогичные мощности Lamborghini Miura V12.

К сожалению, с C111-II Mercedes-Benz осознал присущие роторным двигателям недостатки и в конце того же года заменил вращающиеся треугольники на поршни традиционного 3,5-литрового двигателя V8. — Даниэль Вонг

1969 Citroen M35

— цена: + 0 руб.

10

Кто знал, что Citroen баловался роторным двигателем? Вероятно, немного, потому что с 1969 по 1971 год французский автопроизводитель произвел всего 267 экземпляров M35 с приводом от Ванкеля.

M35 был крошечным купе с небольшим продольно установленным роторным двигателем объемом 995 куб. См, который мог производить 37 кВт и 68 Нм. Милый. Говорят, что двигатель работает настолько плавно и тихо, что Citroen установил сигнализацию, которая срабатывала каждый раз, когда машина приближалась к красной линии.

Круто, он оснащен знаменитой гидропневматической подвеской Citroen для максимального комфорта. — Том Фрейзер

1973 Citroen GS Birotor

— цена: + 0 руб.

10

Еще один из наших французских товарищей по Citroen, гидропневматическая подвеска и все такое, — это биротор GS.С 79 кВт от двигателя NSU-Citroën, а не с 37 кВт от роторного M35, GS был лучшим предложением с точки зрения производительности.

Но лучше, чем M35, о многом не говорят, и, как сообщается, было продано менее 1000 экземпляров. Изображенный автомобиль можно увидеть в Автомобильном музее Маллина, одном из немногих, которые вы найдете после того, как Citroen попытался выкупить проданные им Birotors, чтобы автомобили не были признаны Citroen. Ой. — Крис Томпсон

2003 Mazda RX-8 Водород RE

10

Фердинанд Пих однажды описал Феликса Ванкеля как гения в машиностроении, который не изучал термодинамику до того, как остановил двигатель в Audi, когда он поглотил NSU.

В то время как Пих рассматривал раздельные камеры сгорания и впускные камеры Ванкеля как проблему, Mazda увидела возможность, поскольку более холодная впускная камера позволяла летучему газообразному водороду оставаться стабильным до возгорания.

Это уникальное свойство роторного двигателя привело Mazda к экспериментам с водородными двигателями RX-8 и народными тягачами Premacy в начале 2000-х годов. Хотя несколько единиц было сдано в аренду, программа не принесла плодов, поскольку водородная инфраструктура оставалась далекой мечтой в сочетании с последующим отделением Mazda от Ford в конце десятилетия. — Даниэль Вонг

Mazda Roadpacer AP 1975 года выпуска

10

Мы знаем, что Mazda любит роторный двигатель — или любила — и мы знаем, что GM потратила немного времени, пытаясь сделать роторный двигатель правдоподобным силовым агрегатом серийного автомобиля, но знаете ли вы, что истории этих двух брендов имеют малоизвестный кроссовер?

Mazda захватила множество Holden Premiers и оснастила их ротором Ванкеля 13B, чтобы сократить загрязнение (AP означает Anti-Pollution), но лишь небольшое количество автомобилей было продано в период между первоначальной доступностью в середине 70-х годов.

Сообщается, что это была медленная и неэкономичная катастрофа (рядная шестерка «красного мотора» Холдена была более мощной и экономичной), так что немногие из них до сих пор существуют. — Крис Томпсон

Стоит ли рисковать при покупке автомобиля с роторным двигателем?

Если вы когда-нибудь слышали, как мимо проезжает Mazda RX-7 или RX-8, вы могли подумать, что с машиной что-то ужасно не так, потому что под капотом находится не только обычный двигатель.Роторный двигатель имеет совершенно уникальный звук, который легко распознать, и он не похож ни на что другое на дороге сегодня. Не многие автомобили имеют роторный двигатель, но люди все же любят их покупать. Они слишком уникальны для собственного блага? Или опыт роторного двигателя стоит риска?

Преимущества покупки роторного типа

Роторные двигатели отличаются высокой частотой вращения и в умелых руках могут производить большую мощность. Их легко модифицировать, настраивать и строить, и вы можете сделать это довольно недорого, чтобы создать быструю машину.Роторные двигатели используются во многих компактных гоночных автомобилях для дрэг-рейсинга, потому что они могут выдерживать абсурдную мощность. Но какой ценой?

Кабриолет Mazda RX-7 1990 | takeatrailer.com

СВЯЗАННЫЙ: Является ли Mazda RX-7 незаконным в США?

Скорее всего, ваш средний механик не в состоянии провести серьезное обслуживание вашего роторного двигателя. Они полностью отличаются от ваших стандартных поршневых двигателей внутреннего сгорания, над которыми механики работают изо дня в день, и они даже менее распространены, чем работа с гибридными автомобилями.Первым недостатком владения ротором является то, что вам нужно либо работать с автомобилем самостоятельно, либо найти местного механика с хорошей репутацией, который имеет опыт работы с этими двигателями.

Другие возможные проблемы

Роторные двигатели встречаются довольно редко, они есть только у нескольких автомобилей, что и хорошо, и плохо по разным причинам. С одной стороны, у вас есть любимый, уникальный автомобиль, который, если его узнают, обычно нравится автолюбителям. Они великолепно звучат и предлагают веселые и уникальные ощущения от вождения, которых нет ни на одном другом автомобиле.

Mazda RX-Vision в 2015 году | Дэвид Мареуил / Агентство Анадолу / Getty Images

СВЯЗАННЫЙ: Может ли Mazda RX-8 действительно быть надежным автомобилем?

С другой стороны, у них непросто найти запчасти, когда что-то тормозит или выходит из строя — например, верхние уплотнения, которые разрушаются на всех RX-7, которые я когда-либо пытался купить. Детали достаточно редки, чтобы быть дорогими, и вы обнаружите, что не только изо всех сил пытаетесь найти механика для ремонта, но также будете платить больше только за то, чтобы найти запчасти.Если вы склонны к механике и хотите научиться работать с автомобилем самостоятельно, не так много полезных видеоуроков, но, возможно, если вы захотите сделать что-то свое, это ниша, которую необходимо заполнить .

Роторный двигатель, несомненно, является одним из самых крутых двигателей, которые вы можете установить в автомобиле, и если вы готовы пойти на риск, он того стоит. Эти крутые автомобили редки, сохраняют свою ценность, и энтузиасты, как правило, получают удовольствие от вождения и владения ими.

Четырнадцать блестящих вращающихся Мазд, о которых вы, наверное, никогда не слышали (Список)

Изобретенный немецким инженером Феликсом Ванкелем и запатентованный им в 1929 году, гениальный роторный двигатель Ванкеля стал жизнеспособной альтернативой широко распространенному двигателю внутреннего сгорания, обеспечивающему четыре такта — впуск, сжатие, сгорание и выпуск — при вращении.

Ванкель заключил сделку с немецким производителем мотоциклов (а затем возрожденных легковых автомобилей) NSU в 1951 году, при этом баварская фирма смело представила первый в мире автомобиль с двигателем Ванкеля (NSU Spider) в 1964 году.Поскольку роторный двигатель меньше и легче обычного поршневого агрегата, с превосходным соотношением мощности к весу, он не имеет возвратно-поступательных частей — только трехсторонний ротор, вращающийся в корпусе, — поэтому он тише и плавнее, предлагая выдающиеся характеристики для заданного рабочего объема. В то время президент Mazda Цунедзи Мацуда быстро осознал потенциал роторного двигателя и вскоре подписал договор о техническом сотрудничестве с NSU.

Сама Mazda

позже утверждала, что «без роторного двигателя, вероятно, не было бы Mazda.А без Mazda роторный двигатель, конечно, не производился бы более 50 лет ». В то время как испытывающая нехватку денег NSU боролась с этим новым роторным двигателем (что в конечном итоге привело к краху компании и поглощению Audi в 1969 году), инженеры Mazda воплотили уникальную концепцию конструкции двигателя Ванкеля и в конечном итоге достигли коммерческого успеха.

Mazda также приняла роторный двигатель, чтобы отличаться от других, — философия «бросить вызов условностям», которая, к счастью, до сих пор продолжается в этой слишком редкой (в наши дни) автомобильной компании, возглавляемой инженерами.В то время как другие производители автомобилей пытались (но безуспешно) сделать двигатель Ванкеля успешным, Mazda упорно отказывалась позволить проблемам этого сложного двигателя встать у нее на пути.

Постоянная механическая проблема Ванкеля заключалась в царапинах — получивших название «следы дьявольских когтей» — на внутренней поверхности корпуса роторного двигателя, вызванных колебаниями уплотнений треугольного ротора, вместо того, чтобы плавно скользить по внутреннему корпусу. Такая оценка привела к низкой прочности уплотнения и вызвала преждевременный отказ от предложений роторных двигателей от многих других производителей автомобилей, включая Citroën, Mercedes-Benz, Ford, General Motors, Nissan и многих других.

Под руководством талантливого инженера Кеничи Ямамото Mazda в конечном итоге решила проблему Ванкеля с помощью уплотнения из графит-алюминиевого сплава, а также устранила другие недостатки, такие как чрезмерный расход масла и отсутствие крутящего момента на низких оборотах. Наконец, Mazda сделала роторный двигатель реалистичным в реальных условиях, сочетая надежность с высокой мощностью для своего размера.
Знаменитая Mazda 110S Cosmo Sport 1967 года с роторным двигателем (как уже упоминалось в «семерке лучших Mazdas» GRR Боба Мюррея) укрепила репутацию Mazda как небольшого, но влиятельного производителя автомобилей, в конечном итоге обеспечив компании постоянное место в истории автомобилестроения.Более поздние спортивные модели Mazda RX-7 и RX-8 с роторными двигателями значительно помогли укрепить эту репутацию и действительно заявили о себе, как о Mazda. Обе модели также упоминались в семерке лучших.

К началу 1970-х годов только в США продавалось около 100 000 автомобилей Mazda с роторным двигателем в год, поэтому, несмотря на топливный кризис середины 1970-х годов, в оставшуюся часть этого десятилетия половина общего объема производства автомобилей Mazda приводилась в движение роторным двигателем.

В дополнение к семерке лучших моделей Mazda Боба Мюррея, включая Wankel Cosmo 110S, Savanna RX-7, RX-8 и получивший победу в Ле-Мане 787B (первый и на сегодняшний день единственный роторный автомобиль, выигравший легендарную гонку 24 -часовая гонка), вот дюжина пекаря менее известных роторных моделей Mazda, чтобы смаковать.

Ротари 50 лет | Внутри Mazda

В последнее время главной проблемой роторного двигателя была его относительно низкая топливная экономичность и более высокий уровень выбросов по сравнению с лучшими современными бензиновыми или дизельными двигателями, включая собственные силовые установки Mazda SKYACTIV. Но когда его потенциальные преимущества настолько поразительны — легкий, компактный, плавный, тихий, свободно развивающийся — несомненно, у роторного двигателя есть будущее?

Роторный двигатель действительно может быть на грани возвращения.В качестве основного источника энергии он может быть сравнительно более голодным, поскольку обороты повышаются и падают, а нагрузки меняются. Но при постоянных и оптимальных оборотах, таких как у генератора, он идеален. Неудивительно, что Mazda экспериментировала с использованием этих восхитительно маленьких двигателей — треть размера обычного бензинового или дизельного двигателя — в качестве бортовых генераторов энергии или «расширителей диапазона». В 2013 году Mazda продемонстрировала крошечный однороторный агрегат объемом 330 куб. См, генерирующий бортовую мощность для электрической Mazda2. Развитие продолжается.

Есть и другие возможности в будущем. Роторные двигатели могут превосходно работать на водороде, самом распространенном элементе во Вселенной. Кроме того, он очень чистый: при сжигании водорода образуется только водяной пар. Mazda построила ряд экспериментальных роторных двигателей с водородным двигателем, в том числе арендованный на коммерческой основе парк RX-8 для экологического исследования, проведенного с правительством Норвегии.

Вне зависимости от того, какое техническое направление роторный двигатель примет в будущем, одно более чем вероятно: это будет прекрасная вещь.На Токийском автосалоне 2015 года Mazda продемонстрировала впечатляющий концепт спортивного автомобиля RX-Vision (вверху). Буквы RX, которые традиционно предшествуют моделям Mazda с роторным двигателем, RX-Vision ускорили импульсы энтузиастов роторных двигателей во всем мире. Mazda просто заявила в то время, что роторные двигатели остаются символом неустанно сложного духа компании, и что исследования и разработки роторных двигателей продолжаются. Но кто из компании, которая обнаружила печально известные следы когтей дьявола и нанесла роторы на автомобильную карту мира, кто что-то исключит?

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *