Меню Закрыть

Двигатель д50 – 1: 50.

Дизель Д50 | PROлокомотив

Автор: admin Рубрика: Оборудование локомотивов

Дизель Д50

Дизель, созданный изначально для железной дороги, позднее стал применяться на водном транспорте. Устройство представляет собой рядный четырехтактный двигатель с шестью цилиндрами и водным охлаждением. Разработки дизеля начались в 1945 году по прототипу ALCO 539T американского производства, который устанавливался на тепловозы ДА. Перед конструкторами стояла задача не только перенести все чертежи с прототипа, но и подогнать его под типовые тепловозы Советского Союза. Изготовление двигателя закончилось в 1946 году, тогда же он был установлен на ТЭ1.

Изначальные характеристики дизеля Д50 отвечали требованиям тепловозостроения того времени, со временем изменялись. Возросла степень сжатия с 11 до 12 и наддув с 1,2 до 1,6 атм. Двигатель изменил свою мощность с 1000 до 1200 л.с., холостой ход при этом увеличился до 300 об/мин. В целом, эффективность повысилась на 5%. Данные устройства стали выпускаться в Пензе и носить название модификации ПД-1. На холостом ходу, дизель потребляет 5,2 кг топлива. Среди аналогов того времени, это был самый экономичный и эффективный дизель.

В основе конструкции лежит литая чугунная рама – картер. В ее перегородках поперечно находятся постели коренных подшипников коленвала. Снизу картер образует масляную ванну. Стартер генератора прикреплен с помощью болтов к торцу рамы. С помощью шпилек, блок цилиндров установлен на плоскость картера сверху.

Охлаждение двигателя водяное, с принудительной циркуляцией воды. Для регулирования системы воды, установлен термостат. Температуру охлаждающей воды в верхнем бочке радиатора контролируют по дистанционному термометру, и она не должна превышать +95 градусов.

Система питания состоит из двух основных частей: системы передачи воздуха в систему двигателя и отброса отработанных газов и системы подачи топлива.

Воздухоочиститель состоит из основания, головки, центральной трубы и поддона. На центральной трубе хомутом закреплен неразборный центробежный фильтр глубокой очистки воздуха, уплотняемый резиновыми кольцами. Внутри основы воздухоочистителя, между обоймами опоры, отлитыми из капрона, помещены две фильтрующих части из капроновой щетины. Корпус воздухоочистителя с элементами, направленными на фильтрующий процесс, в ходе эксплуатации, разборке не подвергается. Для направления потока воздуха на фильтрующие элементы к поддону приварена чашка. Уплотнение поддона и корпуса воздухоочистителя осуществляется резиновым кольцом.

Для того, чтобы уменьшить шум выхлопа и обеспечить противопожарную безопасности в ходе работы, на двигатель устанавливается искрогаситель, заглушающий порывы. Отработанные газы, проходя между лопастями завихрителя, образуют вращающееся движение. Более весомые частицы сгоревшей сажи под воздействием центробежной силы, отскакивают и, сталкиваясь с направляющей чашей, попадают в отсек, расположенный между цилиндром и самим корпусом.

На двигателе отсутствуют щиток приборов, установлен только счетчик мото – часов и частей направления двигателя. Остальные необходимые детали учета устанавливает потребитель. Д50 оснащен аварийным тормозом, установленным в фильтр глубокой очистки. Для пуска двигателя, кроме стартера и свечей накаливания, в электроцепь включается дополнительное сопротивление и контрольный элемент ПД-51. Источником ток служат две последовательно включенных батареи. Установка контролирующих приборов необходима для учета количества масла в системе смазки маслом двигателя, уровня нагрева охлаждающей жидкости, степени заряженности аккумуляторов и срока работы двигателя.

Приемка и обкатка двигателя

К каждому отгружаемому двигателю прикладывается комплект запасных частей (со временем устройство устарело, многие запчасти больше не производились, это приводило к необходимости модернизации устройство), комплект инструментов тракториста, техпаспорт, ведомость прилагаемых запчастей, инструмента и принадлежностей. Д50 отгружался без воды и масла. Хранение двигателя больше двух месяцев без необходимых жидкостей должно было происходить согласно инструкции к устройству.

Обкатка двигателя происходила по схеме. Сначала устройство работало на холостом ходу, постепенно прибавляя мощность, если не наблюдалось сбоев в системе, при успешной обкатке, двигатель приступал к работе.

Эксплуатация Д50

Устройство имело ряд предписаний к эксплуатации с момента его создания. В зимнее время затруднительно сразу произвести пуск двигателя. Для смазки применялись сорта только определенного масла. Расход топлива и работоспособность Д50 изменяется в зависимости от погодных условий. Устройство затруднительно функционирует при низких температурах, поэтому эксплуатировалось в Умеренном и Субтропическом климате. Перед зимним периодом, в обязательном порядке двигатель проходил подготовку всех систем. Его модификации (Д50С, 1Д50, 2Д50 и т.д.) не имели таких проблем с системами в холодное время года, с каждой новой модификацией решалась та или иная проблема в сложности устройства двигателя. Недочеты исправлялись постепенно, с каждым новым двигателем. Тепловозостроение в СССР привело к развитию современных технологий, в сравнении с другими государствами, производство тепловозов и запчастей к ним у нас в стране велось на высоком уровне.

Материалы по дизелям серии Д50 (ПД1М, ПДГ4А, ПДГ4Д):

Руководство по эксплуатации дизель-генератора 1-ПДГ4Д .

Электронный каталог запасных частей дизеля Д50.

Книга тепловозные и судовые двигатели Д50 Москва 1952г.

Материалы по дизель — генератору 1ПДГ1М, 1ПДГ4А.

prolokomotiv.ru

МТЗ-50: технические характеристики

Колесные тракторы марки «Беларусь» до сих пор используются в нашей стране, несмотря на то, что выпуск их давно прекращен. Это обстоятельство говорит о высоком потенциале, заложенном в конструкцию, ее надежности и ремонтопригодности. Трактор МТЗ-50 колесный относится к категории универсальных сельскохозяйственных машин тягового класса 1,4 тонны. Они предназначены для выполнения широкого спектра работ:

  • Перевозка грузов на прицепах и полуприцепах.
  • Все виды полевых работ: пахота, культивация, посев, междурядная обработка и многое другое.
  • Привод стационарных и буксируемых машин и агрегатов.
  • Дорожно-строительные работы.

Трактор выполняет вышеуказанные и иные технологические операции с использованием широкой номенклатуры навесного, полунавесного и прицепного оборудования. Для этого на машине предусмотрена прицепная система, буксирное устройство и вал отбора мощности для привода агрегатов.

Трактор МТЗ-50: история создания

Минский тракторный завод создан постановлением правительства СССР №1142 в 1946 году и уже через два года дал первую продукцию. Разработка модели МТЗ-50 «Беларусь» начата в 1956 году параллельно с проектированием дизельного двигателя. Техническая и технологическая документация была подготовлена в кратчайшие сроки и была одобрена отраслевым НИИ.

К предсерийному выпуску нового пропашного трактора экспериментальный цех завода приступил в 1958 году, после чего он поступил на государственные испытания. По результатам последних и с учетом замечаний комиссии была проведена доработка машины и на ее базе создана полноприводная версия МТЗ-52.

Трактор МТЗ-50: история создания

Трактор МТЗ-52. Полноприводная версия

В соответствии с постановление Совета Министров от 14.11.1959 начало выпуска основной модели трактора было запланировано на 1961 год, а модернизированной – на следующий. Предприятию было предписано к концу пятилетки, довести суммарные ежегодные объемы производства машин обеих марок до 75 тысяч единиц.

В 1960 году были проведены опытно-конструкторские работы по установке на МТЗ-50 полугусеничного привода. Трактора данной модификации поставлялись сельхозпредприятиям и другим организациям по отдельным заказам. Применение резинометаллических гусениц существенно повысило тягово-сцепные характеристики и экономические показатели машины.

В 1963 году закончена модернизация МТЗ-50 «Беларусь» специально для хлопководческих хозяйств. Принципиальное отличие от серийной модели — трехколесная схема, пригодная для работы по четырехрядной системе. На Минском заводе данный трактор выпускался в течение 8 лет до 1977 года, после чего его производство было развернуто в Ташкенте на вновь созданном заводе.

Трактор МТЗ-50

В1964 году с конвейера МТЗ сошла первая серийная версия в полноприводном варианте. Данная машина быстро стала популярной среди механизаторов и ценилась за высокую проходимость. На базе описываемой модели были созданы три гусеничных трактора Т-54В для работы на виноградниках. Модификация выпускалась с колеей в 950 мм и 850 мм. Трактор выпускался вплоть до 1985 года и всего произведено 1 256 800 экземпляров.

Технические характеристики трактора МТЗ-50

Колесный пропашной трактор модели МТЗ-50 выполнен по классической схеме основу, которой составляет полурамная конструкция. Силовой каркас представляет собой два швеллера соединенных в передней части литым брусом. Остов трактора помимо полурамы составляют корпуса сцепления, коробки передач и заднего моста.

В передней части МТЗ-50 «Беларусь» продольно установлен дизельный двигатель, закрытый откидывающимся вперед капотом аллигаторного типа. За дизелем непосредственно расположены механизмы силовой передачи и задний мост, а также одноместная кабина для размещения механизатора.

Трактор МТЗ-50

Двигатель

Трактор оснащается четырехцилиндровым дизелем производства МТЗ марки Д-50 двух модификаций: с электростартером и Д- 50Л с бензиновым пускателем. Основные технические характеристики двигателя:

  • Мощность номинальная – 55 л. с., максимальная – 60 л. с..
  • Частота вращения коленчатого вала – 1700 об/мин.
  • Максимальный крутящий момент – более 36 кгс.
  • Рабочий объем двигателя – 4,75 л.
  • Расход топлива удельный не более 195 г/ э. л. с. ч.
  • ТНВД – четырехплунжерный марки УТН-5 с всережимным центробежным регулятором.
  • Давление впрыска – 130 кгс/ кгс/ см2.
  • Вес двигателя без технических жидкостей: Д-50 – 410 кг, Д-50 Л – 470 кг.
  • Давление масла рабочее 2,0 – 3,5 кгс/ см2.

Силовой агрегат оборудован комбинированным двухступенчатым воздухоочистителем. Система охлаждения жидкостная с принудительной циркуляцией воды или антифриза, радиатор расположен непосредственно перед двигателем. Вентилятор с постоянным приводом от коленвала через ременную передачу.

Система смазка комбинированная: к части деталей масло подается под давлением от шестеренчатого насоса остальные разбрызгиванием. Очистка масла осуществляется в два этапа с использованием механического и центробежного фильтра.

В системе питания предусмотрены бак топливный, фильтр грубой очистки, топливоподкачивающий насос, ТНВД, фильтр тонкой очистки, вихревые камеры и форсунки.

На двигателе установлен счетчик моточасов, краник для слива охлаждающей жидкости, вентилятор для принудительного обдува радиатора, термостат, водяной насос и генератор. Навесное оборудование обеспечивает работу силового агрегата и других систем трактора. Так, генератор приводится в действие ремнем от шкива, установленного на коленчатом вале. Устройство предназначено для снабжения потребителей постоянным током.

Коробка передач

Крутящий момент от двигателя на ведущие колеса передается по цепочке, состоящей из следующих механизмов:

  • муфта сцепления;
  • соединительная муфта;
  • коробка переключения передач;
  • задний мост.

Муфты сцепления и соединительная установлены в одном корпусе, который стыкуется с силовым агрегатом. Задний мост и КПП имеют отдельные корпуса в нижней части, которых находятся картеры для трансмиссионного масла.

Трактор МТЗ-50 оснащается механической коробкой передач, которая и имеет 9 передач (в том числе одна прямая) для движения вперед и одну – назад. В задней части КПП установлен редуктор, обеспечивающий удвоение режимов движения трактора. Управление обоими механизмами осуществляется одним рычагом, при этом вначале производится включение редуктора на повышенный или пониженный диапазон.

Коробка переключения передач трактора МТЗ-50 состоит из следующих частей:

  • корпус с картером;
  • первичный и вторичный вал;
  • передняя и задняя каретка;
  • промежуточный и внутренний вал;
  • ведущие и ведомые шестерни;
  • механизм переключения передач.

Крутящий момент от двигателя через муфты поступает на первичный вал КПП, далее через пары шестерней с разным передаточным числом преобразуется и передается на вторичный вал. Подключение пар шестерней, находящихся в постоянном зацеплении, происходит за счет перемещения кареток по шлицам первичного вала. Удвоение режимов работы трактора обеспечивается за счет применения редуктора.

modifikacii-traktora-mtz-50

Ходовая часть

Кинематическая схема трактора МТЗ-50 традиционная для данного типа машин и включает следующие элементы:

  • Главная передача с парой конических шестерней постоянного зацепления. Для снижения шумности применяются шестерни со спиральными зубьями (41 и 12 соответственно), передаточное число 3,42.
  • Дифференциал конический закрытого типа установлен в картере заднего моста и имеет 4 сателлита. Устройство оснащено механизмом блокировки с двумя кулачковыми муфтами, который включается при нажатии на педаль. Деактивация происходит автоматически при снятии ноги с управляющего органа.
  • Конечный передачи установлены в корпусах на концах полуосей и состоят из двух пар цилиндрических шестерней (по одной на каждую сторону). Передаточное число 5,308, зубья прямые, количество 69 и 13 соответственно.

Ведущие задние колеса установлены на ступицах, вращение которых обеспечивается за счет применения роликовых подшипников. В версии трактора МТЗ-50 привод только на задние колеса, в полноприводной модификации предусмотрена раздаточная коробка. Передача усилия на передний мост осуществляется через карданный вал.

Управление трактором осуществляется оператором посредством воздействия на руль, педали и рычаги. Начало движения, маневрирование и замедление сельскохозяйственной машины осуществляется следующими системами:

  • Тормоза. Дисковые, сухого типа, смонтированы на ведущих шестернях конечных передач. Привод гидравлический, управление работой осуществляется воздействием на педель.
  • Рулевое управление. Система состоит из рулевого колеса, редуктора (червячного с передаточным числом 17,5), гидроусилителя, тяг продольной и поперечной и рычагов.

Для снижения управляющих усилий на руле механизм снабжен гидравлическим усилителем раздельно-агрегатного типа. В системе предусмотрен шестеренчатый насос марки НШ-10Е, производительностью не менее 14 л/мин. Исполнительное устройство – цилиндр двойного действия с ходом поршня в 19,5 мм от среднего положения. Управление работой гидроусилителя осуществляется при помощи однозолотникового распределителя, который устанавливается на оси червячного механизма.

Габаритно-массовые показатели

Модель МТЗ-50 «Беларусь» относится к среднеразмерным тракторам, что обеспечивает возможность его использования в помещениях ферм для выполнения разных операций. Основные геометрические и весовые параметры сельскохозяйственной машины:

  1. Длина максимальная (по концам продольных тяг навесного устройства – сзади и противовесов – впереди) – 3815 мм.
  2. Ширина (по концам полуосей задних колес) – 1970 мм.
  3. Высота по крыше кабины – 2485 мм.
  4. База трактора (расстояние между центрами передней и задней оси) – 2370 мм.
  5. Колея передних и задних колес изменяется в пределах от 1200 до 1800 мм.
  6. Минимальный дорожный просвет – 465 мм.
  7. Радиус разворота трактора наименьший при выполнении маневра с подтормаживанием внутренних колес – 2,5 м.
  8. Вес модели конструктивный (в стандартной комплектации без дополнительного оборудования и навесных грузов на колесах и других точках подвески) – 2790 кг.
  9. Масса без эксплуатационных жидкостей с кабиной и каркасом безопасности – 3040 кг.

Геометрические размеры трактора в сочетании с оптимальным весом обуславливают отличные показатели по тяговой вооруженности, проходимости и маневренности. Сельскохозяйственная машина способна разворачиваться с незначительным радиусом траектории. Эта особенность очень цена при выполнении работ на ограниченных по площади площадках в условиях бездорожья.

Кабина трактора МТЗ-50: обзор рабочего места

Управление трактором МТЗ-50 «Беларусь» осуществляется с рабочего места оператора. Располагается оно в закрытой одноместной кабине с обширной площадью остекления, чем обеспечивается хороший обзор для тракториста во всех направлениях. Оператор располагается в подрессоренном кресле, перед которым смонтированы следующие органы управления:

  • Педали: муфты сцепления, управления подачей топлива, блокировки дифференциала, правого и левого тормоза.
  • Рычаги: переключения передач, включения тормозов прицепа, управления задним ВОМ, гидроувеличителя сцепного веса, распределителя гидросистемы.
  • Маховичок регулировки давления подпора.
  • Рулевое колесо с выключателем звукового сигнала и рукояткой переключения указателя поворотов.
  • Приборный щиток, на котором установлены амперметр, указатель давления масла, датчик температуры и лампа освещения индикаторов.
  • Тяга привода защелки горного тормоза.
  • Включатель массы аккумуляторных батарей.
  • Рукоятка переключения заднего вала отбора мощности.

Лобовое стекло кабины трактора оборудовано стеклоочистителем, который приводится в действие вручную при помощи рычага. Для обеспечения нормального микроклимата предусмотрен вентилятор, управляемый отдельным переключателем. Освещение рабочего места осуществляется при помощи плафона, установленного на потолке. В целом кабина для своего времени была достаточно удобной и обеспечивала оператору нормальные условия для работы.

Кабина трактора МТЗ-50: обзор рабочего места

Система навесного оборудования МТЗ-50

Трактор модели МТЗ-50 использовался для выполнения широкого спектра полевых работ при помощи разнообразных агрегатов. Перечень навесного оборудования включает следующие наименования:

  • Плуги 3-х корпусные для вспашки разных типов почв нескольких видов.
  • Косилка измельчитель навесная.
  • Косилка-плющилка прицепная.
  • Сеялки разных типов, в том числе с функцией внесения минеральных удобрений.
  • Сеялки-культиваторы.
  • Комбинированные агрегаты чизельные и почвообрабатывающие.
  • Культиваторы для сплошной обработки почвы.
  • Борона навесная.
  • Агрегаты для внесения жидких удобрений и ядохимикатов.
  • Полуприцепы транспортные и специального назначения.
  • Прицепы и полуприцепы самосвальные.
  • Рассеиватели минеральных удобрений навесные и прицепные.
  • Косилки дисковые и сегментно-пальцевые.
  • Грабли-ворошилки роторного типа.
  • Пресс-подборщики тюковые и рулонные.

Система навесного оборудования МТЗ-50

Навесное оборудование устанавливается на трактор при помощи специальной системы из тяг. Агрегаты, требующие механического привода, подключаются к валу отбора мощности. Прицепные устройства соединяются с сельскохозяйственной машиной с помощью универсального крюка, расположенного на поперечной тяге подвесной системы.

Модификации трактора МТЗ-50

Минский тракторы завод постоянно совершенствовал свою продукцию и выпускал МТЗ-50 в нескольких вариантах исполнения. Модернизация машины осуществлялась в двух направлениях: улучшение эксплуатационных характеристик и повышение проходимости. Всего помимо базовой версии было выпущено три модификации трактора:

  • МТЗ-50Л с дизелем Д-50Л с электростартером.
  • МТЗ-52. Оснащался силовым агрегатом Д-50 с приводом на все колеса, для чего на место передней балки устанавливался мост и раздаточная коробка. Передача усилия производится через карданный привод с промежуточной опорой. Включение переднего моста возможно в автоматическом режиме или принудительно.
  • МТЗ-52Л является полноприводной версией и отличается от предыдущей модели наличием электрического стартера в системе запуска двигателя.

Трактор МТЗ-50Х1. Хлопководческая модификация

Все модификации максимально унифицированы по основной номенклатуре деталей, узлов и агрегатов. Подобный подход позволяет снизить отпускную цену на конечную продукцию завода и упростить снабжение сельхозпредприятий запасными частями и комплектующими. Полноприводная версия машины имеет лучшие тяговые характеристики и используется в труднопроходимых местностях.

Опыт эксплуатации МТЗ-50. Достоинства и недостатки

Тракторы данной модели разрабатывались исходя из технических требований текущего момента, и для своего времени имели отличные характеристики. МТЗ-50 «Беларусь» имеет ряд преимуществ перед машинами других моделей, в частности:

  • Минимальные издержки на содержание и эксплуатацию трактора.
  • Высокая надежность узлов и агрегатов машины.
  • Достаточная производительность, что позволяет со сравнительно небольшими затратами выполнять значительные объемы работ.
  • Трактор спроектирован для использования в условиях отсутствия дорог с твердым покрытием.
  • Климатическое исполнение машины допускает эксплуатацию зимой и летом при экстремальных значениях температур.
  • Трактор может агрегатироваться с широким спектром навесного оборудования для выполнения сельскохозяйственных и иных работ.

Опыт эксплуатации МТЗ-50

Машина отличается неприхотливостью, простотой в эксплуатации и превосходной ремонтопригодностью. Восстановление работоспособности неисправного трактора возможно в полевых условиях с использованием стандартного набора инструментов. Вместе с тем модель МТЗ-50 имеет ряд особенностей, которые следует учитывать при его применении по назначению:

  • Недостаточная мощность двигателя для выполнения работ на тяжелых почвах.
  • Высокая чувствительность пускового двигателя к качеству бензина.
  • Тракторист должен быть внимателен при выборе режима работы двигателя и передачи.

Опыт эксплуатации МТЗ-50

Учитывая значительный опыт эксплуатации сельскохозяйственных машин данной модели, перечисленные недостатки можно считать несущественными. Механизаторы отмечают неприхотливость, высокую надежность и продуманность конструкции. Машина хорошо себя зарекомендовала в условиях средней полосы и поставлялась после соответствующей доработки в страны с жарким или холодным климатом.

Заключение

Трактор МТЗ-50 «Беларусь» заслужено пользуется популярностью в нашей стране и за рубежом, прежде всего благодаря простоте. Эксплуатация и обслуживание его не требуется высокой квалификации от персонала. О высокой надежности модели говорит тот факт, что, невзирая на прекращение ее выпуска более 20 лет назад достаточное количество машин находятся в эксплуатации и до сих пор.

tractorreview.ru

Дизельные двигатели Д-50 и Д-50Л. Руководство по эксплуатации и уходу | Минский Моторный Завод

Минский Моторный Завод

СОДЕРЖАНИЕ: Вниманию потребителя (3). Введение (5). I. Техническая характеристика двигателей II. Управление двигателем и контрольные приборы III. Приемка и обкатка двигателя Приемка двигателя (16). Обкатка двигателя (16). IV. Устройство двигателя Блок цилиндров (19). Головка цилиндров (20). Кривошипно-шатунный механизм (21). Механизм газораспределения (25). Система смазки (27). Центробежный масляный фильтр (31). Система охлаждения (33). Водяной насос и вентилятор (33). Система питания (37). Система подачи воздуха в цилиндры и выпуска отработавших газов (37). Воздухоочиститель (37). Искрогаситель (39). Система подачи топлива (41). Топливные фильтры (41). Топливный насос (45). Устройство топливного насоса (46). Устройство регулятора (47). Работа регулятора при пуске двигателя (49). Работа регулятора на максимальных холостых оборотах (50). Работа регулятора при номинальной нагрузке двигателя (50). Работа регулятора при перегрузке двигателя (51). Работа регулятора при выключении подачи топлива на двигателе (51). Устройство и работа подкачивающего насоса (51). Форсунка (52). Пусковое устройство двигателя (53). Пусковой двигатель (55). Карбюратор К-06 (56). Регулятор пускового двигателя (58). Редуктор пускового двигателя (60). Электрооборудование (62). Генератор (62). Стартер СТ-212 (64). Стартер СТ-350Б пускового двигателя (64). Свечи накаливания (67). Система зажигания пускового двигателя (68). V. Эксплуатация двигателя Подготовка двигателя к работе (70). Подготовка двигателя к пуску (70). Пуск двигателя Д-50 (70). Пуск двигателя Д-50Л (71). Пуск пускового двигателя (71). Пуск основного двигателя (72). Загрузка двигателя (72). Остановка двигателя (72). Уход за механизмами и системами двигателя (73). Уход за кривошипно-шатунным механизмом (73). Уход за механизмом газораспределения (76). Уход за системой охлаждения (78). Регулировка натяжения ремня вентилятора (79). Уход за системой питания (79). Уход за воздухоочистителем (79). Уход за искрогасителем (81). Уход за топливными фильтрами (81). Уход за топливным фильтром грубой очистки — отстойником (81). Уход за фильтром тонкой очистки топлива (82). Заполнение системы топливом (83). Уход за форсунками (83). Уход за топливным насосом (84). Проверка момента начала подачи топлива насосом (84). Снятие топливного насоса с двигателя (87). Установка топливного насоса на двигатель (87). Регулировка топливного насоса (88). Хранение и фильтрация топлива (89). Уход за топливным баком (90). Уход за пусковым двигателем и редуктором (90). Уход за карбюратором К-06 (91). Регулировка карбюратора (92). Регулировка оборотов коленчатого вала пускового двигателя (92). Уход за электрооборудованием (94). Уход за генератором Г-81Д (94). Уход за стартером СТ-212 (95). Уход за свечами накаливания (97). Уход за стартером СТ-350Б пускового двигателя (97). Уход за системой зажигания пускового двигателя (98). Уход за свечой зажигания (98). Уход за магнето (98). Установка момента зажигания (99). Смазка двигателя (100). Общие указания по смазке (100). Промывка центробежного масляного фильтра (103). Промывка набивки сапуна (104). Смазка подшипников водяного насоса (104). Смазка топливного насоса и регулятора (105). Смазка редуктора пускового двигателя (105). Смазка генератора (105). Смазка магнето (106). Таблица смазки (107). Правила технического ухода за двигателями (111). Ежесменный технический уход (113). Технический уход №1 (113). Технический уход №2 (114). Технический уход №3 (114). Сезонный технический уход (116). Особенности эксплуатации двигателя и ухода за ним в зимних условиях (117). Уход за системой охлаждения (117). Уход за системой питания (118). Уход за системой смазки (118). Пуск двигателя (118). Влияние окружающей среды на работу двигателя (119). Правила техники безопасности при эксплуатации двигателя (120). VI. Возможные эксплуатационные неисправности двигателя и способы их устранения Приложение 1. Индивидуальный комплект запасных частей к двигателям Д-50 и Д-50Л (135). Приложение 2. Комплект инструмента тракториста к двигателям Д-50 и Д-50Л (136). Аннотация издательства: Руководство содержит краткое описание конструкции дизельных двигателей Д-50 и Д-50Л, изложены также основные правила эксплуатации двигателей и технического ухода за ними, описаны возможные эксплуатационные неисправности и способы их устранения. Предназначено для операторов, водителей и мотористов машин и агрегатов, на которых устанавливаются двигатели Д-50 и Д-50Л, механиков и других лиц, занятых эксплуатацией и обслуживанием двигателей. Соответствует заводской технической документации по состоянию на 1 мая 1968 года. Руководство составили инженеры отдела главного конструктора Минского моторного завода В.А.Савело, М.М.Голубович, В.А.Горштейн, Б.Я.Поверенивя, В.А.Пресман, А.И.Сидоренко, Э.А.Рапницкий и И.И.Прончак.

bookfi.net

текущий ремонт, капитальный ремонт, техническое обслуживание, поставка запчастей, техническая характеристика

Двигатель Д50 (Д-50) — четырехтактный, вертикальный, бескомпрессорный дизель с наддувом и водяным охлаждением;

Технические характеристики двигатель Д50

Рабочий объем всех 6-ти цилиндров

157,2 л (дм3)

Минимальные обороты коленвала

300+15 об/мин

Номинальная частота оборотов

750+5 об/мин

Номинальная мощность при макс. оборотах

1200 л.с.

Эффективное давление, среднее

9,15 атм

Удельный расход топлива для работы дизеля при номинальной мощности

224 г/кВт*ч

В течение одного часа работы на холостом ходу расходуется топлива

5,2 кг

Удельный расход масла при работающем дизеле при номинальной мощности

2,04 г/кВт*ч

Масляный радиатор – трубчатый однорядный, трубки –стальные. Масляный радиатор крепится к стойкам водяного радиатора.

Система охлаждения – с принудительной циркуляцией. Емкость системы 20 л. Для уменьшения тепловой напряженности форсунок в гнезда головки цилиндров запрессованы тонкостенные латунные стаканчики

Модификации двигателя Д50:

Д50 — базовая модель. Устанавливался на магистральных тепловозах ТЭ1 и ТЭ2.

Д50С — судовая модификация, был установлен на танкере «Генерал Ази-Асланов», речных ледоколах «Волга» и «Дон», морских буксирах «Голиаф» и «Атлант», теплоходе «Чайка».

1Д50 — устанавливался на передвижной железнодорожной электростанции ПЭ-1

2Д50 — отличался профилем кулачков газораспределительного вала, конструкцией турбовоздуходувки и выпускных коллекторов. Устанавливался на маневровых тепловозах ТЭМ1. Имел повышенную за счет повышенного давления наддува мощность (на 15 %), применялся на ТЭ2п.

4Д50 — судовой вспомогательный дизель-генератор.

5Д50 — устанавливался на китобойных судах типа «Мирный».

Д55 — газодизель, был применён на опытном тепловозе ТЭ4.

spbdiesel.ru

Тракторный двигатель Д-50 и Д-54

Дизель Д-50. Четырехцилиндровый вихрекамерный дизель Д-50 выпускается с 1963 г. Его характерной осо­бенностью является малый вес при жесткой конструкции основных деталей. Плоскость разъема блок-картера и масляного картера проходит по оси коленчатого вала.

К задней стенке блок-картера крепится стальной лист, которым двигатель соединяется с корпусом муфты сцеп­ления. По конструкции камера сгорания подобна камере дизеля СМД-14 и отличается от нее лишь размерами. Особенностью конструкции головки цилиндров является вывод впускных каналов на ее верхнюю стенку и продол­жение каналов в промежуточном корпусе клапанного механизма, с боковой стенкой которого слит впускной коллектор.

Дизель не имеет декомпрессионного меха­низма.

Односекционный масляный насос, приводимый во вращение от шестерни коленчатого вала, забирает масло из углубленной части литого жесткого масляного карте­ра и подает его в полнопоточную реактивную масляную центрифугу. Далее масло поступает к третьей коренной шейке коленчатого вала и параллельно ко второй шейке распределительного вала. От третьей коренной шейки масло по сверленым каналам в коленчатом вале посту­пает ко всем шатунным и коренным шейкам, очищаясь в полостях шатунных шеек. . Клапанный механизм сма­зывается через третью опорную шейку полого распреде­лительного вала. Для охлаждения масла в его поток включен масляный радиатор, который может выклю­чаться перепускным краном.

Водяной насос и четырехлопастный вентилятор, ус­тановленные на одной оси, приводятся во вращение ре­менной передачей от коленчатого вала дизеля. Система охлаждения снабжена термостатом.

На дизеле устанавливают топливный насос высокого давления распределительного типа или малогабаритный топливный насос УТН-5 с всережимным регулятором и топливоподкачивающим насосом. Предусмотрена тща­тельная фильтрация топлива. Фильтр-отстойник и фильтр грубой очистки установлены до топливоподкачивающего насоса; другой фильтр грубой очистки и фильтр тонкой очистки с тремя катушками из хлопчатобумажной нити установлены перед топливным насосом высокого давле­ния.

Дизель запускают с помощью стартера. Для облегчения пуска в камерах сгорания установлены свечи накаливания.

Воздух фильтруется двухступенчатым воздухоочисти­телем, первой ступенью очистки которого является цент­робежный элемент с самоудалением пыли и второй — контактно-масляный. На элементе центробежной очистки установлен клапан, при помощи которого закрывается доступ воздуха в двигатель.

Дизель Д-54А. Этот дизель надежен в работе и прост в обслуживании. Вес дизеля несколько велик по срав­нению с более поздними моделями тракторных дизе­лей. Не высоки и другие его удельные показатели, в свя­зи с чем он в ближайшее время будет снят с производ­ства.

В этом четырехцилиндровом дизеле применен вихре — камерный рабочий процесс. Камеры сгорания плоской формы отлиты непосредственно в головке цилиндров и соединены с надпоршневым пространством сужающи­мися каналами круглого сечения. В днищах поршней, отлитых из алюминиевого сплава, под отверстиями сое­динительных каналов камер сгорания имеются неглубо­кие выемки, улучшающие условия для сгорания топлива.

Шатун имеет гладкий прямой разъем с нижней крыш­кой. В стержне шатуна просверлен канал для подачи масла под давлением к втулке поршневого пальца. Ко­ленчатый вал дизеля без противовесов. Толкатели гриб­ковой формы имеют кольцевые проточки, в которые вхо­дят штифты декомпрессионного механизма. Толкатели поднимаются внешними рычагами, связанными общей внешней тягой с рычагом декомпрессионного механизма.

Система смазки обычная с одноступенчатым шесте­ренчатым масляным насосом, забирающим масло из картера и нагнетающим его к масляному фильтру. Мас­ло проходит щелевой фильтр и поступает в масляный радиатор. Некоторая часть масла поступает в реактив­ную центрифугу и стекает в картер. Из масляного ра­диатора масло по каналам подается к коренным подшип­никам коленчатого вала, подшипникам распределитель­ного вала, промежуточной шестерне и коромыслам кла­панов. От коренных подшипников масло, очищаясь в полостях шатунных шеек, поступает к шатунным под­шипникам и далее по каналам в шатунах к втулкам порш­невых пальцев. Остальные детали дизеля смазываются маслом, которое вытекает из зазоров подшипников и раз­брызгивается кривошипами коленчатого вала. В осенне- зимний период эксплуатации масляный радиатор отклю­чают специальным краном.

Система охлаждения открытая, без термостатов. Во­дяной насос и четырехлопастный вентилятор приводят­ся во вращение общим ремнем. Ведущий шкив установ­лен на выступающем конце валика промежуточной шес­терни, соединенной с шестерней коленчатого вала.

На дизеле применен насос 4ТН-8,5Х10 с всережимным регулятором и топливоподкачивающим насосом, на котором установлен ручной насос для прокачки топлива в системе. Топливо фильтруется в щелевом фильтре гру­бой очистки, установленном перед топливоподкачиваю­щим насосом, и тонком фильтре с четырьмя катушками из хлопчатобумажной нити, который установлен перед насосом высокого давления. На головке против каждой камеры сгорания в горизонтально расположенных отвер­стиях установлены закрытые форсунки со штифтовыми распылителями.

Двухтактный пусковой двигатель установлен на кар­тере маховика с правой стороны дизеля и соединен с венцом маховика при помощи муфты сцепления, двухсту­пенчатого редуктора и механизма автоматического от­ключения. Водяная рубашка пускового двигателя соеди­нена с системой охлаждения дизеля, что способствует ускорению его прогрева перед пуском. Выпускной трубо­провод пускового двигателя проходит через впускной коллектор дизеля, чем достигается подогрев поступаю­щего в дизель воздуха во время пуска.

Воздухоочиститель, установленный на впускном коллекторе дизеля, состоит из двух ступеней: центро­бежной с самоудалением пыли и контактно-масляной.

avto-motor.com.ua

Двигатель Д50 Пензадизельмаш

Наименование Обозначение
Блок
1 Блок сборка  1ПДА.01.010сб 
2 Блок с гильзами  ПД1А.01-010 
3 Гильза цилиндров  Д50М.01.002 
4 Кольцо уплотнения гильзы (Д140.00.04)  Д50.01.003-1 
5 Шпилька анкерная  Д50.01.004 
6 Гайка анкерной шпильки  Д50.01.005 
7 Шпилька сшивная  Д50.01.006А 
8 Гайка  Д50.01.007 
9 Шпилька крепления головки цилиндра  Д50.01.009А-2 
10 Гайка  Д50.01.010-1 
11 Гайка  Д50.01.011-2 
12 Втулка водоперепускная  Д50.01.013А 
13 Втулка водоперепускная  Д50.01.014А 
14 Кольцо водоперепускное (Д140.00.05)  Д50.01.015-1 
15 Кольцо водоперепускное (Д140.00.06)  Д50.01.016 
16 Кольцо маслоуплотнительное (Д140.00.07)  Д50.01.017 
17 Втулка распределительного вала (передняя)  Д50.01.018А 
18 Втулка распределительного вала (задняя)  Д50.01.019А 
19 Втулка распределительного вала (средняя)  Д50.01.020А 
20 Прокладка  Д50.01.044 
Рама двигателя
21 Рама двигателя  Д50С.02.001 
22 Крышка подшипника 1-2,3,5,6 опор  Д50.02.002-1А 
23 Крышка подшипника 4 опоры  Д50.02.003-1А 
24 Крышка подшипника 7 опоры  Д50.02.004-1А 
25 Вкладыш коренной 1-2,3,5,6 опор за 1 шт.  1-ПД4.02.005-2 
26 Вкладыш коренной 4 опоры за 1 шт.  1-ПД4.02.006-2 
27 Вкладыш коренной упорный 7 опоры за 1 шт.  1-ПД4.02.007-2 
28 Крышка люка  1ПД4.02.011-1 
Поршень
29 Поршень (выпуск до 1989 г.) (Д236.00.01)  ПД1М.04.001 
30 Поршень  1-ПД4.04.001-1 
31 Заглушка  Д50.04.004-1 
32 Кольцо поршневое (уплотнительн.)  Д50.04.006 
33 Кольцо поршневое (уплотнительн.) Д50.04.006В  Д50.04.011А 
34 Кольцо поршневое (маслосгонное)  Д50.04.007 
35 Палец  1-ПД2.04.100 
Коленчатый вал
36 Диск поворотный  Д50.05.004-1 
37 Болт  Д50.05.009 
38 Гайка прорезная (корончатая)  Д50.05.010 
39 Вал коленчатый  1-ПД4А.05.010-1 
40 Кулачок  Д50.05.011 
41 Шпонка  Д50.05.016 
42 Втулка  Д50.05.019 
43 Болт  Д50.05.020 
44 Шестерня коленвала  Д50.05.102 
Крышка цилиндра
45 Крышка цилиндра с клапанами  1ПД4А.06.020 
46 Крышка цилиндра с направляющими  1-ПД4.06.020-03 
47 Гильза форсунки  Д50.06.002-1 
48 Фланец форсунки  Д50.06.003 
49 Прокладка всасывающего коллектора  Д50.06.018 
50 Шпилька крышек  Д50.06.019 
51 Направляющая выхлопного клапана (Д50.06.025)  ПД2.06.025 
52 Направляющая впускного клапана (Д50.06.026)  ПД2.06.026 
53 Прокладка выхлопного коллектора  Д50.06.028 
Распределительный вал
54 Вал распределительный  2Д50М.07.101 
55 Шпонка  Д50.07.006 
56 Шпилька  Д50.07.007-1 
57 Гайка  Д50.07.008 
Привод распределительного вала
58 Шестерня паразитная  Д50.08.003 
59 Полукольцо  Д50.08.005А 
60 Полукольцо  Д50.08.006А 
61 Втулка паразитной шестерни  Д50.08.016-1 
62 Ось шестерни паразитной  Д50.08.017-1 
63 Кольцо регулировочное  Д50.08.019 
64 Пружина клапана  Д50.08.025 
65 Втулка опоры  Д50.08.038А 
66 Шестерня паразитная  Д50.08.101-1 
67 Ось шестерни паразитной  Д50.08.110 
68 Кольцо упорное  Д50.08.111 
69 Кольцо упорное  Д50.08.112 
70 Шестерня  Д50.08.115 
Всасывающий и выхлопной клапаны
71 Впускной и выпускной клапаны  Д50.09-1 
72 Пружина клапана большая  Д50.09.003-2 
73 Пружина клапана малая  Д50.09.004-1 
74 Замок  Д50.09.005 
75 Колпачок  Д50.09.006 
76 Сухарь клапана  Д50.09.007 
77 Тарелка клапанной пружины  Д50.09.008 
78 Клапан впускной  Д50.09.009 
79 Клапан выпускной  Д50.09.010 
80 Прокладка  Д50.09.011 
Привод клапанов
81 Корпус привода клапанов  ПД2.10.001 
82 Крышка корпуса (алюм.)  Д50.10.002-В 
83 Рычаг толкателя  Д50.10.003 
84 Рычаг выпуска  Д50.10.004 
85 Рычаг впуска  Д50.10.005 
86 Кронштейн рычага толкателя  Д50.10.006А 
87 Ось рычага выпуска  Д50.10.007 
88 Ось рычага впуска  Д50.10.008 
89 Ось рычага толкателя  Д50.10.009 
90 Втулка рычага толкателя  Д50.10.010-1 
91 Втулка рычага впуска  Д50.10.011 
92 Втулка рычага выпуска  Д50.10.012 
93 Ось ролика  Д50.10.014 
94 Ролик  Д50.10.015 
95 Ударник  Д50.10.016 
96 Боёк  Д50.10.017 
97 Замок ударника  Д50.10.018-1 
98 Толкатель  Д50.10.019 
99 Головка штанги верхняя  Д50.10.025 
100 Головка штанги нижняя  Д50.10.026 
101 Труба штанги выхлопа  Д50.10.027 
102 Труба штанги впуска  Д50.10.028 
103 Пята рычага толкателя  Д50.10.029 
104 Пята рычага всасывания  Д50.10.030 
105 Пружина толкателя  Д50.10.031-1 
106 Фланец пружины  Д50.10.032 
107 Упор пружины  Д50. 10.033 
108 Пробка  Д50.10.044 
109 Пробка  Д50.10.045 
110 Жиклер рычага  Д50.10.071-1А 
111 Штанга выпуска  Д50.10.104 
112 Штанга впуска  Д50.10.105 
113 Корпус привода  Д50.10.108 
114 Рычаг толкателя  Д50.10.109 
115 Пружина толкателя  Д50.10.110 
116 Ударник  Д50.10.111 
117 Рычаг толкателя  Д50.10.112 
118 Рычаг выпуска  Д50.10.113 
119 Рычаг впуска  Д50.10.114 
120 Сальник самоподжимной (ТЭ3.51.1318)  Д50.10.115 
121 Сальник самоподжимной  Д50.10.116 
Насос водяной 
122 Насос водяной  Д50.11сб 
123 Корпус  Д50.11.001-3 
124 Крыльчатка  1ПД4.11.002-5 
125 Труба всасывающая  1ПД4.11.003 
126 Шестерня  Д50.11.004-2 
127 Вал  Д50.11.005-5 
128 Станина  1ПД4.11.013-1 
129 Фланец лабиринтовый  Д50.11.030А 
130 Кольцо лабиринтовое  Д50.11.031-2 
131 Втулка  Д50.11.032-1 
132 Гайка глухая  Д50.11.042 
133 Шайба стопорная  Д50.11.043 
134 Втулка нажимного сальника  Д50.11.101 
Насос масляный
135 Насос масляный  МШ5 
136 Насос масляный  2Д50.12-3 
137 Корпус масляного насоса  2Д50.12.001-1 
138 Крышка нижняя  2Д50.12.002-1 
139 Шестерня ведущая  2Д50.12.003 
140 Шестерня ведомая  2Д50.12.004 
141 Крышка верхняя  2Д50.12.005-1 
142 Корпус редукционного клапана  Д50.12.005-2 
143 Пружина  Д50.12.007-1 
144 Гайка накидная  2Д50.12.007-2 
145 Клапан перепусконой  Д50.12.008-1 
146 Винт регулировочный  2Д50.12.008-1 
147 Прокладка  Д50.12.010 
148 Втулка  2Д50.12.011 
Привод топливного насоса
149 Вал привода  2Д50М.16.001 
150 Болт  Д50.16.002-1 
151 Вал  2Д50М.16.101 
152 Кожух  Д50.16.101-2 
153 Кожух  Д50.16.103-1 
Форсунка
154 Форсунка  Д50.17.1сб 
155 Пружина форсунки  Д50.17.008-1 
156 Щелевой фильтр  Д50.17.012-2 
157 Кольцо уплотнительное  Д50.17.016 
158 Распылитель форсунки  Д50.17.101сб1 
159 Штанга форсунки  Д50.17.102сб 
Выхлопной коллектор
160 Выхлопной коллектор  1-ПД4.18-1 
161 Кольцо уплотнительное  Д50.18.011А 
Коллектор наддувочный
162 Коллектор надувочный  1-ПД4.19-2сб 
Трубопровод масляный
163 Трубка смазки втулки распредвала  Д50.20.002 
164 Трубка смазки коленвала  Д50.20.004 
165 Трубка подвода масла к приводу маслонасоса  ПД1.20.016-1 

neva-diesel.com

Д50 — это… Что такое Д50?

Д50 (иногда Д-50) — советский рядный шестицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель с водяным охлаждением. Применялся на железнодорожном, а позднее и водном транспорте.

Проектирование

В августе 1945 года на Танковый завод № 75 (позже — Харьковский завод транспортного машиностроения) в Харькове поступило указание о начале работ по созданию нового тепловоза (будущий ТЭ1), скопировав американский Да (поступал по ленд-лизу). Одной из причин выбора являлся большой опыт харьковских инженеров по разработке танковых двигателей, которые по параметрам и особенностям работы во многом близки локомотивным. Помимо этого, ещё в 1944 году на завод была направлена группа конструкторов с Коломенского завода, ранее эвакуированного в Киров. Коломенский завод до военных событий занимался созданием судовых двигателей, а также имел опыт постройки тепловозов.

Работы по проектированию двигателя нового тепловоза велись в опытном цехе «1600». Конструкторам предстояло не просто скопировать дизель ALCO 539T (двигатель тепловозов Да), а перевести его размеры из дюймовой в метрическую систему и подогнать их под советские стандарты. Непосредственным руководителем работ был Н. Д Вернер.

В концу 1946 года был выпущен первый дизель Д50.

Разновидности

  • Д50 — базовая модель. Устанавливался на магистральных тепловозах ТЭ1 и ТЭ2.
  • Д50С — судовой дизель, был установлен на следующих кораблях: танкер «Генерал Ази-Асланов», речные ледоколы «Волга» и «Дон», морские буксиры «Голиаф» и «Атлант», теплоход «Чайка».
  • 1Д50 — устанавливался на передвижной железнодорожной электростанции ПЭ-1
  • 2Д50 — отличался профилем кулачков газораспределительного вала, конструкцией турбовоздуходувки и выпускных коллекторов. Устанавливался на маневровых тепловозах ТЭМ1. Существовал также вариант с повышенной мощностью (на 15 %), применялся на отдельных ТЭ2.
  • 4Д50 — судовой вспомогательный дизель-генератор.
  • 5Д50 — устанавливался на китобойных судах типа «Мирный».
  • Д55 — газовый дизель, был применён на опытном тепловозе ТЭ4.

См. также

Литература

biograf.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о